Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к семинарским занятиям





Одним из видов учебных занятий является семинар. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание темы учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Проводится это занятие методом обсуждения проблем учебной дисциплины в самых разнообразных формах. Наиболее традиционной формой является заслушивание докладов и рефератов и свободное обсуждение содержания этих докладов в виде сообщений и т.п. Как правило, возможные направления обсуждения докладов и рефератов определя­ются заранее исходя из учебной программы. Но возможны и неожиданные повороты семинара, которые определит инициатива студента, натолкнувшегося в ходе самостоятельной подготовки на интересную проблему, заслуживающую внимания всей группы. Если план семинарских занятий преподаватель не дает, то его ориентиры определяет программа дисциплины по данной теме либо узловые вопросы лекции.

У семинара много достоинств. Одним из них является его характерная особенность, заключающаяся в том, что хозяин семинара – студент. На семинаре ему предоставляется возможность убедиться в правильности выводов, к которым он пришел в ходе самостоятельной работы, а также проверить степень готовности к публичному изложению и защите своих идей и знаний. Оценка не является главным стимулом для участников семинара. Более важен процесс интеллектуального поиска истины. На семинаре собираются единомышленники, сделавшие сознательный выбор в пользу высше­го образования, а поэтому им интересно учиться и узнать как можно больше по предмету дисциплины, получить навыки публичного выступления, овладеть мастерством ораторского искусства.

Семинару противопоказано иждивенчество, когда студент ожидает от кого-то светлых мыслей и новой информации, а сам встает в позу стороннего наблюдателя. Работать должны все. Наибольший успех на семинаре будет сопутствовать тем, кто проявляет учебную активность на протяжении всего занятия. Формы этой активности разнообразны: выступления, дополнения, исправления неточностей и ошибок в выступлениях других участников семинара, вопросы к выступающим. Инициатива, самостоятельность и оригинальность мышления, свободная манера выступления, связь с будущей профессиональной деятельностью и злободневными проблемами общественной практики получают на семинарах самую высокую оценку со стороны преподавателя. По итогам работы на семинарских занятиях преподаватели имеют право освободить студентов от сдачи зачета и даже экзамена.

Исходя из особенностей семинарского занятия наиболее целесообразная стратегия подготовки студента к семинару заключается в том, чтобы на первом этапе в общем плане усвоить содержание предмета предстоящей дискуссии по всем вопросам семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо как минимум прочитать конспект лекции и учебник. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса или группы вопросов, содержащихся в плане семинара, для более глубокого и основательного изучения с использованием дополнительной литературы: документов, справочников, монографий, научных журналов, прессы и т.д. По этому вопросу студент станет главным специалистом на семинаре.

Научная и учебная ценность выступления студента на семинаре значительно возрастет, если в ходе работы над литературой он попытается найти различия во взглядах тех или иных авторов и дать им собственную оценку. Как правило, существование разных точек зрения на проблемы темы семинара выясняется при ознакомлении с широким кругом источников и литературы либо с рецензиями на книги или статьи. Выписки альтернативных взглядов на проблему целесообразно сопровождать аргументацией их авторов. Делать такие выписки технически удобнее на отдельных листках бумаги, на которых написаны вопросы темы. По каждому вопросу делаются записи основных точек зрения с указанием книги, в которой имеется соответствующий материал. Такой указатель составляется по всей теме и является справочником для читающего. Важно настроить себя, делая выписки из книг, указывать полные выходные данные источника информации, то есть осуществлять подробное библиографическое описание книги. Таковы требования культуры интеллектуального труда. Они приучают уважать права авторов интеллектуальной собственности, дают впоследствии возможность определить авторитетность источника информации.


Заметками к семинару подготовка к занятию не заканчивается, поскольку каждая запись оформлена в порядке расположения материала, но выписки из различных источников разобщены. Теперь необходимо суммировать и систематизировать накопленную информацию, чтобы получился ясный и полный ответ на каждый вопрос темы.

Изложенный метод не является единственным способом подготовки к семинарам при изучении нескольких источников. Можно рекомендовать систему работы с выписками на карточках. Такие выписки потом группируются по вопросам плана темы, далее составляется текст или план выступления.

После изучения и обобщения информации, которую содержат источники и литература, составляется развернутый или краткий план выступления. Составляя план, следует использовать знания по данному вопросу, приобретенные из самых различных источников: книг, со слов лектора, своего опыта, других учебных дисциплин. На занятиях по истории зачастую очень удачными бывают выступления, основанные на воспоминаниях родственников — участников важных событий жизни нашей страны. Много интересной информации можно почерпнуть из текущей прессы и т.д.

На занятии желательно излагать подготовленный вопрос в свободной форме, наизусть, что поможет лучшему закреплению учебного материала, станет хорошей тренировкой уверенности в своих силах. Однако не возбраняется при необходимости «подглядывать» в план на листке бумаги, чтобы не ошибиться в цифрах, точнее пе­редать содержание цитат, не забыть какой-то важный сюжет темы выступления.

В ходе работы на семинаре от студента требуется постоянный самоконтроль. Его первым объектом должно быть время, отведенное преподавателем на выступление. Затянутые выступления лишают дискуссию жизненных сил, так как приглушают реактивный компонент общения, который часто является сильным эмоциональ­ным стимулятором интеллектуальной активности человека. Поэтому, злоупотреблять временем не следует. Достоинством оратора является стремление к лаконичности, четкости, но не в ущерб аргументированности и содержательности выступления.

Слушая выступления на семинаре или реплики в ходе дискус­сии, важно научиться уважать мнение собеседника, не перебивать его, давая возможность полностью высказать свою точку зрения. Может быть, тогда и вопрос к выступающему студенту отпадет сам собой. Спорные оценки и факты лучше записывать, чтобы дословно процитировать, когда представится возможность прокомментировать прозвучавшее выступление. На семинаре недопустимо проявлять нервозность, грубость, навешивать обидные ярлыки на тех студентов, с мнением которых трудно и даже нельзя согласиться.

В отличие от обычных выступлений доклады на семинаре, как правило, принято готовить в письменном виде и преимущественно зачитывать, поскольку на доклад выделяется значительно больше времени, чем на обычное выступление, он является более объемным и сложным по содержанию. Делая доклад, желательно хотя бы изредка поднимать голову и наблюдать за реакцией аудитории, чтобы не утратить с ней связь. Лучше это делать чаще, что предполагает хорошее владение материалом доклада, позволяющим выступать свободно, пользуясь боковым зрением, когда потребуется заглянуть в текст.

Типичная ошибка студентов в роли докладчиков заключается в том, что они излагают содержание проблем доклада языком книг и журналов, который трудно воспринимается на слух. Устная и письменная речь строятся по-разному. Наиболее удобная для слухового восприятия фраза содержит 5-9 смысловых единиц, произносимых на одном вздохе. Это соответствует объему оперативной памяти че­ловека. В первые 5 секунд доклада слова, произнесенные студентом, удерживаются в памяти его аудитории как звучание. Целесообразно поэтому за 5 секунд сформировать завершенную фразу. Это обеспечивает ее осмысление слушателями до поступления нового объема информации.


Другая типичная ошибка докладчиков состоит в том, что им не удается выдержать время, отведенное на доклад. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо накануне семинара дома прочитать доклад, выяснив, сколько времени потребуется на его чтение. Однако надо иметь в виду, что в аудитории, особенно большой, времени на доклад уйдет больше, чем в ходе тренировки, поскольку придется говорить громче, растягивая слова. Рукописная страница текста, ко­торая содержит примерно 30 строк по 60 знаков в строке, читается ориентировочно за 2,5 минуты. Нетрудно подсчитать, сколько времени потребуется на доклад в целом. Для удобства желательно прямо на страницах доклада провести расчет времени, отмечая, сколько ориентировочно уйдет на чтение 2,4 страниц и т.д.

Традиционной ошибкой многих студентов, выступающих с докладом, является пренебрежительное отношение к оформлению текста выступления. Расплата приходит в виде непредвиденных пауз в ходе изложения доклада, вызванных попыткой разглядеть, что же написано в тетради, где нужная строка с подсказкой и т.д. Иногда, напротив, автор доклада планирует выделить сюжет доклада голо­сом, паузой, но отсутствие пометки в записях приводит к тому, что важная мысль излагается скороговоркой, так как студент не успевает подготовиться психологически или забывает о своем замысле. Поэтому завершение работы над докладом предполагает выделение в его тексте главных мыслей, аргументов, фактов с помощью абзацев, подчеркиванием, использованием различных знаков, чтобы смысловые образы доклада приобрели зрительную наглядность, облегчающую работу с текстом в ходе выступления.

В процессе подготовки к семинару у студента возникает много вопросов. Не следует бояться обращения к преподавателю за консультацией.







Date: 2015-09-18; view: 274; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию