Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С 34 Методика и техника самостоятельной работы. В помощь студенту-первокурснику: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.-35 с
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В помощь студенту-первокурснику Содержит: новый ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2004 СИДОРОВ С. А., ВАПИЛИН Е. Г., ГАЛЛЯМОВА Ю. С. С 34 Методика и техника самостоятельной работы. В помощь студенту-первокурснику: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.-35 с. ISBN 5-7320-0749-0 (Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.). 1000 экз. В учебном пособии рассматриваются вопросы методики самостоятельной работы студентов, выполнения и оформления контрольных работ. Приведены практические рекомендации, позволяющие существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов в ходе основных видов учебных занятий, а также во внеучебное время. Главное внимание уделено проблемам общей культуры организации самостоятельного труда по социальным и гуманитарным дисциплинам. Пособие представляет интерес в первую очередь для студентов-первокурсников всех форм обучения и факультетов. ББК60 ISBN 5-7320-0749-0 ВВЕДЕНИЕ Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении играет важную роль. Она является ключевым инструментом расширения культурного кругозора и формирования профессионально важных знаний, умений и навыков. Поэтому обучение студентов эффективным приемам самостоятельной работы рассматривается как одна из главных целей учебного процесса в вузе. Уместно сослаться на выводы психологов, установивших, что в памяти обучаемого на 90% закрепляется то, что он делает сам, на 50% то, что видит, как делается, и только на 10% то, что слышит. Следовательно, идеальный вариант обучения заключается в том, чтобы студент максимально делал все сам. Поэтому сегодня, как никогда ранее, одной из основных тенденций развития высшего образования во всем мире является увеличение времени на самостоятельную работу студентов, их обучение современным методикам самостоятельного труда. Рост внимания к обучению студентов навыкам правильной организации самостоятельной работы объясняется и тем, что сегодня знания выпускников вузов быстро устаревают. Специалист, который не обладает развитым вкусом к самообразованию, не владеет научно обоснованной методикой самостоятельного труда, обязательно будет испытывать психологические и методические трудности в организации самостоятельного поиска и обработке новых знаний. Плохо ориентируясь в информационных потоках, он быстро окажется на периферии профессиональной деятельности. Такому специалисту трудно рассчитывать на успех. Самостоятельная работа сопутствует студентам на протяжении всего учебного времени во всех видах учебных занятий и в часы, отведенные для подготовки к занятиям. Особенно велика роль самостоятельной работы в период подготовки к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам, во время, свободное от учебных занятий по расписанию. Студенты занимаются различными видами самостоятельной работы, к которым относится изучение литературы, решение практических задач, ведение конспектов лекций, подготовка докладов, рефератов, научных сообщений, написание рефератов, курсовых работ и т.д. Для каждого вида самостоятельной работы и ее разновидностей по отдельным областям научных знаний имеются определенные методические рекомендации, заметно повышающие результативность труда будущих специалистов. Авторы данного учебного пособия ставили перед собой цель помочь студентам первого курса овладеть минимумом информации о самостоятельной работе в вузе. Опыт показывает, что первокурсники нуждаются в такой информации, чтобы эффективнее использовать учебное время и в конечном итоге добиться большего на трудном пути к знаниям, нравственным, мировоззренческим и профессиональным истинам. Рекомендации, изложенные в пособии, не претендуют на абсолютную истину, но, несомненно, могут быть полезны студентам в формировании индивидуального стиля организации и техники самостоятельного труда. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Организуя самостоятельную работу, студент подчиняется расписанию занятий, которое желательно дополнить личным планом работы, конкретизирующим и уточняющим последовательность действий и время, отводимое на решение тех или иных учебных задач. План дисциплинирует, позволяет осуществлять самоконтроль, не оставляя места для оправданий собственной неорганизованности. Поэтому планирование работы должно войти в привычку студента, что благотворно скажется на учебе, поможет приобрести качества делового человека, ценящего как свое, так и чужое время, привыкшего всегда быть пунктуальным, никогда не опаздывать и выполнять любую работу или договоры в точно определенные сроки. Выработка умений правильно распределять свое время особенно важна для студентов первого курса, которые еще не имеют достаточно развитых навыков организации самостоятельной работы и по этой причине часто оказываются в трудной ситуации, вызванной неожиданно возникающим дефицитом времени. Работа планируется на день, неделю месяц, семестр, учебный год. Составлять план наиболее удобно, используя типографски изданные ежедневники или еженедельники. В последние годы в моду вошли электронные записные книжки. Если студент дружит с компьютером, то, очевидно, он уже оценил возможности программы Microsoft Outlook. Самостоятельная работа планируется по времени и содержанию. План должен быть составлен так, чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена по периоду обучения, а для решения наиболее важных дел оставался определенный резерв времени. Тогда в экзаменационную сессию не придется сокрушаться, что на подготовку к очередному экзамену не хватило ночи или дня. Примечательно, что в российской высшей школе был период, когда специальное время на подготовку к экзаменам вообще не отводилось, поскольку считалось, что студент должен готовиться в течение года. В этой ситуации успех ожидал тех, кто упорно и планомерно трудился весь период обучения, не откладывая на завтра и послезавтра то, что следовало делать еще вчера Планируя самостоятельную работу, целесообразно ориентироваться на данные исследований гигиены умственного труда. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности молодых людей приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения учебного материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырем-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Человек, который утром правильно решил сто задач по математике, в семь-восемь часов вечера решит только семьдесят. Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, - это работать по вечерам, после семи часов. Придется тратить времени на тридцать процентов больше. Умственная работоспособность обучающихся неодинакова и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница, суббота) недели. Поэтому учебную нагрузку по возможности целесообразно распределять так, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти дни следует планировать максимальное количество дел и дела наивысшей степени сложности. К ним, прежде всего, относится изучение профильных дисциплин и новых предметов обучения. Жизнь подтверждает, что самостоятельную работу по окончании учебных занятий студенту следует планировать из расчета возможности трудиться в течение трех-четырех часов с перерывом на 10-15 минут после каждого часа. Для студента со средними способностями этого времени вполне достаточно, чтобы глубоко вникнуть в содержание той или иной учебной задачи и успешно с ней справиться, сохранив оставшееся время для активного отдыха. Надо взять за правило планировать работу в одни и те же часы. Привычка работать в определенные часы позволит затрачивать меньше времени на втягивание в работу, без которого не обойтись, поскольку этот процесс представляет своеобразную умственную разминку. Важнейшим условием эффективности планирования является установление твердых сроков выполнения работы, что ставит студента в жесткие рамки ограничения по времени, исключающего неопределенность, растянутость сроков выполнения задач, подыгрывающих слабохарактерности. В то же время не следует определять заведомо невыполнимые сроки. Они должны быть напряженными, но реальными, иногда и с учетом возможности появления непредвиденных обстоятельств. Не следует забывать подводить итоги работы по завершении важных дел, а также после каждого учебного дня, недели, месяца, семестра, учебного года. При этом полезно давать себе оценку по итогам очередного этапа учебной работы, стремясь подметить побольше недостатков, сбоев, отклонений, выясняя их причины и определяя методы решения возникших проблем. Освоив навыки планирования работы, студент станет властелином собственного времени. Перед ним откроются новые перспективы формирования таких ценных качеств, как терпение, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Date: 2015-09-18; view: 359; Нарушение авторских прав |