Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика работы в ходе лекции





Одним из основных видов учебных занятий является лекция. Лекции составляют основу теоретического обучения. В ходе лекции студенты имеют возможность приобрести систематизированные ос­новы научных знаний по дисциплине, получить представление о со­стоянии и перспективах развития конкретной области науки, новин­ках литературы, вызывающих интеллектуальный интерес. Как правило, лектор стремится сосредоточить внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах учебной дисциплины, опре­деляя основные ориентиры самостоятельного изучения ее тем, что значительно облегчает последующую самостоятельную работу сту­дентов. Лекция является также проверенным инструментом форми­рования творческого мышления обучаемых, акцентируя внимание на проблемных, дискуссионных вопросах той или иной области науч­ных знаний и общественной практики и раскрывая возможные вари­анты их решения. Наконец, от внимательного студента не ускольз­нут особенности манер поведения лектора, приемы ораторского искусства, которые он использует. Вполне очевидно, что какие-то приемы и манеры лектора могут быть с успехом использованы и студентами как в ходе учебного процесса, так и в процессе после­дующей профессиональной деятельности. Ученик, разумно и твор­чески повторяя учителя даже в мелочах, приобретает тем самым на­копленный многими поколениями образованных и культурных специалистов социально и профессионально значимый опыт мыш­ления и поведения.

Таким образом, роль лекции в учебном процессе требует от­носиться к этому виду учебных занятий самым серьезным образом. Пропускать лекции - нерационально во всех отношениях: и в плане необходимости ознакомления с требованиями преподавателя из пер­воисточника, и в разрезе потребности установления с педагогом оч­ного психологического контакта, наконец, в контексте необходимо­сти экономить личное время на разрешение рутинных проблем обучения, которые преподаватель в ходе лекции помогает обойти с наименьшими потерями времени студента. Переписать лекцию и решить тем самым эти проблемы невозможно, в том числе и потому, что на восприятие лекции большое влияние оказывают индивиду­альные особенности личности студента. Учебник также не заменит лектора.

Многоплановая роль лекции в приобретении профессиональ­ных знаний и навыков требует от студентов адекватного отношения к этому виду учебных занятий, предполагая не только напряженный труд, но и знание некоторых его «хитростей», проверенных прак­тикой.

Максимальный эффект лекция дает тогда, когда студент заранее готовится к очередному лекционному занятию. Эта подготовка пре­дусматривает ознакомление по учебнику или хотя бы по программе учебной дисциплины с содержанием очередной лекции накануне занятия, чтобы представлять, в каком направлении будут излагаться ее проблемы. Целесообразно также просмотреть записи предыдуще­го лекционного занятия, учитывая, что лекционный курс обладает строгой логикой и каждая последующая тема, как правило, предпо­лагает усвоение ранее изученного материала. Особенно важно озна­комиться с материалами лекций, по которым учебным планом не предусмотрены семинары. Примечательно, что на экзаменах и заче­тах некоторые студенты, продемонстрировавшие низкие знания, пы­таются оправдать себя тем, что доставшийся им вопрос не входил в планы семинарских занятий и по этой причине усвоен хуже.

Самостоятельная работа на лекции начинается с осмысления содержания речи преподавателя, логики изложения лектором учебного материала. Неясные или непонятные вопросы, формулировки, выводы желательно выяснить на лекции или в крайнем случае найти на них ответ в соответствующей литературе по окончании занятий, не оставляя «на потом». Только после осмысления речи лектора наступает этап записи осознанной студентом информации.

Не каждая методика записи лекции приносит студенту пользу. Многие студенты пытаются записать лекцию дословно и, не успевая за речью лектора, не дописывают фраз, оставляют пустые места в конспекте. В результате запись лекции оказывается лишенной логического смысла, неполной, негодной для использования. Другие, наоборот, записывают кратко, ограничиваясь одними заголовками или планом, пропуская при этом систему доказательств, составляю­щих ядро знаний. Обе формы записи не достигают цели, а конспект лекции, выполненный по такой технологии, не представляет боль­шой учебной ценности.

Правильное конспектирование лекции предполагает изложение содержания речи лектора своими словами, если только преподаватель не делает специальных оговорок, рекомендуя что-то записать дословно. Умение делать записи на слух, не под диктовку, точно отражая содержание выступления оратора, является важным компо­нентом профессиональной культуры специалиста с высшим образо­ванием. Когда на лекции работает преимущественно мысль, а не только рука, тогда и время, отведенное на лекцию, пролетит неза­метно, поскольку понимание эстетики красивой мысли и научной логики вызывает чувство внутреннего удовлетворения, замедляет наступление физической усталости, доставляет подлинное удовольствие для человека, выбравшего трудную дорогу к высшему образо­ванию.

Часто работа в ходе лекции в механической манере происходит не только и даже не столько от утраты понимания логики лекции, сколько от желания студента записать как можно больше информации. Лекцию, безусловно, надо тщательно записывать, даже если студент обладает прекрасной памятью. Однако память имеет не­сколько разновидностей, а именно: зрительная, слуховая, моторная. Чем больше видов памяти включается в процесс запоминания, тем прочнее будут знания.

Умение хорошо записывать лекции вырабатывается практикой. Прежде всего, необходимо привыкнуть распределять свое внимание между отдельными положениями речи лектора и уметь быстро вы­делять в ней основное, важное, записывая затем своими словами ос­мысленное содержание отдельных фрагментов лекции.

Другой элемент культуры ведения конспекта лекции связан с использованием некоторых технических приемов оформления ее за­писей и методов дальнейшей работы над ними. Под лекции по каж­дому предмету обычно заводят особую отдельную тетрадь. Записы­вать каждую новую лекцию целесообразно с новой страницы, открывая конспект темой, датой лекции, фамилией лектора, планом лекции. Иногда студенты не записывают выводы по вопросам и по лекции в целом, но только позднее приходит понимание, что сделать вывод самостоятельно не так просто, как может показаться, когда слушаешь профессионала.

Целесообразно критически оценить стиль собственного почерка. Записывать лекцию следует разборчиво, чтобы в дальнейшем не за­труднять себя дешифровкой малопонятных знаков. Лекцию всегда пишут набело и в дальнейшем не переписывают. Желательно отка­заться от крупного почерка, который заметно уступает мелкому «би­серу» букв по ряду параметров. Во-первых, убористым почерком писать быстрее, чем размашистым; во-вторых, страница, исписанная в компактной манере, при прочих равных условиях информационно насыщеннее, легче обрабатывается взглядом, а значит, быстрее читается, создавая предпосылки для использования техники быстрого чтения.

Полезно выработать сокращенные формы написания часто повторяемых слов и даже словосочетаний. Сокращая слова, желательно исходить из единообразных принципов и форм сокращения, руководствуясь общепринятыми правилами. Освоение этих правил поможет в дальнейшем, когда придет время работы над курсовыми, дипломными работами, а впоследствии, может быть, и диссертацией, научными статьями.

Записывая лекцию, от двух третей до половины страницы обычно оставляют чистой, под поля. Иногда под эти цели отводят полностью обратную сторону листа. Поля в дальнейшем используются для различного рода пометок и записей. Ими могут быть собственные мысли и оценки услышанного от лектора, ссылки на литературу, которую желательно прочитать, выписки из книг, журналов, энциклопедий и т.п., разъясняющие те или иные положения лекции. Многие студенты излагают на полях план лекции, выделяют знаками какие-то важные или непонятные мысли, чтобы вновь к ним вернуться, готовясь к семинарам, зачетам и экзаменам. Поля необходи­мы и для того, чтобы в ходе семинаров, слушая выступления студен­тов и комментарии преподавателей, дополнить конспект лекции новыми фактами, выводами, схемами, которые расширяют пред­ставления о теме занятия.

Использование полей тетради для обогащения содержания лекции обладает рядом преимуществ. Во-первых, в конспекте лекций благодаря полям основная и дополнительная информация могут быть сгруппированы на одной странице, что облегчает в дальнейшем поиск и анализ этой информации. Во-вторых, использование полей с пометками и планом лекции повышает наглядность конспекта, позволяя быстро ориентироваться в его содержании, что особенно важно во время подготовки к итоговым контрольным занятиям. В-третьих, конспект лекции, дополненный выписками из той или иной литературы, становится хорошим подсобным материалом для выступления в ходе семинарского занятия, отражая не только мысли лектора, но и наработки студента по проблемам семинара.

Записывая лекцию, необходимо четко выделять в конспекте ее план и структуру. В тетради смысловые блоки лекции и ключевые положения выделяют с помощью абзацев, а также путем обозначения смысловых фрагментов цифрами и буквами в тексте или на полях. Очень удобно и эффективно пользоваться цветными каран­дашами, подчеркивая ключевые слова, фразы, выводы лекции оди­нарными, двойными, прерывистыми линиями и т.п. Чем больше смысловых блоков лекции удается выделить такими способами, тем нагляднее конспект, тем легче впоследствии его использовать для подготовки к занятиям. Опытные лекторы, как правило, в той или иной форме стремятся помочь студентам найти опорные идеи лекции, выделяя их интонацией, повторением, изменением темпа речи и т.д.

Важным условием успеха лекции является соблюдение учебной дисциплины в ходе занятия. Правило дурного тона - опаздывать на лекцию, как и на другие виды занятий, привлекать к себе внимание шумом и разговорами. Нормы приличия требуют от студента, входящего в учебную аудиторию, отключать мобильные телефоны, пейджеры и плейеры. Главный принцип, которым должен руководствоваться студент: не мешай тем, кто хочет слушать лекцию, кому она интересна, а обсуждаемые вопросы представляют новизну. Этот принцип особенно актуален в негосударственных вузах, где предусмотрена оплата за обучение, поскольку проявление недисциплинированности одними студентами не только нарушает законные интеллектуальные права других студентов, но и наносит ущерб их материальным интересам.

В ходе лекции нередко возникает необходимость уточнить какой-то вопрос. Обыкновенно лекторы стремятся оставить время для ответа на вопросы в конце лекции, что они могут специально огово­рить в ходе первой встречи. Однако современная методика чтения лекций не отрицает и даже предполагает появление ситуаций, когда такие вопросы необходимы и ожидаются лектором на протяжении всего занятия. Найти разумную линию поведения студенту поможет интуиция и внимательное отношение к тому, что говорит педагог, определяя общие принципы сотрудничества преподавателя и студента в ходе учебного процесса

Date: 2015-09-18; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию