Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления и представители⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Карл Маркс (1818 – 1883) – философ, в учении которого отчетливо заметны неклассические тенденции. Фактически он перевернул классическую рациональность (линия от Декарта до Гегеля). В классической философии сознание воспринимается как первичное, «чистое», т.е. ничем не обусловленное, при этом само обусловливающее все. Маркс же вошел в философию со знаменитым слоганом: «Бытие определяет сознание». Или: «Сознание никогда не может быть чем-то иным, чем осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их деятельности». Так в философии появляется практика как реальное наполнение сознания и как критерий истины. В развитии общества определяющим фактором являются производительные силы, а производственные отношения формируют все остальные общественные отношения, тем самым детерминируя общественное сознание. Философия жизни (предтеча – А. Шопенгауэр, представители: Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель, В. Дильтей) – иррационалистическое направление, центральной категорией которого является жизнь, понимаемая как постоянное движение, становление, деятельность, творческое созидание, самовыражение человека в культуре. Соответственно, наука и разум бессильны понять жизнь, поэтому на первый план выходят интуиция, образные формы познания (искусство) и т.д. А. Шопенгауэр (1788 – 1860) отождествлял волю и жизнь, волю он сравнивал со слепым великаном, сидящим на плечах у человека и толкающего его на различные неразумные поступки. Его основная идея – мир как воля и представление, вне нашего (и животных) представления мира нет. Ф. Ницше (1844 – 1900) – философ, больше других пострадавший от мифологизации и «ярлыков»: он был причислен к идеологам фашизма, нацизма, сатанизма. В немалой степени в этом повинна его сестра, Е. Ферстер-Ницше, которая «поработала» с его текстами, в частности, «Волей к власти». Центральная идея Ницше - жизнь, основой которой является воля (поэтому его, как и Шопенгауэра, называют волюнтаристом). В соответствии со своим генеалогическим методом он исследует происхождение морали, религии, власти и т.д. с позиции воли: какова должна быть воля того человека, который придумал мораль и т.д. Так у него получается противопоставление двух типов человека: человека аристократического типа, сильного человека, и человека рабского типа, слабого. Власти хочет слабый человек, мораль и религия также придуманы слабым, который мстит таким образом сильному за свою слабость. Слабый человек не способен утверждать, радоваться, создавать, он может только отрицать, мстить и разрушать (кстати, человеком аристократического типа был сам Христос, по Ницше, а сострадание слабых убило его, и воцарилось христианство, мораль рабов). Идеал Ницше – сверхчеловек, преодолевший в себе «человеческое, слишком человеческое», т.е. дух мщения (ressentiment), тот, кто заменит на земле умершего Бога, кто принесет миру новые ценности и встанет «по ту сторону добра и зла». Экзистенциализм (философия существования) – философское направление 20 в., считающего единственной подлинной действительностью бытие человеческой личности, т.к. оно уникально. Экзистенциализм исследует внутренний мир человека в ситуации отчуждения от общества, выбор личности в пограничных ситуациях. Человек обретает свою сущность уже существуя и становится самим собой в ситуации выбора, который он совершает в соответствии со своими ценностями. Именно поэтому возможна свобода. Представители: А. Камю, Ж.-П. Сартр (франц.), М. Хайдеггер, К. Ясперс (нем.), Н. Бердяев, Л. Шестов (рус.). Предтечей является датский философ С. Кьеркегор (1813 - 1855), впервые начавший философскую рефлексию того, что до этого считалось просто эмоциями: страх, тревога, ужас, отчаяние – и превративший их в онтологические категории. А. Камю (1913 – 1960): главная философская проблема – самоубийство. Человек одинок в абсурдном мире и поэтому заявляет о себе бунтом. М. Хайдеггер (1889 – 1976): человек – единственное существо, способное поставить вопрос о бытии, т.к. только человек осознает свою конечность, временность. Человек должен осознать подлинный смысл своего бытия и тем самым стать самим собой, обрести свободу. Психоаналитическое направление было основано З. Фрейдом и затем развито его учениками К. Юнгом и Э. Фроммом. З. Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач-невропатолог и психиатр, в процессе работы с пациентами обнаруживший мощный слой, определяющий поведение личности – бессознательное. Структура личности, по Фрейду, выглядит так: · Сверх-Я (super-ego) – социально-моральная природа человека, сфера запретов, работает по принципу идеального; · Я (ego) – собственно сознание, самый слабый слой в нашей психике, не имеющий своей собственной энергии и «атакуемый» с двух сторон («вечно несчастное «Я»»), работает по принципу реального; · Оно (id) – биологическая природа человека, сфера инстинктов (эроса и танатоса), является самым мощным слоем в нашей психике, т.к. содержит всю базовую энергию личности; работает по принципу удовольствия. Эрос реализуется в либидо, а танатос – в агрессии. Культура выступает в учении Фрейда как механизм подавления желаний. Для объяснения возможности согласования желаний Id с требованиями культуры Фрейд вводит понятие сублимации – трансформации инстинктов в социально приемлемых формах. Так, формой сублимации эроса является сфера искусства, иногда политика. Танатос сублимируется в силовых структурах, агрессивных видах спорта и т.д. Теория Фрейда не является полностью философской (так же, как не имеет строго научного статуса), однако содержит значительный мировоззренческий потенциал: главная идея – противоположность, несовместимость природного и социального начал в жизнедеятельности человека. По этой причине психоанализ стал важной составляющей современной культуры и мышления. К. Г. Юнг (1875 - 1961) высказал идею коллективного бессознательного (у Фрейда бессознательное было индивидуальным, т.е. состоящим из опыта самой личности). Тем самым бессознательное также является многослойным образованием. Эта идея легла в основу трансперсональной психологии. К слову, ученики Фрейда не соглашались с ним в том, что основным фактором развития личности, базовой энергией является энергия либидо. Э. Фромм (1900 - 1980) также, как и Юнг, полагал, что проблемы современного общества, неврозы пациентов, с которыми он сталкивался как врач, имеют более сложную, чем просто сексуальная, природу. В частности, Фромм говорит о двух способах существования: быть и обладать, и основная причина неврозов, по его мнению, в том, что люди обычно выбирают обладание. С другой стороны, не меньшей проблемой является свобода, т.к. она парадоксальна: люди одновременно и стремятся к ней, и бегут, т.к. полная свобода – это одиночество. Выходом из обеих ситуаций, по Фромму, является любовь и творчество. Прагматизм возник в 70х гг. 19 в. в США (Ч. Пирс, американский логик, математик, естествоиспытатель и философ (1839 – 1914)) и стал особо популярным в первой половине 20 в. (У. Джеймс, Д. Дьюи), однако не менее популярен сейчас (Р. Рорти). Термин является производным от греч. «прагма» - действие (однокоренное с практикой). Прагматизм выступает в двух ипостасях: 1) как метод познания и решения философских проблем (через рассмотрение практических следствий того или иного варианта); 2) как теория истины: истина – то, что приводит нас к успеху, то, что работает на нас. Прагматизм оказал сильное влияние на духовную жизнь общества, в частности, на нем основано проектное обучение, он стоит у истоков современного американского либерализма. Позитивизм представляет собой сциентистское направление. Название связано с тем, что позитивизм сосредоточен на частных науках, дающих позитивный результат. Родоначальником позитивизма является О. Конт (1798 – 1857), сделавший вывод о том, что науки не нуждаются в философии. На роль философии остается быть методологией науки и служить обобщающей сводкой результатов, добытых эмпирическими науками. К середине 20 в. появилась новая стадия в развитии позитивизма – неопозитивизм. Он в основном представлен Венским кружком (Р. Карнап, М. Шлик, Х. Рейхенбах, К. Гедель), а также Б. Расселом и Л. Витгенштейном. Его главная мысль – что философия существует не как наука (мышление) о мире, а как анализ языка. Окружающий мир является языковой конструкцией, поэтому предметом философии должна быть не физическая реальность, а анализ языка. Главный введенный ими принцип – верификация – проверка суждений на истинность. Непроверяемые высказывания лишены смысла, поэтому они должны быть исключены из языка. В 60е гг. 20 вв. возник постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). К. Поппер (1902 – 1994) считал, что верификация недостаточна (как критерий), не все в науке может быть проверено, и предложил критерий фальсификации: если есть хотя бы один противоречащий теории факт, то она может быть опровергнута. Феноменология была основана Э. Гуссерлем (1859 – 1938). Он понимает философию как строгую науку о феноменах сознания. Их необходимо очистить от эмпирического содержания. Способом такого очищения должна стать феноменологическая редукция, которая позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками. В результате получается чистый феномен сознания, свободный от индивидуальных характеристик и обладающий интенциональностью (направленностью на что-либо). Постмодернизм возник во второй половине 20 в. Представлен Ж. Деррида, Ж. Делезом, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяром и др. Суть постмодерна – противопоставление себя модерну с его культом разума, абсолютной истиной и т.д. Для модерна характерны, по мнению постмодернистов, метарассказы, т.е. приписывание какой-либо практикой себе монополии на истинность, на ведущую роль (философия, наука модерна).
Date: 2015-09-18; view: 483; Нарушение авторских прав |