Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика философии Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в основном датируется 15 – 16 вв., хотя эта датировка условна. Раньше других стран Европы Возрождение началось в Италии (а там – во Флоренции). Проторенессанс датируют 13 – 14 вв. (дученто и треченто), тогда как позднюю схоластику – 16 в. Название является самоназванием (было предложено живописцем и архитектором16 в. Джорджо Вазари) и указывает не только на ретроспекцию (возрождение античности), но и на своеобразный культурный взрыв, ощущаемый многими людьми того времени: расцвет искусства, естествознания и инженерного творчества, мощные перемены в обществе (Реформация)…Итак, сначала рассмотрим эти изменения, чтобы понять, что происходило в умах людей. Как известно, эпоха Возрождения дала миру много великих живописцев, скульпторов и архитекторов (Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.), а также шедевров. Следует отметить заметную разницу между средневековым и ренессансным искусством. Она выражается не только в новизне изобразительных средств и приемов (светотень, линейная перспектива, использование наброска для более точной передачи позы и движений, с этой же целью художники изучали анатомию (Л. да Винчи, например)), но и в изменении сюжета и цели. Для художников Ренессанса важно изобразить не символ, идею (например, идею греха, лик святого), а реальную красоту изображаемого, красоту самой реальности. Особое внимание уделяется изображению красоты человеческого тела (много обнаженной натуры, доминирует портретный жанр). Цель ренессансного искусства – прославление, возвеличение человека. Возрождение дало миру множество выдающихся открытий в самых разных областях естествознания: анатомии (открытие кровообращения, некоторых органов), астрономии (гелиоцентрическая система Коперника, открытие 4 спутников Юпитера, пятен на Солнце и колец Сатурна Галилеем, законы Кеплера), географии (Великие географические открытия); а также технических изобретений (книгопечатание, чертежи парашютов и вертолета Л. да Винчи, телескоп Галилея, увеличивающий в 30 раз, и т.д.). С эпохи Возрождения начинается формирование этоса исследователя (для науки нет запретных областей, например, патологоанатомия), что является началом НТР 17 в. Серьезные перемены происходят и в обществе. Начинает складываться и набирать силу сословие буржуазии («из грязи в князи»), не вписывающееся в идеологию средневекового общества (в идею «подобающего места»). Буржуа увеличивают социальную мобильность, утверждая идеал self-made man. Соответственно, новому сословию требуется новая общественная идеология, обосновывающая право зарабатывать деньги и иметь при этом высокий социальный статус (начинается ПНК). Этой идеологией становится протестантизм (Реформация 16 – 17 вв., секуляризация): «Вера без дел мертва». Итак, можно выделить наиболее существенные черты эпохи, стоящие за этими изменениями: 1) Антропоцентризм: идея человека как стержневая для культуры и мышления Ренессанса. Это означает, что человек заимствует атрибуты Бога (абсолютен, всемогущ, творец и т. д.), а также, что немаловажно, впервые выделяется из природы (перестает быть ее частью), что является предпосылкой НТР (человек может и должен изменять природу). Можно сформулировать и так: человек все может и ему все позволено. 2) Гуманизм – утверждение самоценности человеческой индивидуальности, выдвижение на первый план нового типа личности, реализующей в своей деятельности ренессансный идеал всемогущего человека-творца (титаны Возрождения). 3) Возрождение идей античности в искусстве и науке (интерес к классическому наследию греков и римлян, стремление вернуться к дохристианским идеалам). 4) Приоритет светского над духовным (секуляризация). Появляются первые атеисты. 5) Антидогматизм, критика схоластики, стремление развенчать мнимые авторитеты (в этом смысле показательна Реформация). Следует, однако, отметить, что освобождения от схоластики не произошло, сама критика велась с догматических позиций (дискуссия не о явлениях действительности, а о воззрениях, догмах). 6) Сенсорная направленность: приоритет чувственных ценностей над сверхчувственными, а также приоритет эстетического над этическим. Это выражается и в искусстве (изображение тела человека, большое количество эротической литературы и т.д.), и в мышлении, и в этике (жить и блистать надо в этой жизни, а не в вечной). Это, наряду с прочим, роднит нашу культуру с ренессансной. 7) Прометеизм, покорительское отношение к природе, исследование природы с целью извлечения пользы для человека. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, следовательно, человеку нечего ждать милостей от природы, его историческая миссия – взять их у нее. 8) Пантеизм (греч. «пан» - все, «теос» - бог) – отождествление Бога и природы. Это и обожествление мира, и деперсонализация Бога. Date: 2015-09-18; view: 401; Нарушение авторских прав |