Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные представители философии Нового времени
Фрэнсис Бэкон, лорд Веруламский (1561 – 1626) – английский философ, основатель эмпиризма, автор афоризма «Знание – сила». Всю жизнь активно занимался общественно-политической деятельностью, был лордом-канцлером Англии, в конце жизни был лишен полномочий за взяточничество. Считал, что людей нужно научить не тому, что знать, а тому, как добывать знания. Поэтому он впервые поставил вопрос о научном методе, в качестве какового пропагандировал индукцию («истинное наведение») – переход от частного к общему. Главный недостаток старой философии (схоластической то бишь) видел в несовершенстве метода, т.е. метода дедукции (от общего к частному). Недостатки дедукции: 1) непроверяемость общих положений; 2) дедукция – это всегда сужающее знание. Впрочем, дедуктивный метод – не единственное, за что Бэкон критиковал рационализм. На пути достоверного познания ученого подстерегают «идолы», т.е. предрассудки, дурные привычки ума, искажающие наше познание: 1. Идолы рода, обусловленные нашей человеческой природой (антропоморфизм). Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами. В частности, телеологическое преставление о природе, вредное для науки, обусловлено идолами рода. Бэкон считал, что от них можно избавиться, мы – что можно только снизить степень. 2. Идолы пещеры – ошибки, присущие отдельным сообществам из-за субъективных предпочтений ученых. Эти идолы коренятся в разнообразии индивидов, а оно, в вою очередь, в воспитании и образовании. 3. Идолы рынка (площади) возникают из-за общения между людьми посредством слов, слова же обыденного языка многозначны, поэтому происходит путаница. 4. Идолы театра – препятствия, порождаемые некритически усвоенными мнениями, подчинением ложным теориям. Бэкон считал, что природа может быть познана до конца. Ценность разума заключается в искусстве извлечения истины из опыта. Все опыты он делил на: 1. плодоносные, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку; 2. светоносные, способствующие прогрессу наук, хотя и не служащие практике. Философию он, соответственно, относил к светоносным опытам. Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель, основоположник классической рациональности. По образованию юрист (закончил иезуитский колледж Ла-Флеш), служил в разных армиях (в т.ч. был мушкетером), много путешествовал по Германии, Италии, Голландии, Франции, но основную часть жизни прожил в Голландии, умер в Швеции. Был неудовлетворен всем корпусом знания, которое ему давали в колледже, и стремился пересмотреть основания философии, ища опору в разуме (рационализм) и потому считая идеалом знания математику. Соответственно, перед ним стояла задача поиска философского основания, гарантирующего достоверность метода научного познания. Это должно быть основание, истинность которого базируется на его самоочевидности, чтобы оно не нуждалось в доказательстве. Чтобы найти такое основание, надо подвергнуть сомнению все: наши знания, идеи (например, идею Бога), самого себя, чтобы в качестве основания не опереться на что-либо ложное или только кажущееся истинным, пока эта истинность не будет доказана (картезианское сомнение). Сомневаясь во всем, мы приходим к тому, в чем не можем усомниться: в факте самого сомнения и в его источнике – нашем разуме. Отсюда cogito ergo sum. Таким образом, мы получаем критерий истинности – ясность и отчетливость (самоочевидность, внутренняя непротиворечивость). Далее в соответствии с этим критерием мы можем выстроить цепочку, ведущую нас к достоверному результату. Правила метода Декарт предлагает следующие: 1. не принимать за истину то, что не является очевидным; 2. разделять сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую часть по отдельности лучше разрешить; 3. переходить в своих рассуждениях от простого к сложному, от доказанного к недоказанному; 4. стараться не совершать пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей. Итак, обнаруживая основание достоверного знания в мышлении, сознании, мы тем самым как бы делим мир на две части: ту, в которой есть сознание и в которой поэтому нельзя усомниться (мыслящая субстанция) и ту, где сознания нет (протяженная субстанция), так Декарт становится дуалистом. Так появляется один из принципов классической рациональности - субъект-объектная демаркаци я: субъект познает, а объект лишь познается и сам познавать не может. Следствием этой демаркации является и демаркация между философией и наукой (разный объект, разные методы). Вследствие этого философии нет необходимости основываться на опыте, ибо ее достоверность основана на самоочевидности cogito. Таким образом, можно сказать, что Декарт не только стоял у истоков становления классической науки, но и создал тот мыслительный аппарат, которым мы пользуемся до сих пор. Бенедикт (Борух) Спиноза (1632 - 1677) – нидерландский философ, рационалист, пантеист. Был иудеем, но отошел от иудаизма и критиковал Ветхий завет (заодно хотел покритиковать и Новый, но вспомнил судьбу Бруно). Увлекся идеями Декарта о математизации науки настолько, что свой трактат «Этика» написал по образцу геометрии, т.е. с аксиомами, теоремами и их доказательствами. Собственно, в этом трактате он и изложил свое понимание субстанции, Бога, природы и человека. Итак, Спиноза преодолевает дуализм Декарта, вводя понятие единой субстанции и делая мышление и протяженность ее атрибутами (неотъемлемыми свойствами). Т.е. субстанция у Спинозы только одна, и ею является Бог, тождественный с природой (пантеизм), поскольку Спиноза определяет субстанцию как causa sui (причину самой себя), а под это определение ничто кроме Бога не подпадает. Человек же, по Спинозе – лишь модус (кратковременное проявление) бесконечной божественной субстанции, и здесь возникает проблема свободы: будучи лишь частью природы, человек оказывается включенным во все царящие в ней причинно-следственные связи и не обладает никакой свободой, однако без свободы невозможно обоснование этики. Спиноза находит достаточно необычное решение этой проблемы: традиционно понятия свободы и необходимости противопоставлялись, Спиноза же отождествляет их, т.е. делает свободу одним из видов необходимости. Необходимость бывает внешняя (принуждение) и внутренняя (самодисциплина), свобода же является внутренней необходимостью. Какие же действия являются, по Спинозе, для человека внутренне необходимыми, т.е. свободными? Те, что подчеркивают его связь с бесконечным разумом – субстанцией, т.е. познание природы и любовь к Богу. А так как Бог и природа – одно и то же, то, по Спинозе, познание природы (наука) и любовь к Богу (религия) являются одним и тем же делом. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. Основатель и президент Бранденбургского научного общество (впоследствии Берлинская академия наук). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Наряду с Декартом и Спинозой является крупнейшим представителем рационализма. Онтология Лейбница плюралистична, основана на множестве субстанций, которые он называет монадами – духовными единицами бытия, духовными атомами. Как субстанции монады независимы друг от друга, однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Монады бывают примитивные, перцептивные (чувствующие) и апперцептивные (сознающие). Разрабатывая идею возможных миров, Лейбниц говорит о том, что наш мир является наилучшим из всех возможных («Все к лучшему в этом лучшем из миров»), поскольку в нем монады находятся между собой в отношении предустановленной гармонии, творцом которой является Бог. Гармонию Лейбниц понимает математически, т.е. как биекцию (взаимооднозначное соответствие). Это означает, что мир представляет собой множество часов (механистическая картина мира), показывающих одинаковое время. Если бы часы приходилось постоянно подводить, то, по Лейбницу, это противоречило бы мудрости Создателя (деизм), если бы часы показывали разное время, то наш мир не был бы наилучшим из всех возможных. Блез Паскаль (1623 - 1662) – французский философ, математик, физик. Создал счетную машину (арифмометр). Происходил из судейского дворянства, страдал параличом. Сочетал в себе высокоразвитый интеллект и глубокую религиозность, что уникально, т.е. был одновременно глубоко верующим человеком и скептиком (скептицизм вытекал из сравнения возможностей человеческого интеллекта с божественным). Называл человека «мыслящим тростником», величие которого именно в том, что он осознает свою слабость и ничтожество. Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ и общественный деятель, автор концепции либерализма (принципов веротерпимости и свободы совести). Основатель сенсуализма (направления, абсолютизирующего роль чувств в познании): «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Наше знание, фантазия, вера возникают из опыта, никаких врожденных идей в нашем разуме нет (идея сознания как tabula rasa – «чистой доски»). Опыт складывается из двух источников: ощущений (внешний опыт) и рефлексии (внутренний опыт). Джордж Беркли (1684 – 1753) – английский философ-идеалист, был епископом в Ирландии. Исходный пункт его учения – критика первичных и вторичных качеств Локка (познавая, человек не может выйти за пределы себя, поэтому не разницы между внешним и внутренним опытом, все качества вещей зависят от способностей наших органов, поэтому все качества являются вторичными). Мы ничего не можем знать о мире, пока не начнем воспринимать его: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Однако если конкретный человек не ощущает каких-либо вещей, значит ли это, что их нет? Нет, они могут находиться в восприятии других людей или Бога. Т.е. Бог, по Беркли, - гарант мирового порядка и всеобъемлющего бытия. Критикует материализм (материальной субстанции не существует, т.к. воспринимает ее все равно духовная субстанция). Критикует науку: в опыте мы воспринимаем только следствия, а не причины, поэтому наше естествознание – только набор гипотез. Истину дает теология, а не наука. Давид Юм (1711 – 1776) – английский философ, историк, экономист, неудавшийся дипломат и коммерсант. Исследуя структуру опыта, приходит к тому, что в нем содержатся лишь наши восприятия. Наблюдая какие-либо события, мы заключаем о причинно-следственной связи между ними лишь на основании привычки, повторяемости явлений: «После того не значит по причине того». Так Юм приходит к скептицизму и агностицизму (признанию мира непознаваемым). С этих юмовских идей начинал Кант. ЛЕКЦИЯ 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. 1. Общая характеристика НКФ. 2. Основные представители. Date: 2015-09-18; view: 410; Нарушение авторских прав |