Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее яркие представители





Данте Алигьери (1265 – 1321), выдающийся поэт и философ Проторенессанса. Самое знаменитое произведение – «Божественная комедия», где при традиционном для Средневековья сюжете (путешествие по Аду, Чистилищу, Раю) уже ощущается новое миропонимание: сочувственное отношение к грешникам, воспевание любви и радости, чуждой религиозной морали и аскетизму. Например, он отсылал римских пап в ад или рай в зависимости от их поведения при жизни, а не сана. Показательно, что некоторые его произведения («Пир», «Новая жизнь») написаны им на итальянском языке, а не официальном языке Средневековья – латыни. Пытался найти гармонию между божественным и природным началом человека, показать единство божественного и человеческого. Подчеркивал, что благородство человека – не в его рождении, а в заслугах, личных действиях.

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – родоначальник итальянского гуманизма, основатель лирики как основного литературного жанра («Сонеты», посвященные Лауре), критик схоластики. Противопоставлял схоластике научные знания, опирающиеся на опыт и практику. Впрочем, основная его тема – любовь как высшее духовное выражение человеческой сущности.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – живое олицетворение титантизма Возрождения. Гениальный художник, изобретатель, естествоиспытатель (геология, ботаника, анатомия человека и животных, оптика и т.д.), автор трактатов по эстетике и мн. др. Алхимии и Св. Писанию противопоставлял опыт, считая, что только знание, опирающееся на опыт, является достоверным. Поэтому теология как не имеющая опоры в опыте не может претендовать на право обладания истиной. Экспериментальный подход он применял и в искусстве (анатомия, линейная перспектива с целью сделать изображение достоверным).

Николай Коперник (1473 – 1543) – выдающийся польский астроном, создатель гелиоцентрической модели мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существующими представлениями о Земле как избраннице Божьей, стоящей, согласно Птолемею, в центре мира. Мировоззренческий смысл коперниканской революции именно в том, что Земля из центра Вселенной становится лишь одной из множества находящихся там небесных тел, обитающей где-то на периферии Вселенной. Правда, Коперник вовсе не считал Вселенную бесконечной, ограничивая ее сферой видимых (неподвижных) звезд.

Николай Кузанский (1401 – 1464) (настоящая фамилия Креббс из селения Куза в Южной Германии) – первый философ Возрождения, радикально пересмотревший взаимоотношения Бога и человека. Учился в трех университетах (Гейдельбергском, Падуанском, Кельнском) и сделал очень хорошую церковно-политическую карьеру, став доктором канонического права и кардиналом, вторым лицом после папы в Риме. Увлекался философией и математикой, что сильно отразилось на его идеях. Центральным понятием его философии является Бог, которого он называет Единым (неоплатонизм). Тем не менее, в отличие от неоплатоников, он не считает единое противоположным многому. Более того: единому ничто не противоположно, тем самым оно содержит в себе все, абсолютный максимум тождественен абсолютному минимуму. Следовательно, Бог находится во всем (пантеизм), все есть Бог. Следовательно, Бог бесконечен и мир бесконечен (так появляется идея бесконечности Вселенной). Кстати, это одновременно и удар по аристотелевско-христианской модели замкнутого, иерархически организованного (неоднородного) пространства: если Бог – это все бесконечное мироздание, любая вещь – проявление Бога, то все вещи – одно и то же (однородное пространство). В теории познания Николай Кузанский считал, что высшая точка, которой может достичь разум человека – это осознание того, что мы ничего не знаем («ученое незнание»). Мир состоит из противоречий и противоположностей, которые сливаются в высшей простоте (Боге). Познание и есть стремление к высшей простоте.

Джордано Бруно (1548 - 1600) – итальянский мыслитель с трагической судьбой (сожжен за еретические взгляды в г. Риме, на Площади цветов). При рождении получил имя Филиппо, Джордано он стал в монастыре, где и получил образование. Из монастыря он сбежал из-за доносов, в Женеве попал в тюрьму, нападая и на католиков, и на кальвинистов, преподавая во Франции и Англии, настроил против себя университетское сообщество – в общем, был человеком сложным и неуживчивым. Считал себя провозвестником новой религии нового мира. Осталось лишь выяснить, за какие же взгляды его сожгли. Обычно говорят, что за распространение учения Коперника. Однако самого Коперника никто не сжигал, а суд над Галилеем («А все-таки она вертится!») церковь признала недоразумением. Итак, Бруно полагал Вселенную бесконечной, по причине чего у нее нет и не может быть центра (влияние Кузанца). Небо и земля состоят из одних и тех же элементов (однородное пространство), что противоречило религиозному учению. В этой бесконечной Вселенной множество миров (а не один сотворенный Богом), и эти миры обитаемы. Здесь следует отметить, что со времен Аристотеля активным началом считалась форма, материя же понималась как пассивная, мертвая. Бруно же считает материю живой (гилозоизм). Т.е. миры в бесконечной Вселенной рождаются и умирают, будучи живыми, самостоятельно, без внешних воздействий. Поэтому при активности материи идея Перводвигателя становится ненужной для объяснения существования миров и их развития. Хотя следует отметить, что сам Бруно себя атеистом не считал, он лишь считал себя реформатором религии. Поэтому инквизиция сжигала его не как ученого (каковым он и не был), а как беглого монаха и вероотступника. Хотя идеи Бруно в его время казались сумасшедшими, во многом они предвосхитили современную картину мира.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики. Считается «отцом» экспериментальной физики, т.к. считал верным только то, что может быть доказано опытным путем. Однако не менее важной является его критика аристотелевской физики за ее антиматематичность, что привело к математизации физики.

Мишель Монтень (настоящая фамилия Эйкем, Монтень – титул) (1533 – 1592) – французский философ-скептик, был мэром города Бордо. Основное произведение – «Опыты», первоначально предназначавшиеся для узкого круга друзей и содержащие короткие очерки-размышления о людях (на примере себя: «Я изучаю самого себя, в этом моя метафизика и моя физика»). Таким образом, можно считать «Опыты» началом жанра эссеистики. Монтень считает прирожденной болезнью человека самомнение, по сути же человек не отличается от других существ и, во всяком случае, претендовать на роль Бога на земле не может. Видно, что при всем гуманизме Монтень отнюдь не идеализирует человека, что видно во многих афоризмах (например, «Ни один великий человек не был уважаем своим слугой»). Скептицизм во многом и связан с несовершенством человека (познавательным, моральным и т.д.).

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – политический мыслитель, секретарь Флорентийской республики, автор знаменитого трактата «Государь», в котором Макиавелли рисует портрет «идеального властелина». Он должен опираться на силу, умело создаваемый культ личности («PR») и бюрократический аппарат. Инструменты политики – религия и мораль, но сам государь и государство жить по правилам религии и морали не могут. Рассуждениями типа «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности» составили ему славу проповедника политического вероломства и автора изречения «Цель оправдывает средства» (хотя это слова не его, а иезуитов). Во всяком случае, идеальным политиком он считал Чезаре Борджиа. Однако следует отметить, что он спустил политику с заоблачных высот и сделал объектом беспристрастного анализа.

Вывод по эпохе Возрождения: несмотря на появление новых натурфилософских идей, в целом Возрождение представляет собой скорее революцию в сердцах, а не в умах. Коренного изменения мышления не произошло: осталась сама процедура центрирования мира (идея, что у мира обязательно есть центр), осталась не изжита схоластика. Сам скептицизм, завершающий Возрождение, закономерен: человек не всемогущ и поэтому должен искать новые способы сделать свое знание достоверным. С этого и начинается Новое время.

 

Date: 2015-09-18; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию