Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспроизводство материальной и духовной культурыВсё, что создано людьми, весь многообразный результат воздействий общества на природу и взаимоотношений внутри общества представляет собой — в широком смысле — культуру человечества. Положительные и отрицательные стороны культурного опыта люди оценивают, исходя из практических достижений своего времени и в соответствии с идеалами, принятыми в том или ином сообществе. В обществах замкнутых, традиционных, чей образ жизни меняется медленно, культурное наследие прошлого перенимается целиком. В обществах открытых, модернизируемых, чей образ жизни постоянно обновляется, культурное наследие прошлого критически перерабатывается и дополняется. Преемственность культуры, ее сохранение и развитие последующими поколениями связаны с двумя видами деятельности человека — созидательным и познавательным, с двумя основными социальными процессами — материальным и духовным освоением мира. Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания. Накопление материальной и духовной культуры, накопление осязаемых результатов человеческой деятельности и суммы знаний об этой деятельности происходит неравномерно и противоречиво. Вещи всегда подвержены физическому и моральному износу и замене, идеалы часто переосмысливаются или забываются. Иногда стихийные бедствия и социальные потрясения приводят к уничтожению целых культур. Однако непрерывность хода всемирной истории обеспечивает и непрерывность культурного наследования. В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин — социальные общности. Конечно, это не означает, что раб, феодально зависимый крестьянин или наемный рабочий становятся только механическими приложениями к средствам производства, а рабовладелец, феодал и буржуа только владеют средствами производства. Имея свое классовое обличие, эти люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены. Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации — и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса. Феодалы и феодально зависимые крестьяне не создают духовную культуру, а дворянство, духовенство, крестьянство (имеется в виду не класс, а сословие) — создают. Точно так же наемный рабочий и капиталист разделены трудом и капиталом, заработной платой и прибылью (то есть классовым положением и классовыми интересами), но как люди, принадлежащие, например, к одной нации, соединены общностью языка, общностью страны рождения и общностью культурной (духовной) традиции. Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.
|