Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование социальных классов
Поляризация общества на классы происходила в условиях уже сложившегося производящего, преимущественно сельского, хозяйства с уже установившейся собственностью работника на средства производства. Хозяйство крестьянской семьи и сельской общины было малопроизводительным, но достаточно прочным. Порядок и очередность работ на селе зависели от природно-климатических условий местности и велись традиционными способами. Множество разных работ выполнялись вручную или с применением тягловой силы животных. Крестьянин обрабатывал землю и разводил скот, строил жилые и хозяйственные постройки, мастерил орудия труда и домашнюю утварь, иногда добывал руду и варил соль, выделывал кожи и ткал полотна. Хозяйство крестьянской семьи и общины было самодостаточным, экономически не связанным с хозяйствами других семей и общин. Обмен между городом и деревней носил эпизодический характер. В городах ремесленники работали в основном на заказ, а не на продажу, и часто подспорно занимались скотоводством, огородничеством, лесным и рыбным промыслом. Средства производства — земля, скот, орудия труда — принадлежали крестьянину или общине, точно так же, как мастерская и инструмент принадлежали ремесленнику. Замкнутые, основанные на самообеспечении, натуральные хозяйства крестьян и ремесленников были экономически независимы, но сами работники, оторванные друг от друга, были социально не защищены. С образованием государств в обществе образуются социальные верхи и социальные низы; сословное деление происходит по принципу разделения обязанностей, прав и привилегий. Сфера управления, сфера государственного контроля, политическая система, властные функции оказываются в руках верхов, объявляющих себя носителями государственной власти, ее собственниками. Содержание государства и социальных верхов, обеспечивающих общественный порядок, ложится на простолюдинов, на социальные низы, на сельские и городские общины. Социальное принуждение крестьян начинается с регулярного сбора дани, которое превращается в государстве в натуральный, позже денежный налог и во всякого рода государственные повинности, а заканчивается захватом князьями, дружинниками, жрецами общинных земель, барщиной и оброком в пользу владельцев поместий и крепостничеством. Поземельные отношения в западноевропейских средневековых государствах устанавливаются, например, либо как рыцарское держание, при котором земля принадлежит королю и аристократам, либо как крестьянское держание, при котором земля принадлежит рыцарям или монастырям. Но везде земля — феодальная собственность, собственность государств, Церкви и феодалов, наследственных владельцев поместий или владеющих поместьями на условиях службы. Аристократия, дворянство и духовенство — привилегированные группы и сословия феодального общества — соединяются в класс феодалов, который осуществляет с помощью государства внеэкономическое насильственное принуждение лично зависимых и прикрепленных к земле крестьян, превращенных в сословие-класс. Социальные классы феодалов и феодально зависимых крестьян, эксплуататоров и эксплуатируемых составляют структуру феодального общества, в котором наряду с этими классами проживают безземельные дворяне, ремесленники, торговцы, чиновники, люди интеллектуального труда (врачи, учителя), подмастерья, наемные работники, слуги, солдаты и деклассированные элементы (неимущие, городская чернь, нищие, бродяги, разбойники). Феодальные отношения установились — в той или иной форме — во всех странах Европы и Азии в первом тысячелетии нашей эры. Однако народы Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Индии и Китая, в отличие от племен Западной, Северной и Восточной Европы, вошли в феодализм, пройдя в первом тысячелетии до нашей эры период рабовладельческих отношений. В рабовладельческих государствах Древнего мира основными производящими классами были свободные крестьяне-общинники и ремесленники, которые несли натуральные, денежные и трудовые повинности в пользу государства. Но часть земледельческих работ, строительство ирригационных сооружений, дорог, дворцов, храмов, работы на рудниках и в каменоломнях, домашнее услужение были возложены на рабов, принадлежавших государству или частным владельцам. В догосударственный период рабами племенной знати и жречества могли стать должники-соплеменники и пленники. По мере образования государств рабовладение превращается в постоянный способ обогащения всего класса рабовладельцев и всего рабовладельческого государства. В отличие от феодально зависимых крестьян, рабы не имели ни личной свободы, ни собственности. Сами они и результаты их труда полностью или почти полностью принадлежали хозяевам, которыми кроме землевладельцев, чиновников и воинов могли быть и свободные крестьяне-общинники, ремесленники. В условиях натурального хозяйства земля как основное средство производства и работы на земле являлись главным источником богатства общества. Большую часть этого богатства господствующие классы присваивали благодаря государственным порядкам, которые охраняли собственность рабовладельцев и феодалов и насильственно прикрепляли к их землям рабов и крестьян, обеспечивая внеэкономическое принуждение угнетенных классов. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению классового состава общества и к уничтожению сословий. Активное предпринимательство буржуазного класса, владеющего денежными и промышленными капиталами, вытеснило феодалов-дворян, никогда не участвовавших в производстве, из социальной, а затем и из политической жизни. Наем рабочей силы на капиталистические предприятия создал класс пролетариев, лично свободных рабочих, не имеющих собственности на средства производства и продающих свою рабочую силу в обмен на оплату труда. Купля-продажа земли расслоила деревню на зажиточных крестьян (сельских буржуа) и на бедняков и батраков. Экономическое принуждение рабочих, с одной стороны, и прибыльность вложенных в дело капиталов буржуазных собственников — с другой, стали основой классового общества Нового времени. В рыночном высокопродуктивном хозяйстве, в котором экономические связи между производствами носят необходимый и постоянный характер, принуждение к труду осуществляется экономическими, ненасильственными средствами.
Date: 2015-09-18; view: 545; Нарушение авторских прав |