Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование социальных общностей
Всё множество людей, живших и живущих ныне на Земле, принадлежит к одному биологическому виду. Имея одинаковые природные черты и постепенно овладев особыми приемами совместной трудовой деятельности, люди приобрели и общие социальные черты. Первоначально группы связанных кровным родством человеческих особей общими усилиями приспосабливались к среде обитания. Полученный опыт общежития передавался от поколения к поколению и, повторяясь, постоянно пополнялся новыми способами обустройства повседневной жизни. Так сложилась преемственность поколений, дающая представление о родственной и культурной связи с предками. Так образовался род — первый общественный организм, первое объединение людей, которыми руководил не только инстинкт самосохранения, но и приверженность общему делу. Род как коллективный хранитель накопленного опыта, коллективной памяти о прошлом открыл человеку понятие времени, той неосязаемой реальности, которая ведет людей по историческому пути. Формы социальной общности менялись по мере освоения и преобразования окружающего мира, по мере совершенствования хозяйственного уклада и усложнения общественных отношений, отношений людей к материальным условиям жизни и друг к другу. С переходом от собирательства к организованной охоте и от бродячего образа жизни к стойбищному роды значительно увеличились и превратились в племена. С переходом к земледелию и скотоводству внутри племен сложились семьи, заменившие брачные группы, и соседские поселения, ставшие сельскими общинами. Устойчивые союзы племен слились в народы, а с отделением ремесла от земледелия, с расширением торговли и с образованием государств племена и народы раздробились на сословия. В централизованных государствах с развитием внутреннего рынка сословия сплотились в нации. В XX в. народы и нации осознали себя единой социальной общностью — человечеством. Так слились в человечестве единство биологического вида и единство социальной общности. Человек всегда принадлежит к какой-либо социальной общности, к определенной группе людей, будь то семья или семейный клан, сельская или городская община, сословие или каста, племя или народность, народ или нация. Как правило, человек одновременно включен в несколько социальных общностей, разных по масштабам и по тому, какое влияние они оказывают на человека. Например, можно жить в семье и вместе с семьей входить в сельскую общину, которая вместе с другими общинами составляет крестьянское сословие, которое, в свою очередь, вместе с другими сословиями является частью одного народа (см. схему). При всем разнообразии социальных общностей они имеют следующие характерные черты. Во-первых, все люди одной общности говорят на одном общем для них языке или пользуются в повседневной жизни понятными друг другу способами общения. У каждого народа свой разговорный язык и свой язык жестов и мимики. Сословия говорят на языке своего народа, но дополняют его особыми словами и выражениями, жестикуляцией и мимикой, понятными только в определенной сословной среде. У некоторых народов сословный язык был столь различен, что крестьяне не понимали дворян, а горожане — селян. В семье бывает достаточно взгляда или молчания, чтобы быть понятым без слов Во-вторых, все люди одной общности живут общей культурной традицией, теми этическими и правовыми нормами, эстетическими и религиозными ценностями, которые связывают всех общими истинностными и ценностными ориентирами. Нравственные и правовые установки, художественные образы и религиозные догмы вводят человека в духовную культуру его общности. Праздники, обряды и ритуалы, особенности одежды, утвари и кухни приобщают человека к традициям повседневного быта его общности. В-третьих, все люди одной общности жили или живут на общей для них территории, в одном географическом пространстве, на той земле, которую они называют родиной. Общность среды обитания, будь то страна, округа, городской квартал или родительский дом, соединяет людей иногда больше, чем кровное родство. Люди обычно связывают с родной землей свою судьбу, ждут от нее защиты и покровительства. Часто человек одушевляет то место, где он родился и где приобщился к культуре своих земляков, а оказавшись на чужбине, он долго хранит память о домашнем очаге, о могилах предков. По языку, по культурным традициям, по месту жизни люди делятся на своих и чужих, родных и инородных, понятных и непонятных, близких или культурно чуждых. Чем большее духовное значение имеет для человека та или иная социальная общность, тем сильнее он себя с ней отождествляет. Если, например, народ важнее сословия или семья важнее общины, то выбор в пользу народа или семьи человек делает сознательно, а не по принуждению. Это выбор духовного единения, которое нельзя заменить материальными благами или иными выгодами. Выйдя из одной социальной общности, порвав с ней духовные связи, человек всегда остается (оказывается) в другой социальной общности, на которую настраивается его внутренний мир. Жить вне общества людей — это значит жить вне конкретной социальной общности. Потеря человеком социального обличия, превращение его в изгоя, отщепенца равносильны социальной смерти, с которой приходит духовное опустошение и утрата личностного начала.
Date: 2015-09-18; view: 495; Нарушение авторских прав |