Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формации и цивилизации
Социально-экономическая формация (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический общественный строй) — это этап, или ступень исторического развития общества, характеризующаяся основным в этот период способом производства. Каждой формации соответствуют определенный социально-классовый состав общества и определенные идейно-политические отношения, называемые общественной надстройкой над базисными социально-экономическими отношениями. Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
Социально-экономические формации составляют этапы, или ступени, исторического развития общества и различаются характерными для каждой формации способами производства. Способ производства — это производительные силы общества и соответствующие им производственные отношения. Производительные силы общества состоят из совокупной рабочей силы трудовых слоев общества и средств производства. Производственные отношения — это отношения трудовых и нетрудовых слоев общества к собственности на рабочую силу и к собственности на средства производства. Собственнические отношения складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных условий жизни и превращаются в отношения между классами и социальными группами. Медленному развитию производительных сил рабовладельческого и феодального обществ (ручной физический труд, повторяемость из поколения в поколение хозяйственного опыта, замкнутость самодостаточность отдельных производств) соответствует передаваемая по наследству собственность землевладельца на землю и на труд эксплуатируемых работников. В малопродуктивном натуральном хозяйстве принуждение к труду осуществлялось внеэкономическими насильственными средствами (раб — невольник, крестьянин — крепостной). Быстрому развитию производительных сил буржуазного общества (машинное производство, технический прогресс, обновляемость хозяйственного опыта, постоянные экономические связи производств) соответствует каждый раз приобретаемая собственность на средства производства и на рабочую силу (профессия и квалификация работника). В высокопродуктивном рыночном хозяйстве принуждение к труду осуществляется экономическими средствами (вольнонаемный рабочий продает свою рабочую силу). Производящему (натуральному и рыночному) хозяйству исторически предшествовало присваивающее хозяйство первобытного общества, в котором простейшие орудия труда создавались для того, чтобы взять у природы готовый продукт (собирательство, рыболовство, охота), а не для того, чтобы произвести новый (земледелие, ремесло). Совместные усилия первобытного коллектива (рода, племени), приспосабливающегося к среде обитания, позволяли установить только общую, а не частную или корпоративную форму собственности на все материальные условия жизни. Первобытное общество (родоплеменной строй) было бесклассовым, или доклассовым. Общественные отношения, с точки зрения формационного подхода, — это отношения классов и социальных групп в сфере экономики, в социально-собственнической сфере, в сфере политики и в сфере идеологии. Социально-экономические отношения объективны, они зависят от природных ресурсов, от степени приспособленности людей к окружающей среде, от накопленного опыта трудовой деятельности, от материальных потребностей общества. Стихийные, не осознаваемые обществом экономические и социальные процессы становятся всё более управляемыми по мере перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему и по мере перехода общества от натурального хозяйства к рыночному. Социально-экономические отношения закрепляются в политической надстройке (в системах власти) и отражаются в идеологиях. Идейно-политические отношения субъективны, они зависят от намерений людей сохранить или сломать существующий общественный строй. Противоречия социально-экономической жизни, противоречия между трудовыми и нетрудовыми, собственническими и несобственническими классами, особенно острые в период, когда старые производственные отношения тормозят развитие новых производительных сил, выливаются в восстания рабов, в крестьянские войны, в буржуазные революции. Политическая деятельность людей позволяет менять властные структуры и формы государственной власти, руководствуясь идеологическими принципами, которые в конечном счете отражают интересы тех или иных классов и социальных групп. Идеология (политическое сознание общества) подчиняет себе все сферы духовности — мораль и художественную культуру, право и религию, философию и научное познание. В классовом обществе духовные ценности идеологизируются, а социальные отношения политизируются с особой интенсивностью в периоды социальных конфликтов. Таким образом, идейно-политические отношения, надстраиваясь над социально-экономическими отношениями, с одной стороны, соответствуют им, а с другой стороны, благодаря сознательным волевым действиям людей меняют базис.
Date: 2015-09-18; view: 465; Нарушение авторских прав |