Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий итог: это тип идеальных родителей





2. Проказники / герои. Тип противоречивый и самый любимый у Линдгрен. С одной стороны, в них всю жизнь живет внутренний ребенок, с другой – это тип сильных личностей, очень своеобразных и потому чрезвычайно интересных. Их гораздо меньше в произведениях писательницы, но если они есть, то обязательно являются центральными персонажами. Возрастная принадлежность в этой группе весьма условно, так как эти дети умны, находчивы, смелы, отважны, трудолюбивы и справедливы не по годам. А кроме того, практически не прослеживаются половые различия в этой группе, то есть девочки здесь наделяются такими же характеристиками, как и мальчики. Так, если убрать из текста возрастную характеристику Эмиля из Лённеберги, читатель не за что не догадается, сколько ему лет, а если выбрать только характеризующие качества и действия Тедди и Фредди из «Мы – на острове Сальткрокка», без указания на то, что они девочки, то читатель легко может спутать их с мальчишками.

Приведем для сравнения характеристики Эмиля и двух сестер, как типичных представителей этого детского образа.

Эмиль, по высказыванию самой А. Линдгрен, самый любимый ее персонаж: маленький сорванец и упрямец, глаза круглые и голубые, «Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него – ну просто ангелочек» (Линдгрен, 2012: 5); силой он не уступал молодому бычку, плутишка, будет председателем муниципалитета, когда вырастет, з а словом в карман не лезет, хитер, «сердце у этого мальчика было золотое» (там же: 51), ужасный маленький сорванец (там же: 23), верит старым сказкам и преданиям, на всем свете никогда не было большего проказника (там же: 54), сметливый мальчонка (там же: 61), слово с делом не расходится (там же: 65), всегда хочет как лучше, но почему-то выходит не так, как надо (например, проделка № 325), своего он добивается, не делает того, чего хочет его мама, «хочет командовать и мамой, и папой, и всем Каттхультом, и даже всей Леннебергой» (там же: 5), очень любит сестренку Иду и всегда заботился о том, чтобы Ида не скучала (там же: 12), любит и умеет столярничать, очень хорошо правит лошадьми, любит Альфреда. А еще Эмиль совершает множество проказ; ими называются главы, повествование ведется от имени рассказчицы, а все происшествия с Эмилем записывает мама в дневник. Проказы Эмиля:

· угодил головой в супницу,

· поднял на флагшток маленькую Иду,

· один едет на ярмарку в Хультсфред, зарабатывает на еду,

· ставит мышеловку, в которую попадается папа,

· блюдо с кровяным тестом сваливает папе на голову,

· добывает коня на ярмарке в Виммербю,

· устраивает фейерверк,

· приводит домой всех жителей богадельни и скармливает им все припасы,

· ловит командоршу в волчью яму,

· зарабатывает деньги и заключает сделки на аукционе (хромая курица, которая, однако, хорошо несет яйца, шкатулка, которая для Иды большое сокровище),

· играет в тиф,

· вытаскивает, хотя и безуспешно зуб у Лиины,

· выхаживает маленького тщедушного поросенка, а затем дрессирует его,

· старается попасть в цель и разбивает кувшин с киселем,

· относит кофе косарям в поле и подсаживает в корзинку с кофе и едой лягушку, от чего всё кофе проливается,

· вместо того, чтобы выбросить пьяные вишни по незнанию кормит ими поросенка и петуха, а потом и сам их съедает, от чего пьянеет и становится плохо, а затем дает клятву в обществе трезвенников никогда не пить и распространять трезвость,

· поджигает с помощью увеличительного стекла страусовые перья на шляпке пасторши,

· не нарочно запирает отца в Триссевой будке (туалет),

· совершает подвиг – один в пургу везет Альфреда к доктору, тем самым спасая ему жизнь,

· выпускает на свободу злющего барана,

· покупает липучки для поимки мух на свои деньги и развешивает все в кухне, а туда попадаются и Лиина и папа и мама,

· играет в снежки и лепит снежком прямо в рот отцу,

· целует пасторшу, приговаривая: «Нечего жадничать!» (там же: 109).

И, наконец, каким Эмиль предстает в глазах других персонажей: ничего путного из него не выйдет (жители, там же: 5), в жизни не видывала этакого постреленка (Лиина, там же:: 6), Эмиль вовсе не плохой (мама, там же: 6), чудесный малыш, добрый (мама, там же: 11), буду всегда злой и страшный, и все станут меня бояться (Эмиль, там же: 13), он мальчик благочестивый, но порой, сдается мне, он малость не в себе (мама, там же: 52), этот мальчонка из Каттхульта не так уж и прост (жители, там же: 62), совершенно безмозглый мальчишка (Крёсса-Майя. там же: 97). Такая антиномичность в характере героя говорит о том, что он явно не вписывается в рамки общественных норм, но именно поэтому интересен и может добиться в жизни определенных успехов, которые в сочетании с добротой и природной справедливостью будут направлены на благо социума.

Тедди и Фредди: «Они были душой и телом дочери шхер, знали толк в лодках, чувствовали море, погоду и ветер, умели ловить рыбу сетью, на перемет и на блесну. Они ловко чистили салаку и разделывали окуней, плели снасти и вязали крепкие морские узлы, а лодку голанили одним веслом так же ловко, как и двумя. Им были известны окуневые отмели и заводи в камышах, где, если повезет, попадались и щуки. Они различали голоса морских птиц и знали, какая из них кладет какие яйца. Среди необитаемых островков, шхер и проливов, образующих настоящий лабиринт вокруг Сальткроки, они чувствовали себя увереннее, чем у мамы на кухне.

Они не хвалились своей ловкостью и сноровкой …» (Линдгрен, 2004: 322); «Когда я Теодора, мои мысли прекрасны, как мечта, – сказала Тедди. – Я тогда пишу стихи, собираюсь поехать в Африку, чтобы лечить там прокаженных, или решаю стать космонавтом и первой попасть на Луну, или еще что-нибудь в этом роде» (там же: 322). Образы девочек, так же как и других из этого типа, напоминают саму Линдгрен: ловкую, свободную в мыслях, словах, действиях, чувствах мечтательную писательницу.

3. «Противные» дети. Самый малочисленный тип детского образа, мы выделили всего трех его представителей. Интересно, что в первой возрастной группе таковые вообще отсутствуют, наличие же их в других возрастных группах указывает, по нашему мнению, на соответствующее воспитание. Эти дети очень похожи на своих родителей. Так, Берит ведет себя гадко по отношению к двоюродной сестре, благодаря попустительству и точно такому же поведению ее матери и тетки. Берит: для нее никогда не настает очередь вытирать посуду, осенью пойдет в школу, ей надо хорошенько отдохнуть, сидит в беседке и злорадно улыбается, снова злорадно улыбается, злорадно улыбается, топчет куклу Евы, выбрасывает ее за забор в ливень, командует сестрой. Тетя Грета: спрашивает свою дочку, не замерзла ли она, не хочет ли она соку, целует; Еве говорит: сбегай, посмотри, не пришла ли почта! Принеси утюг! Не клади локти на стол! Высморкайся! «грубо хватает Еву за руку и тащит ее в зеленый сарайчик, где стоят бочки для воды и прочий садовый инструмент. – Вот, будь добра, стой здесь, пока не исправишься, - говорит она и запирает дверь» (Линдгрен, 1995: 24), посылает Еву в грозу в проливной дождь за картофельной мукой.

Лота – тоже капризная, самовлюбленная девочка, хотя и намного старше Берит. Её характеристика дается через восприятие детей, особенно шестилетней Чёрвен: «Чёрвен она показалась очень нарядной – в узеньких светло-синих брючках и белом джемпере. Ее каштановые волосы были красиво уложены. Счастливица, ей разрешают укладывать волосы! Хотя она была примерно тех же лет, что и Тедди. А физиономия у нее кислая, и с Чёрвен она даже не поздоровалась» (Линдгрен, 2004: 502), Чёрвен называет ее девчонкой-воображалой, дурищей. У самой писательницы она вызывает также негативные эмоции, Линдгрен представляет ее продуманной, самонадеянной, высокомерной.

Мальчишеский образ этого типа представлен Бенгтом, который вместе с ватагой таких же, как он мальчишек, избивает маленькую девочку, грубит Пеппи, обзывает ее, но получает от неё соответствующее наказание.

Все представители этого типа детей самонадеянны, жестоки, высокомерны и трусливы.

4. Бедняки. Этот тип детей представлен приютскими детьми, сиротами, жителями богадельни, детьми из неполных и неблагополучных семей, больными детьми. Для всех этих детей – мир – юдоль страданий. Когда они не встречают поддержки со стороны общества, то непременно гибнут, как, например, Малена – сирота из богадельни сказке «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка…», Матиас и Анна сироты из сказки «Солнечная полянка». Но, погибнув, эти дети обретают то, чего были лишены при жизни: дом, мать, еду, заботу, красоту, игры. Если же общество не остается к ним равнодушным, дети получают заботу от окружающих людей, и даже становятся счастливыми в обретенной семье (Расмус-бродяга).

5. Детские двойники. Не многочисленный, но самый яркий тип детских образов. Все они – порождение детской фантазии. Исследователи творчества Линдгрен особое внимание уделяли именно этой группе персонажей. Пристального внимания здесь заслуживают два персонажа: Пеппи Длинныйчулок и Карлсон.

Выделим черты, которые объединяют эти два персонажа:

· наличие отличительной от всех людей черты – сверхъестественная сила у Пеппи и возможность летать у Карлсона;

· безграничная свобода;

· отсутствие родителей, но в тоже время желание их иметь, хотя и не рекламируемое ими;

· безграничная фантазия на проделки и игры;

· доброта и справедливость: хорошие люди должны быть поощрены, плохие – наказаны, в этом их несомненная воспитательная функция;

· оба персонажа выявляют и критикуют стереотипы общества;

· выполняют функцию защитника и спасателя;

· оба спасают детей от одиночества и всегда появляются тогда, когда детям грустно, когда они чувствуют себя обиженными, лишними, недолюбленными, они выполняют роль «компенсаторного альтер-эго» — во всех отношениях «лучшие в мире» Карлсон и Пеппи, но практически всегда исчезают, как только дети увлекаются чем-то еще.

Необходимо отметить, что некоторые из героев могли бы быть отнесены в несколько типов, например, Аббе Нильсон – мальчик из бедной семьи, но в тоже время герой, сильный и смелый, умеющий жертвовать собой, таков же и Расмус-бродяга.

И в завершении отметим еще одну черту, характерную для многих героев А.Линдгрен. Несмотря на то, что сама Линдгрен лукаво отрицает взаимосвязь своих героев в разных произведениях, однако, эти параллели, безусловно, присутствуют, поскольку многие ситуации типичны для отдельных типов героев. Проследим некоторые параллели.

1. Настоящее имя Малявки из повести «Что-нибудь «живое» для Кале-колченожки» Инга, которое мы узнаем из повести «Спокойной ночи, господин бродяга!», а в автобиографической повести «Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хульта» упоминается имя младшей сестры Астрид Ингейерд – и то и другое – женские варианты имени германо-скандинавского бога плодородия Фрейра.

2. Кале (Что-то «живое» для Кале-колченожки) – Чарли (Калле) (Спокойной ночи, господин бродяга!) – Кале из Бэкторпа (Смоландский Тореадор).

3. Малявка (Что-то «живое» для Кале-колченожки) – Инга Стина (Спокойной ночи, господин бродяга!) – Ингейгерд (Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хульта).

4. Анна Стина (Что-то «живое» для Кале-колченожки) – Анна Стина (Спокойной ночи, господин бродяга!) – Анн (Под вишней) – Стина (Самуэль Август из Севедсторпа и Хана из Хульта) – Стина-Мария (Стук-постук) – Анна Стина (Расмус-бродяга).

5. Вечерин – бродяга (Спокойной ночи, господин бродяга!) – кукушка (Веселая кукушка) – Крошка Нильс Карлсон – Карлсон - Пеппи – Мирабель – Петер и Петера.

6. Гуннар (Петер и Петера) – Гуннар (Расмус-бродяга) – Гуннар (Веселая кукушка).

7. Юм-Юм (щенок принца Петера Мальма) (Мы – на острове Сальткрока) – Юм-Юм (Мио, мой Мио!).

8. Ида из Севедсторпа - бабушка (Самуэль Август…:) – Ида (Эмиль).

9. Юкке Киис (Звенит ли моя липа…) – дурень Юкке (Эмиль).

10. Помпадулла (Звенит ли…) – Комендантша (Эмиль).

11. Гунилла (Малыш и Карлсон) – Гунилла (Веселая кукушка).

 

Date: 2015-09-03; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию