Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обычные, хорошо воспитанные дети





Этот тип героя самый многочисленный и представлен практически каждой возрастной и половой категорией, кроме мальчиков до 5 лет. Для всех героев этого типа подходит общая характеристика, которая дана А. Линдгрен при знакомстве читателей с семьей Свантесон из повести-сказки «Малыш и Карлсон»: все представители этой семьи – самые обыкновенны, и живут в самых обыкновенных условиях, т.е. Линдгрен указывает на типичность для современного общества этого типа героев.

Возраст 3-5 лет, девочки: добрая, послушная, крошечная худышка (Ида); мила, все ею восхищаются, мягонькая, нежненькая, сладенькая, зубастенькая, такая красавица, что просто беда (Лисабет), веселая и покладистая, с на редкость очаровательной беззубой улыбкой, заядлая сказочница, обидчивая (Стина), выдумщица, мечтательница, пытается проникнуть в суть вещей, познает мир (Анн). Итак, перед нами милая, красивая, послушная, мечтательная девочка, которая всем нравится и не доставляет хлопот. Такие дети очень хотят хоть чем-то выделиться и быть похожими на старших, но у них ничего не выходит, так Ида очень хочет напроказить, но не может.

Возраст 6-8 лет, девочки: красный, как вишня, ротик, хороший друг, «ужасно хорошая», нравится мальчикам (Гунилла), малявка, неряшка-заморашка, когда не убирает в своей комнате, любит маленьких-премаленьких детей, убирается в комнате, играет с котенком, мечтает о велосипеде, печет бисквит, красит стол, добрая (не хочет, чтобы ягнята умирали, радует людей), играет в сказки, сказки переносит в жизнь (Лиса), славная, хорошо воспитанная и послушная, «не капризничает, когда не получает того, что хочет, и всегда выглядит такой нарядной в своих чистеньких накрахмаленных ситцевых платьицах» (Анника) (Линдгрен пеппи: 8). Заметим, что характеристик этих девочек либо совсем нет, либо они такие же, как и в предшествующей возрастной группе, добавляется только больше указания на характеризующую их деятельность.

Возраст 9-19, лет девочки: косы точь-в-точь такие же, как у других самых обыкновенных девочек, смеётся над младшим братом, но любит его (Бетан); «Вообще-то говоря, ей очень хотелось иметь братьев, во всяком случае такого вот резвого востроглазого маленького жеребенка, каким был Расмус, к которому она в глубине души питала такую большую слабость и которого любила и щипала с тех самых пор, как он лежал в колыбели. Кроме того, было так чудесно бродить здесь под лучами майского солнца с Йоакимом и быть самой милой изо всех, кого он знает! Какое ей дело до того, что их передразнивает пара мальчуганов?! Опьяненная весной, она обвила руками Расмуса и крепко, быстро прижала его к себе» (Патриция) (Линдгрен, 2006: 183); «Малин была опорой семьи. С того самого дня, когда умерла при родах Пелле их мать, Малин заменила ее всем Мелькерсонам, включая и самого Мелькера. Неокрепшая, тоненькая девочка-мама сперва была беспомощна и несчастна, но мало-помалу научилась вытирать носы, стирать, бранить и печь булочки – таковы были ее заботы по дому, как она писала в своем дневнике» (Малин) (Линдгрен, 2004: 299); челка, бойко отвечает на все вопросы, воспитана в глубоко религиозной семье и считала, что таком важном деле нужна Божья помощь, естественная уверенность в себе, здравый ум, прилежная жена (Ханна).

Дополняют портрет этой группы характеристика Малин, которую ей дают другие люди: «Ты никогда не бранишься зазря, – уверял ее Пелле. – Вообще-то ты добрая, нежная и ласковая, как крольчиха» (Линдгрен, 2004: 299), «ты прелесть какая хорошенькая, даже когда плачешь» (там же: 349) «А Малин, его утешение и отрада, как она могла стать такой умной при ее красоте? Хорошенькие девушки обычно так заняты своей внешностью, что им некогда стать умными. Малин была другой. Мелькер, конечно, не очень-то знал, какие мысли таятся за ее гладким лбом, но он знал, что там нет недостатка в уме, искренности и здравом смысле. И, кроме того, она была прелестна и, казалось, как цветок, не сознает этого» (там же: 389).

Итак, перед нами типичный образ девочки-мамы, девочки-хозяйки и жены. Мудрой, красивой, прилежной. Не случайно, венчает этот тип – характеристика мамы самой писательницы – Ханны. Очень цельный и стабильный в своем развитии образ ответственной семейной женщины – идеал мамы. Подтверждение тому можно увидеть, представив собирательный образ матери в произведениях А. Линдгрен: самая обыкновенная, строгая, не любит, когда дети ссорятся, больше думает о сыне, защищает от папы, ведет учет проделкам, хорошая хозяйка, любит, чтобы все было, как полагается («порадовалась бы, если бы видела, что они идут так, как полагается» (Лингдрен, 2009: 37)), всегда добрая, обитает во всех местах в доме, где уютно, рассказывает перед сном сказки, может признать свою неправоту. Квинтессенция характеристики идеальной мамы и жены заложена в высказывании отца Расмуса Перссона: «Странный человек - мама, - говорил отец. - Внешне такая прелестная и нежная, а в глубине души - просто военачальница! <…> Во всяком случае, будет так, как хочет мама, - постоянно повторял он, - и это - самое лучшее. Нет никого на свете, кроме нее, кто мог бы командовать глупым полицейским, двумя невоспитанными детенышами и маленькой непослушной собачонкой так, что они этого даже не замечают». Этот папа! Он и думать не желал, что на свете есть кто-то такой же хороший, как мама» (Линдгрен, 2006: 187 - 188).

Как видим, идеальную маму характеризуют строгость и в то же время доброта, лояльность и любовь к детям, мама ассоциируется с порядком и уютом.

Возраст 6-8 лет, мальчики: хороший друг (Кристер), не глупый, играет и с мальчиками и с девочками, любит собаку и очень любит маленькую сестру, за него девочки хотят выходить замуж (Улле); славный, хорошо воспитанный и послушный, никогда ни у кого ничего не выпрашивает и без пререканий выполняет все мамины поручения (Томми).

Одна из самых подробных характеристик героя этого типа дана Малышу: самый обыкновенный, голубые глаза, немытые уши, разорванные штанишки, любимец всей семьи и каждый балует его, как может, счастлив (с Карлсоном и собакой), серьезен, когда что-то рассказывает взрослым, читает книгу, страстно мечтает иметь собаку, умеет прекрасно дразнить, дерется, если его обижают, теряется, когда Карлсон злится или ему плохо, с Карлсоном: здорово, интересно, дух захватывает, опасно, что дух захватывает, любит мамины сдобные плюшки с корицей и горячий шоколад, любит мамочку, может сесть в поезд и один приехать от бабушки домой, летает с Карлсоном к нему домой, не умеет долго дуться, очень любит маленьких детей, сочиняет с мамой стишки (Малыш). С точки зрения других персонажей этот тип героя с виду очень хороший, но умеет за себя постоять, и балуется, когда ему скучно, но тем не менее очень любим, что видно в сочетании пейоративной семантики характеризующих лексем с мелиоративной: несносный маленький братишка (Бетан), маленький мальчик с добрыми голубыми глазами – драчун (мама), гадкий мальчишка, упрямец, противный, «Малыш хороший мальчик, потому, что не желает наговаривать на других» (мама) (Линдгрен, 1985: 255), «не уверена, что наш Малыш хорошо воспитан» (мама) (там же: 303), упрямый мальчишка (фрекен Бок), лучший в мире друг (Карлсон).

Существенно дополняет эту характеристику описания Пелле из «Мы – на острове Сальткрокка»: не умеет восторгаться по заказу, живой и любознательный, очень любит животныхчего он только не переделал! Он облазил все трапы и заглянул во все тайники и уголки. Сунул было нос в штурманскую рубку, но его оттуда выпроводили. Забежал на минуточку в кают-компанию, но и оттуда его выпроводили. Пытался пробраться на капитанский мостик, но и тут ему дали от ворот поворот. Долго стоял в машинном отделении и таращился на поршни машины, которые ходили и стучали. Свешивался через перила за борт и плевал в шипящую белую пену, которую взбивал пароход. Попил лимонада на баке и поел сдобных булочек, а остатки бросил голодным чайкам. Переговорил почти со всеми пассажирами на пароходе. Проверил, за сколько времени можно пробежать от носа до кормы. И путался под ногами у матросов всякий раз, когда пароход причаливал к пристани и на берег сгружали груз и чемоданы пассажиров. Словом, проделал все, что только может проделать семилетний мальчик на рейсовом пароходе, идущем в шхеры. <…> Он любил всяких разных зверюшек и вообще всех, кто живет, движется, летает и ползает под небесным сводом и на тверди земной, – всех птиц, всех рыб и всех четвероногих. «Мои миленькие зверюшки», – называл он их всех без разбору, причисляя к зверюшкам даже жаб, ос, кузнечиков, майских жуков и всяких других букашек» (Линдгрен Сальткрокка: 296)); предельно добр ко всем и очень любит своих родныхПелле мог вынести что угодно, только не горе отца, или Малин, или Юхана, или Никласа. Они не должны горевать» (Линдгрен, 2004: 510)).

Этот образ настолько идеален, что его отец не на шутку обеспокоен судьбой мальчика, уж очень он хорош для жестокого мира, слишком созерцательный и внимательный к миру, он совершенно самодостаточен, и ему никогда не бывает скучно с самим собой и с миром вокруг него: «Пелле. Как сложится его судьба? Что выпадет на долю тому, кто может расплакаться оттого, что у незнакомых людей в трамвае грустный вид или оттого, что ему попалась навстречу кошка, похожая на бездомную? Пелле постоянно заботило, что какой-то человек, какая-то кошка, какая-то собака или даже какая-то маленькая оса не очень счастливы. Как он будет жить дальше с такими заботами? И сколько всяких несуразиц умещается у него в голове! Почему телефонные провода поют так, что хочется плакать, когда их слышишь? И почему шумят листья на деревьях, словно о чем-то тоскуют? И почему море так мрачно рокочет, может, в память о погибших моряках? – со слезами на глазах расспрашивал Пелле. И радости у него были своеобразные, свои. Ему доставляло удовольствие в одиночестве сидеть в рыбачьем сарае и слушать, как дождь барабанит по крыше, или в бурю забраться в угол на чердаке, особенно в сумерках, и слушать, как поскрипывает на ветру дом. Никлас пытался было выведать у него, отчего ему нравятся такие чудачества, но Пелле отвечал:

– Если ты сам не понимаешь, то и нечего тебе объяснять, все равно не поймешь.

Кроме того, Пелле – исследователь по натуре, и дел у него всегда по горло. То лежать на животе в траве и смотреть, как возятся маленькие букашки. То лежать на животе на мостках и наблюдать увлекательный изумрудный мир, где крошечные уклейки живут своей рыбьей жизнью. То сидеть на крыльце темным августовским вечером и наблюдать, как зажигаются звезды, и пытаться найти Кассиопею, Большую Медведицу и Орион. Природа для него была непрерывной сменой чудес, и он постоянно был занят тем, что пытался проникнуть в ее тайны, восторженно и настойчиво, как и подобает пытливому исследователю. Наблюдая за малышом, Мелькер иной раз завидовал ему.

Почему нельзя на всю жизнь сохранить такую вот удивительную способность воспринимать как откровение землю и траву, шум дождя и звездные миры?» (там же: 389-390).

Возраст 9-19, мальчики: самый обыкновенный мальчик, смеётся над младшим братом, с большей охотой стоит в футбольных воротах, чем у школьной доски (Боссе); сильные, бывает дурной, рассказывают разные истории, дразнят, играют в разные игры, падает в прорубь, защищают (Ласе и Буссе); верный спутник и друг не на жизнь, а на смерть (Понтус); фантазер, каких мало, и вечный непоседа (Юхан), спокойный, уверенный и в то же время самый веселый и жизнерадостный, будет легко шагать по жизни (Никлас).

Как видим, внутри образа обычного мальчика, намечается три подтипа, которые можно охарактеризовать так:

- спокойный, веселый, уверенный, хороший друг;

- фантазер, непоседа, умеющий защитить себя, остро нуждающийся в друге, добрый;

- добрый, любит весь мир, сентиментальный, созерцательный, справедливый, любящий одиночество и свободу, исследователь по натуре.

Линдгрен показывает эти образы в развитии и в своем законченном варианте – это три образа разного, но идеального отца:

1. Серьезные, но любящие отцы Малыша, Бенки, Мио, детей из деревни Буллербю, Лотты с улицы Бузотеров, Мадикен, Томми и Анники, Расмуса Персона и мн. других: самый обыкновенный, строг, добр, требует отвечать за свои поступки, «я хочу быть таким как ты, папа, ты такой хороший» (Малыш), заботится о детях (наколдовал комнату), каждый день ходит на работу. К этому же типу относился и отец самой Лингдгрен, которого писательница очень точно охарактеризовала одной фразой: «Добрые люди умеют ладить с людьми».

2. Чудаковатые отцы-дети:

- Папа Эфроим: день-деньской расхаживает с короной на голове, играет, врет (выдумывает), очень сильный и смешной;

- отец Мелькер: «– Сальткрока, – сказал он задумчиво. – Мне нравится это название, поэтому я и снял там дачу» (там же: 294), «До чего же легкомысленный у них отец! Ему скоро пятьдесят, а он все такой же непосредственный, как ребенок: в нем больше мальчишества и беспечности, чем у его собственных сыновей. Вот он стоит на палубе в радостном нетерпении, будто мальчуган в рождественский вечер, и ждет, что его затея снять дачу на Сальткроке всех осчастливит» (там же), «писатель и чуточку не в своем уме …» (там же), в тоже время Мелькер мужественный и чрезвычайно заботливый и безумно любящий своих детей: «Малин знала своего отца, как человека мужественного. Она, как никто другой, могла судить о его мужестве, так как видела отца в решающие минуты жизни. Хотя некоторым, возможно, этот Мелькер казался слабым и ребячливым, а порой даже смешным. Но это было чисто внешнее. В нем жил совсем другой человек, сильный и бесстрашный, особенно во всем, что касалось его самого» (там же: 338), не обидчив, у него везде много друзей, «беспомощный Мелькер, чудаковатый и по-детски восторженный, особенно нуждается в душевной теплоте и заботе» (там же: 356-357), радуется праздникам и вообще жизни, как ребенок и такую же радость желает во что бы то ни стало доставить окружающим.

3. Отец-созерцатель: Оскар: бродяга, мятая одежда: потертый клетчатый пиджак, висящие мешком брюки, высокий и плотный, добродушный на вид, счастливчик, Божья Кукушка, «Иногда мне хочется работать. И тогда я работаю как зверь. А иногда вовсе неохота. А люди выдумали, что нужно работать всегда, а этого моя дурная голова никак уразуметь не может» (Линдгрен, 2006: 54), заботливый, «Ты хороший!» (там же: 61), «Спасибо, что ты взял меня с собой бродяжничать. И спасибо за то, что ты такой добрый» (там же: 153).

Так или иначе, все приведенные типы отцов определяет любовь, доброта и забота о своей семье и детях, их горячо любят.

Date: 2015-09-03; view: 614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию