Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель детского мира А. Линдгрен
Первые детские образы в литературе существуют внутри взрослого мира, как его часть - герои У. Теккерея, В. Гюго, а начиная с Ч. Диккенса и Ж. Верна литература создает образы детей и подростков, которые сами способны влиять на ход событий, вступать в конфликты со взрослыми, преодолевать противоречия, а иногда и брать верх над теми, кто старше, сильнее физически, но уступает духовно. Российский психолог Е.Е. Сапогова пишет: «Детское, постепенно отделяясь от взрослого, формируется в особый культурный пласт – детскую субкультуру, и картина мира – ее естественная часть» (Сапогова, 2004: 406). В.В. Абраменкова в статье «Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства» указывает. Что модель мира ребенка структурируется по трем позициям: «Мир вещей и предметов, Мир людей, Мир самого себя» (Абраменкова, 2001). Само понятие «мир», модель которого описывается, В.Н. Топоров трактует как «человека и среду в их взаимодействии; в этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и о самом человеке, причём «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду, которая описывается на языке антропоцентрических понятий» (Топоров, 1980: 161). М. В. Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность. Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми. М.В. Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: «Первый — это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются, прежде всего, родители, а затем и другие воспитатели. Второй — это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Третий — это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг» (Осорина, 2007: 11). Таким образом, суммируя сказанное, можно представить схематично модель мира ребенка, сделав, однако одно существенное добавление: в детскую модель мира непременно входят не только другие дети и взрослые, предметы и явления, но и животные. Date: 2015-09-03; view: 1064; Нарушение авторских прав |