Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры евклидовых пространств
Пусть задано линейное пространство. Возникает вопрос: можно ли измерять расстояние между элементами (векторами) этого пространства, находить углы между векторами и длины (модули) этих векторов. Ответы на этот вопрос дает понятие евклидова линейного пространства. Определение 3.1. Если в линейном пространстве любым двум элементам можно поставить в соответствие действительное число , называемое скалярным произведением векторов и удовлетворяющее аксиомам: , , , , , , причем , то это пространство называется евклидовым пространством. Число называется скалярным квадратом вектора . Аксиома определяет симметричность скалярного произведения, аксиомы – аддитивность и однородность по первому множителю, неотрицательность скалярного квадрата. Поскольку евклидово пространство является линейным, то на него переносятся все понятия, определенные для линейного пространства. В частности, можно ввести понятие базиса и размерности евклидова пространства. Сформулируем простейшие следствия из аксиом евклидова пространства: 1) , , 2) , 3) . Теорема 3.1. В евклидовом пространстве для любых двух векторов справедливо неравенство Коши-Буняковского: . (3.1) □ Отбрасывая тривиальный случай, когда один из векторов нулевой (в этом случае неравенство (3.1) выполняется), предположим, что . Рассмотрим при произвольном числе вектор и найдем его скалярный квадрат . Преобразовав скалярное произведение согласно аксиомам, получим . Левую часть полученного неравенства можно рассматривать как квадратный трехчлен относительно (), принимающий неотрицательные значения при каждом . Тогда его дискриминант должен быть неположительным, то есть , откуда и следует неравенство (3.1). ■ В данном пункте приведены примеры наиболее часто встречающихся евклидовых пространств. Заметим, что в одном и том же линейном пространстве скалярное произведение можно ввести различными способами. Рассмотрим различные способы задания скалярного произведения в двух линейных пространствах и . Рассмотрим линейное пространство . Его элементами являются вектор-столбцы . Скалярное произведение в нем можно задать двумя способами. Первый способ (задание скалярного произведения стандартным образом): . Покажем, что при таком задании скалярного произведения в выполняются аксиомы евклидова пространства. Действительно, при всех , имеем: , , , , причем . Второй способ (задание скалярного произведения в виде симметрической билинейной формы): , где симметрическая (, ) положительно определенная матрица -го порядка. Замечание 3.1. Доказательство того факта, что скалярное произведение, заданное в виде симметрической билинейной формы, удовлетворяет всем аксиомам евклидова пространства, можно посмотреть в п. 6.7. Замечание 3.2. Так и являются подпространствами евклидова пространства , то скалярное произведение в них можно ввести двумя выше описанными способами. Рассмотрим линейное пространство . Его элементами являются многочлены относительно переменной степеней, не превосходящих натуральное число : , . Первый способ задания скалярного произведения: . Второй способ задания скалярного произведения: где попарно различные действительные числа. Можно показать, что в каждом случае выполняются все аксиомы евклидова пространства. Date: 2015-09-03; view: 674; Нарушение авторских прав |