Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Начиная подготовку к семинару по первому вопросу, попробуйте первоначально поразмышлять над тем, чем вызвана необходимость в наши дни выявлять социокультурные
Начиная подготовку к семинару по первому вопросу, попробуйте первоначально поразмышлять над тем, чем вызвана необходимость в наши дни выявлять социокультурные смыслы техники, осмысливать ее как элемент всей искусственно создаваемой человечеством социокультурной среды, вписывать технику в социокультурное пространство и осознавать ее место и роль в нем. В этой связи обратите внимание на гетерогенный характер значимости техники для людей и противоречивое к ней отношение: от любви, надежды и уверенности до тревоги и страха. Ответьте на вопрос, почему осознание опасности техники распространяется во второй половине ХХ века, и с чем связано дальнейшее возрастание этой опасности, используя для этого учебное пособие «Культурология» под ред. Н.Г. Багдасарьян (с. 195). Обратите внимание на то, что все факторы, ведущие к возрастанию опасности техники для человека и природы, связаны, во-первых, с ростом сложности техники, а во-вторых, с объемом накопленных артефактов и возникновением особого самостоятельно существующего техномира с новой сферой обитания человека — ноосферой, существенной частью которой является техносфера. Дайте ответ на вопрос, можно ли понять сущность, место и роль техники в жизни человека сегодняшнего и будущего, оставаясь в границах и пределах технико-технологического понимания техники, составляющего содержание технических наук. В этой связи разберитесь в узком и широком толковании термина «техника». Проясните для себя, с каким смыслом по преимуществу связывалось употребление термина «техника» в технических науках и инженерной деятельности в ХХ столетии? Сделайте вывод о том, достаточно ли такого понимания техники для инженерного мышления и инженерной практики в следующем столетии. Обратите внимание на то, что широкая трактовка содержания термина «техника» сделала технику объектом изучения большого спектра наук: не только технических, но и естественных, и социогуманитарных (социологии, психологии, этики, философии, культурологии и т.д.). Все они отличаются спецификой подхода к технике. Прежде всего эта специфика состоит в различии предмета изучения в общем объекте. Чтобы осмыслить особенности культурологического взгляда на технику и его значимость для инженера, необходимо четко выделить специфику подхода к технике в технических, естественных и социальных науках. С этой целью уясните, что специфический угол зрения, под которым изучают технику все технические науки, состоит в том, что технические инструментальные средства изучаются как объекты, изолированные от окружающей среды, взятые сами по себе либо как единичные объекты, либо как сложноорганизованные технические системы, но как бы отделенные ото всего, что их окружает, от среды, в которой техника действует. И даже в тех случаях, когда технические науки изучают функционирование технических средств, в их поле зрения попадают только те связи со средой, от которых зависит механизм действия (работы) самого технического объекта. Четко выделите в предметной области технических наук в целом 4 важнейших аспекта: 1) изучение природы, состава, структуры технического объекта, независимо от того, является ли этим техническим объектом, единичное инструментальное средство или сложнейшая техническая система (и это становится содержанием специализированной деятельности любого инженера); 2) изучение технического объекта с точки зрения его работы, действования. В этом плане технические науки изучают внутреннюю «логику», принципы функционирования (и это является специализированной деятельностью проектировщика, конструктора, технолога); 3) из вышеуказанной особенности вытекает еще один специфический предметный аспект изучения — изучение способов обеспечения бесперебойного функционирования способов поддержания условий оптимального режима работы (и это является специализированной деятельностью, как правило, инженера-технолога); 4) отмеченная выше особенность обуславливает взгляд на технику с точки зрения устранения помех, включая ремонт оборудования (что становится специализированным делом инженера-механика). Характеризуя специфику предметного изучения техники естественными науками, подчеркните, что они изучают ее: под углом зрения влияния техники на природу (не случайно, экология как наука имеет отчасти естественно-научную основу); с точки зрения проявления в ней (технике) естественно-научных закономерностей, с точки зрения того, каким образом функциональные отношения в природе, определенные зависимости и законы природы могут быть переработаны в условные технико-механические действия или механико-технологические способы работы; с точки зрения использования технического оборудования в естественно-научных экспериментах. Рассматривая специфический срез изучения техники социальными науками, акцентируйте свое внимание на том, что социальные науки выясняют прежде всего многообразные проявления проникновения и последствия влияния техники практически на все сферы жизни современного общества. Так, например, социология исследует место и роль техники в материальном развитии общества; ее значимость в изменении социальной структуры общества; ее роль в историческом процессе и др. Политология изучает роль техники в формировании и функционировании власти; закономерности проектирования научно-технической политики, роль и место инженерной интеллигенции в осуществлении власти и др. Специфически философский взгляд на технику состоит в том, что она, во-первых, рассматривается в контексте целостного бесконечного универсума. Будучи искусственно созданным элементом, включенным в общий универсум, техника подчиняется всеобщим законам, всеобщим связям универсального бытия. Специфика проявления этих законов и связей в функционировании и изменении техники и является предметом изучения философии. Другой специфически философский аспект рассмотрения техники заключается в том, что философия анализирует и изучает технику как проявление, воплощение, реализацию разума, духа, сознания. В этой связи философия вскрывает особенности человеческого разума и созидательной деятельности человека, проявляющиеся при создании, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Проблема закономерностей, особенностей воплощаемого в технике сознания сегодня особенно актуальна в связи с задачами создания искусственного интеллекта. Наконец, на фоне сравнительного анализа специфики предметной области изучения техники разными сферами знания рассмотрите, с какой точки зрения изучает технику культурология. В этом плане уясните, что культурология изучает технику как явление человеческой культуры, выявляя в ней внетехнические смыслы; как часть социокультурного пространства, созидаемого человеком. Культурология позволяет взглянуть на технику как на искусственный мир, как на определенную, созданную человеком, культурную среду обитания; взглянуть на техносферу как часть культуры человечества и даже космического пространства, осознать значимость техники для сегодняшнего бытия человечества ближайшего и отдаленного будущего (рис. 3). Кризис современной техногенной цивилизации большинство исследователей как раз и связывают в значительной мере с тем, что технику до сих пор рассматривают только с технико-технологической точки зрения как нейтральный инструмент для достижения тех или иных целей. Именно непонимание социокультурной сущности техники оборачивается сегодня, по мнению многих исследователей (М. Хайдеггер, Г. Маркузе, Ж. Эллюль, Ж. Маритен, В.Г. Горохов, В.М. Розин и др.), опасностью односторонности существования человека, заслоняющей другие измерения бытия. Известный немецкий философ М. Хайдеггер подчеркивал, что социокультурная сущность техники не лежит на поверхности, а является скрытой, «тайной» (потаенной). По его мнению, будущее человечества зависит от того, сумеет ли человечество вскрыть эти тайные внетехнические смыслы, сможет ли оно найти внетехническое социокультурное обоснование технике, определить ее перспективу в истории человеческой культуры. Обратите внимание на точку зрения другого известного немецко-американского исследователя ХХ столетия — Г. Маркузе, который, в свою очередь, не только отмечает включенность техники в культуру, но и подчеркивает ее приоритетность в современном социокультурном пространстве и цивилизационном процессе. Особое внимание уделите весьма интересной мысли Г. Маркузе о том, что завоевав приоритетное доминантное положение в системе культурных ценностей и ориентаций, техника начинает проецировать мир как тотальность. Последнюю он объясняет так: избрав однажды один из возможных путей технического развития (причем особо не рефлексируя выбор), общество начинает относиться к нему как единственно возможному и оказывается в его власти: все другие возможности этим обществом отбрасываются, вытесняются, глохнут. Выбор пути индустриально-технического приоритета, по мнению Г. Маркузе, становится принуждением, а принцип современной технической ориентации превращается в торжество технико-организованной технократической цивилизации, в господство технической рациональности с ее репрессивным характером. Это, по мнению многих исследователей сегодняшнего дня, и привело человечество в конце II тысячелетия на грань катастрофы. Все большее число специалистов не только социогуманитарного, но и инженерно-технического профиля осознают и считают, что выйти из этого тупика к новому выбору, новым ориентациям технического развития можно лишь на путях осмысления ее как одной из сторон общего социокультурного жизненного мира. Такое видение поможет вам дать ответ на вопрос, что же дает культурологический подход к технике любому человеку и инженеру-специалисту, в частности. Используя указанные в списке обязательной литературы источники, обратите внимание на то, что: социокультурное видение и осмысление техники позволяет решать те задачи, которые не могут быть решены в рамках какой-то одной установившейся (особенно технико-технологической) научной и изобретательско-проектировочной установки. Оно как бы расширяет вариативность решений за счет разных (иногда даже альтернативных), в том числе социогуманитарных, научных и проектировочных парадигм, тем самым раздвигает границы поисковых возможностей; социокультурное видение технической задачи способно обеспечить эвристичность ее решения; такое видение обеспечивает стыковку и кооперацию различных типов инженерных задач, делая решение интегративным и, следовательно, выводя решение любой сложной инженерно-технической задачи на междисциплинарный уровень. Таким образом, социокультурные параметры техники, их осмысление являются фундаментальной основой решения комплексных инженерных задач и междисциплинарных системных технико-социальных проблем. Причем роль и значимость социокультурного осмысления техники возрастает особенно при переходе от простых систем к сложным, от простых задач к сложным системным (см. рис. 3). Приступая к работе по второму вопросу плана семинара: выявлению социокультурных смыслов техники, следует показать, что техника как культурный феномен содержит в себе все сущностные характеристики культуры. Во-первых, охарактеризуйте технику как многогранную социокультурную ценность в следующих ее аспектах: а) техника имеет ценность для совершенствования форм жизни и деятельности человека как объект (приборы, инструменты, машины и т.д.); б) как специфическое техническое знание (умения, правила, теории и т.п.); в) как специализированный, инженерный вид деятельности, представляющий собой процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования (эксплуатации); г) и, наконец, как некоторая субъектная определенность (воля, мотив, потребность, намерение, способность и т.п.), как определенная ментальность. Во-вторых, рассмотрите, в чем состоит социокультурный смысл техники как технологического совершенства. Особо обратите внимание на то, что техника как способ деятельности, безусловно, есть технология (этот смысл заложен в слове «techne» изначально. Однако культурный смысл техники состоит не в том, что она характеризует механизм, технологию действования, а в том, что техника выражает степень совершенства способа деятельности, то есть, искусность, мастерство, совершенство деятельности: техника игры на фортепиано, техника чтения, техника осуществления власти, техника мышления и т.д. Мера культурности техники в технологическом совершенстве. И в этом смысле мы говорим о технологической культуре. Постарайтесь увидеть и показать, что из такого видения социокультурного смысла техники вытекает очень важная характеристика технологической культуры — ее относительный исторически-конкретный изменчивый характер. Подчеркните, что термин «степень» не может означать абсолютного совершенства деятельности, а является лишь ее сравнительной характеристикой. А это означает, что та технология, которая признается сегодня совершенной и культурно-значимой, завтра может «терять» меру своего совершенства, и на смену ей придет другая технологическая культура. Проиллюстрируйте это конкретными примерами. Наконец, обратитесь к выявлению социокультурного смысла техники как фактора развития личности и общества. Покажите, что технические ценности расширяют предметное поле человеческой жизни, формируют новые потребности, новые ориентации, обогащают жизненные смыслы, наполняя жизнь новым ценностным содержанием. Продемонстрируйте и то, как технологическая культура расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей и задатков. При этом следует иметь в виду, что развитие каждого человека осуществляется, как минимум, в трех важнейших аспектах. Каждый из нас реализует себя, во-первых, как носитель определенного интеллекта; во-вторых, как социальный субъект, то есть как гражданин; и в-третьих, как профессионал. С этих позиций и проанализируйте технику как фактор совершенствования духовного богатства личности и общества. Такой анализ социокультурных смыслов техники поможет подойти к общему выводу о том, что техника и как ценность, и как технологическое совершенство, и как выражение духовного богатства личности является одним из важнейших компонентов культуры, совершенствующих, обогащающих содержание человеческой жизни. Рассмотрение третьего вопроса — о технике в социокультурном пространстве рекомендуется начать с осознания и анализа того важнейшего факта, что техника и по происхождению, и по логике развития является системным образованием. Раскрывая происхождение техники, четко выделите естественно-биологические, психологические и рациональные антропологические основания и социокультурные деятельно-практические истоки ее возникновения. Особое внимание уделите освещению вопроса о детерминантах функционирования и развития техники: покажите, что и существование, и развитие техники определяется не только внутренней логикой ее изменения, но и внешними по отношению к ней факторами воздействия других элементов культуры. Раскройте характер двусторонней опосредованности взаимосвязи техники с другими элементами культуры: наукой, экономикой, политикой, искусством. Попробуйте дать аргументированный ответ на вопрос: какой должна быть техническая политика ХХI века: автономной или универсальной? Проследите эволюцию взаимоотношений техники и науки, техники и системы образования, обрисуйте связь техники с нравственной и управленческой культурой (используйте для этого статью Ортеги-и-Гассета). Таким образом, выясните роль техники в динамике культуры, обратив особое внимание на исторически изменчивый ее характер. В заключение сделайте вывод о том месте, которое техника занимает в современной культуре, высказав свое предположение о перспективах. Подготовку к четвертому вопросу семинарского занятия целесообразно начать с уяснения термина «техносфера». Техносфера — это не просто совокупность всех технических средств, приобретенных человеком. Последние, скорее, составляют «техномир». Техносфера — это бытие, существование техномира в естественной, природной и социальной среде, это бытие техники рядом с человеком, вместе с человеком и бытие человека в мире техники. Она включает в себя: мир замыслов, идей, целевых установок, интересов людей, производящих и людей, использующих технику: саму деятельность, технологию создания и использования техники; результаты технической деятельности — всю систему инструментальных технических средств (артефактов), выступающих как технические ценности; систему общественных отношений, возникающих в этой сфере между производителями и пользователями техники; систему отношений между техникой как искусственно созданной средой и естественно-природным внешним миром и др. Используя источники из списка обязательной литературы, покажите, что состояние и уровень развития современной техносферы таков, что все перечисленные ее стороны имеют технократические ориентации, что в свою очередь определяет техногенный характер всей современной цивилизации. Уточните значение терминов «технократизм» и «техногенность» по краткому терминологическому словарю. Покажите техногенный характер современной цивилизации как результат господства западноевропейских социокультурных ценностей в представлениях о природе, понимании сущности и предназначении человека, трактовке человеческой деятельности, месте и роли научной рациональности, понимании власти, трактовки роли личности и др. Весь этот анализ должен подвести вас к важнейшему выводу о том, что современная техногенная цивилизация переживает глубокий кризис, суть которого состоит в перспективе гибели человечества на путях технократизма. Осознание такой перспективы ставит человечество перед вопросом: «А возможно ли в принципе разрешение этого кризиса?» Попытайтесь осмыслить и свести воедино представленные разрозненно предложения о путях преодоления этого кризиса. Обратите внимание на предложение о необходимости формирования в массовом сознании жизненной стратегии выживания, сопоставив ее со стратегией жизни, максимально полно удовлетворяющей все возникающие потребности человека без ограничений. Проанализируйте постановку вопроса о необходимости изменения всей системы ценностей как важного пути преодоления кризиса техногенной цивилизации. Рассмотрите требование формирования высокой экологической культуры и этоса техники как важнейших шагов на пути выхода из кризиса. Особо выделите необходимость изменения измерений техники и в первую очередь выработку приоритетных ориентаций на человеческое гуманистическое социокультурное измерение новизны и научности техники и технических решений. Важнейшим выводом является тезис о необходимости серьезных изменений в инженерном мышлении и инженерной деятельности, включении социокультурной парадигмы в фундамент профессиональной деятельности, что является необходимым условием для преодоления того кризиса техногенной цивилизации, в котором человечество оказалось на рубеже двух тысячелетий. Вопросы для самоконтроля 1. Чем объясняется факт изучения техники не только техническими, но и большим спектром социогуманитарных наук? 2. Как проявляется интегративный характер культурологии в предметном аспекте изучения техники? 3. Может ли инженер оставаться в границах технико-технологического взгляда на технику? Аргументируйте ответ. 4. В чем выражается характеристика техники как социокультурной ценности? 5. В чем состоит социокультурный смысл техники как технологического совершенства? В чем выражается технологическая культура? 6. Каков социокультурный смысл техники как фактора, влияющего на духовное богатство личности и общества? 7. Как менялись исторически место и роль техники в социокультурном пространстве? 8. Как место и роль техники в социокультурном пространстве определяют характер современной цивилизации? 9. В чем суть кризиса современной техногенной цивилизации и какие пути его преодоления предлагаются современными исследователями? 10. Что Вы, как инженер, можете предложить, чтобы избежать глобальной катастрофы — гибели человечества в результате технического развития?
Темы домашних заданий и самостоятельных работ 1. Ознакомьтесь с работой «Философия техники. История и современность». М., 1997. Гл. V и уясните, в чем видят современные исследователи кризис инженерии. Изложите кратко по пунктам, в чем состоит суть новой трактовки инженерии в XXI столетии. 2. Дайте рецензию на главу 13 «Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования и необходимость социальной оценки техники» книги (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995). 3. Продемонстрируйте на примерах развития технологических способов получения энергии и машинного осуществления мыслительных программно-математических операций относительный характер технологической культуры как степени совершенства способов деятельности. 4. Покажите, каким образом технические инструментальные средства совершенствуют, обогащают содержание человеческой жизни, выполняя тем самым социокультурную функцию. 5. Аргументируйте свою точку зрения на то, является ли культурно-значимыми отрицательные последствия воздействия техники на жизнь Человека и Природы. 6. Дайте комментарий к следующему высказыванию Дж. Нэсбита (Нэсбит Дж. Мегатенденция: десять новых направлений, преобразующих наши жизни. Нью-Йорк, 1982, с. 53): «Мы попадаем в ловушку, думая, или точнее, надеясь на то, что техника решит все наши проблемы; на самом деле мы отказываемся от ответственности перед ней... Мы постоянно ожидаем новой магической пилюли, которая позволит нам есть всякую пищу и не толстеть, сжигать сколько угодно бензина и не загрязнять воздух, жить неумеренно и не заболеть раком или болезнью сердца. В конечном счете, мы надеемся, что техника освободит нас от самодисциплины и ответственности. Но этого не было и никогда не будет».
Рекомендации для подготовки сообщений (докладов) по проблеме «Техника и человек» Используйте учебник Культурология: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 2001. Обратите внимание, что проблема «Техника и человек» имеет как бы два плана. Один из них лежит в плоскости природных особенностей и характеристик техники и человека, очерчивая границы между человеком и машиной, степень их сходства и различия. Другой связан с характером бытия, с одной стороны, техники в человеческом мире, рядом и вместе с человеком и в этом смысле обретением техникой социальных, а точнее, социокультурных черт, а с другой — существованием человека в мире техники, с выявлением образа жизни человека в техномире (см., например, название одной из книг: Иванов С. Человек среди автоматов. М., 1969). В свою очередь, в исследовании связи техники и человека в первой плоскости сегодня в качестве актуальных, остро обсуждаемых специалистами разного профиля (инженерами, психологами, философами и т.д.) и дискуссионных проблем выделяют: 1) проблему естественного и искусственного интеллекта, степени их тождественности и нетождественности; 2) проблему логики мозга и машины; 3) проблему машинного (компьютерного) творчества. Вам предлагается подготовить доклад (сообщение) по любой из этих проблем по выбору или написать небольшой реферат. При этом при подготовке доклада по первой проблеме — соотношение искусственного и естественного интеллекта — уделите внимание бихевиористской концепции природы машинного интеллекта и дайте ей свою собственную оценку. Выделите также наиболее трудно решаемые сегодня вопросы компьютерного моделирования искусственного интеллекта. Обрисуйте возможности и перспективы машинных биоимитаций. Работая над сообщением по проблеме «логика человеческого мозга и машины», сделайте прежде всего акцент на специфике логики человеческого мозга, основанной на конструировании образов, и логике машины, основанной на распознавании образов. Дайте характеристику их качественного отличия. Подготовку доклада по проблеме «Творчество и техника» рекомендуется начать с четкого определения сущностного содержания творчества. Обратитесь к двум-трем словарям (толковому, философскому, психологическому и др.) и сопоставьте определения, даваемые в них творчеству, выделите сущностную характеристику любого творчества. Затем отметьте хотя бы некоторые особенности инженерно-технического творчества. Особо укажите на значимость эвристики в творчестве. Это позволит вам осветить вопрос об эвристике и машинном программировании. И, освещая вопрос о роли современной компьютерной техники в творческой деятельности, сделайте вывод о том, правомерно ли приписывать машине творчество или корректнее говорить о ее усиливающем воздействии на творческий потенциал человека. Очень важной, весьма актуальной и активно обсуждаемой в последнее время является проблема критериев оценки и идеала в техническом творчестве. Обратите внимание на то, что достаточно долгое время существовали и до сих преобладают фрагментарные оценки техники. Однако рост сложности техники, переход от отдельных инструментальных средств к сложнейшим системным техническим образованиям выдвигает на повестку дня формирование системно-интегративных критериев оценки техники. Такой подход к оценке техники находится еще пока на пути к его более глубокому осмыслению и делает первые шаги. Сравните с этой точки зрения существующие технико-технологические, экономические, организационно-управленческие, с одной стороны, и социокультурные оценки техники и инженерной деятельности — с другой. Обратитесь к игровой ситуации, предложенной вам в приложении к теме, «проиграйте» ее. «Проигрывание» этой ситуации должно подвести вас к выводу о том, что социокультурные критерии оценки техники есть ее человеческое измерение. Соотнесите друг с другом критерии оценки и идеал техники (обратитесь к словарю, выясните значение термина идеал). Покажите изъяны современного технократического идеала техники и инженерии. Обоснуйте необходимость формирования идеала техники и инженерии, опирающегося на их социокультурные смыслы и человеческое измерение. Завершите анализ проблемы характеристикой технического идеала как нравственной и исторической ответственности. Date: 2015-09-03; view: 475; Нарушение авторских прав |