Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Данная тема отличается от других тем, что акцент в ней сделан не на общих закономерностях культурного мира
Данная тема отличается от других тем, что акцент в ней сделан не на общих закономерностях культурного мира, а на том, как этот мир трансформируется в жизни и деятельности конкретного человека. При подготовке первого вопроса оттолкнитесь от тезиса, что культура — своеобразный свод «правил игры» коллективного существования, выработанных людьми оценочных критериев для социально значимых действий. В отличие от естественных, биологических свойств и потребностей человека, нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения — социализации и инкультурации. Следует учитывать, что человечество, будучи единым биологическим видом никогда не являлось единым социальным сообществом. Необходимость в адаптации к различным условиям привела к возникновению большого разнообразия форм коллективной жизни. Эти формы и есть культуры различных народов. Как известно, культуры «вообще» не бывает. Каждая культура воплощает в себе специфический набор способов социальной жизни конкретного исторического сообщества. И хотя культура представляет собой порождение коллективной деятельности людей, ее творцами и исполнителями являются отдельные люди. Всякий отдельный человек выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ролях: 1. Он является «продуктом» культуры, введенным в ее нормы и ценности, этику взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, в ходе контактов со своим социальным окружением — семьей, друзьями, коллегами. 2. Он является «потребителем» культуры, использующим нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, во взаимодействии с другими людьми. 3. Он является «производителем» культуры, творчески порождающим новые формы культуры, интерпретирующим и оценивающим уже имеющиеся формы культуры. Существуют различные концепции места и роли человека в мире. Одна из наиболее развернутых типологий подходов к человеку в европейской философии принадлежит Шелеру. Он выделяет пять концепций человека: иудейско-христианскую трактовку человека, античную концепцию «человека разумного», которая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях, натуралистические, позитивистские и прагматические учения, толкующие человека как «человека деятельного», представление о человеке как сошедшей с ума обезьяне, помешанной на «духе», воззрение, согласно которому человек и его самосознание оценивается чрезмерно восторженно. Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока» (1939) развивает мысль о существовании четырех типов «исторического человека» и соответствующих им четырех типов культуры. 1. Гармонический человек. Он воспринимает мир как упорядоченный космос, обладающий внутренним совершенством. Культуре этого типа чужды идеи преобразования мира и прогресса. Мир прекрасен таков, каков он есть, и человек живет в единстве и гармонии с ним. Такова культура античных греков и древних китайцев. 2. Героический или прометеевский человек видит в мире хаос, который он должен своими силами оформить и упорядочить. Он стремится властвовать над миром и активно действовать, чтобы усовершенствовать его. На этих установках строилась культура Древнего Рима, а с XVII века они стали господствовать в западной культуре. 3. Аскетический человек относится к миру как к иллюзорному, неподлинному бытию. Он пассивен, так как считает бессмысленным пытаться улучшить этот мир. Он ставит своей целью духовное самосовершенствование, открывающее выход к иному бытию — потустороннему, идеальному, высшему. Эти идеи лежат в основе, например, древнеиндийской культуры и буддийских культур Востока. 4. Мессианский или иоанновский человек чувствует несовершенство мира и считает себя призванным внести в мир божественный порядок. Эта обязанность возложена на него самим Богом: название «иоанновский» подчеркивает, что он должен следовать идеалам, данным в Евангелии от Иоанна. Исследование проблемы взаимоотношения культуры и личности связано с изучением процессов освоения культуры человеком. В результате сложились такие категории, как: личность, социализация, инкультурация, культурный паттерн (образец), базовая, или модальная личность. Культурологический аспект этой проблемы предполагает изучение разнообразных процессов индивидуального освоения культуры в процессе формирования личности. Второй вопрос предполагает осмысление проблемы этнонациональной идентичности личности. В рамках исследования этнокультурных процессов появились разработки таких сюжетов, как устойчивые ценностные компоненты данной этнической культуры и стереотипные для нее способы социализации, соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифическими характеристиками базовой личности, связь черт базовой личности с реализацией социально необходимых для поддержки этнической культуры функций, характерные для данной этнической культуры представления о норме и отклонениях. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе в XIX веке и рассматривавшей такие понятия как «национальный характер», «национальная психология». Важным для обсуждения этих проблем является понятие «базовой личности», которое было впервые введено в 1939 году Р. Линтоном в его монографии «Индивид и общество». Согласно данному подходу, каждый народ имеет свою модель базовой структуры личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то мере определяет судьбу данного народа. По мнению последователя Р. Линтона А. Кардинера, в культуре выделяются две стороны. Первая состоит из институтов первичной социализации, которые выступают в качестве определителя базовой личности (семья, друзья, соплеменники), а вторая включает в себя институты вторичной социализации, порождаемые самой базовой личностью (религиозные верования, мифологические представления, фольклор и т.п.). Позже понятие «базовой структуры личности» было дополнено понятием модальной личности. Модальная личность — это наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре. По мнению Ф. Боаса, «модальная личность» имеет два больших преимущества перед «базовой структурой личности» для понимания отношений между культурой и личностью. Во-первых, все или большинство членов общества не могут иметь одну и ту же структуру личности, а во-вторых, в исследованиях «модальной личности» данные наблюдения, биографические данные и результаты тестов собираются независимо и публикуются, что значительно повышает достоверность выводов и статистического анализа. Проблема, выносимая на обсуждение в третьем вопросе — проблема социокультурной адаптации — имеет как теоретический, так и практический аспект. Приспособление человека к окружающей среде имеет разную степень активности и идет разными путями. Для анализа этих процессов можно обратиться к понятиям эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика — это темперамент, характер, умственная одаренность. Сюда входят память, внимание, воображение, эмоциональность, сила воли, быстрота и сила реакций и т.п. Это ядро личности. Экзопсихика — это отношения личности к среде в широком смысле слова, то, как человек реагирует на те или иные явления, чем он интересуется, к чему равнодушен, что любит, что ненавидит. Не следует думать, что все черты эндопсихики являются врожденными, а экзопсихики — заданными извне. Однако преимущественно это так. Основное ядро личности к 25–30 годам можно считать окончательно определившимся, однако, сравнивая психические характеристики разных людей, легко убедиться, что предельные границы их очень различны. Чтобы понять, каковы способы адаптации человека к социокультурной среде, от чего зависит скорость и глубина социализации, можно соотнести эти процессы с уровнями психического развития человека, выделив признаки его определения. При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании этот уровень определяется прирожденной одаренностью человека, проявляющейся в его энергии и активности. Сюда относится то, что можно назвать «объемом интереса». Важен также «уровень дифференциации интереса». Например, религиозное сознание человека может быть смутным, бедным по содержанию или, напротив, развившимся в целую религиозную систему. Вторым признаком повышения психического уровня является интенсивность отдельных психических проявлений. Сравним, например, посредственного музыканта-любителя и выдающегося композитора. Третьим признаком, определяющим принадлежность человека к высшему или низшему психическому уровню, является степень сознательности и идейности его психических проявлений. Чем богаче и выше духовная организация человека, тем сознательнее он определяет свое отношение к отдельным явлениям. Он способен подниматься над узкими повседневными проблемами своего существования к проблемам более масштабным. Четвертый признак — взаимная координация психических элементов. У детей практически отсутствует внутреннее единство. Нечто подобное наблюдается при истерических расстройствах. У нормальной зрелой личности при общих благоприятных условиях жизни имеет место тенденция к объединению личности, установлению связи между ее отдельными элементами. Происходит концентрация личности, то есть сосредоточение большинства ее важнейших функций в направлении какого-то широкого, разностороннего и захватывающего рода деятельности. Теперь соотнесем с уровнями психического развития варианты отношения между личностью и окружающей средой (то есть эндо- и экзопсихикой). 1. На низшем уровне влияние внешней среды и обстоятельств является преобладающим. Обстоятельства подчиняют себе слабую и разрозненную психику малоодаренного человека, насильственно приспосабливая ее к своим требованиям и не считаясь с его слаборазвитыми эндоспособностями. Из-за этого получается, что личность в результате не дает и того немногого, что она могла бы дать, если бы имела большую степень самостоятельности по отношению к окружению. Общая приспособленность такой личности к социокультурной среде оказывается неполной и нестойкой. Это недостаточно приспособленные к жизни в определенной культуре люди. 2. Люди, принадлежащие к среднему уровню, обладают гораздо большей способностью приспосабливаться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей. Более способные, обладающие большей сознательностью и инициативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонностям и задаткам. Они приносят пользу обществу, обеспечивают себе физический и духовный комфорт. Таких людей можно назвать приспособившимися. 3. Талантливые люди обладают большими данными, необходимыми для того, чтобы приспособиться к обществу, воспользоваться выгодами и преимуществами своего положения, и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь. Некоторые из них так и делают. Но многие не ограничиваются простым приспособлением к среде, а стремятся переделать ее сообразно своим взглядам и потребностям. Это может вызывать конфликты, сопротивление среды, что часто испытывают творческие люди. Итак, в реализации заложенных в человеке от природы возможностей многое зависит от его собственных ценностей и установок, от него самого зависит, будет его культурный мир богатым, наполненным творчеством и деятельностью на благо общества, либо упрощенным и нацеленным на решение утилитарных, сиюминутных личных проблем.
Контрольные вопросы
1. Из чего складывается культурный мир человека? 2. Как изменялось представление о человеке в социально-гуманитарном знании? 3. В чем сущность процесса взаимодействия индивидуальной культуры с культурой общества? 4. Какие вы можете назвать подходы к проблеме человеческой судьбы? 5. В чем сущность взглядов экзистенциализма на проблему счастья? 6. Что такое самосознание личности и какова его роль? 7. Как в психоанализе понимается процесс взаимодействия человека с культурой? 8. Как соотносятся массовая психология и массовая культура? 9. Как можно противостоять манипулированию сознанием человека?
Date: 2015-09-03; view: 352; Нарушение авторских прав |