Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место культурологии в системе инженерного образования
При подготовке ко второму вопросу следует полистать книгу Н.Г. Багдасарьян, в которой идет речь о профессиональной инженерной деятельности с точки зрения культуролога. Элементы культурологического подхода к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияют на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность. Уточним, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профессиональная деятельность — это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает исследования экстраутилитарных, ценностно-нормативных параметров этой деятельности: нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления; устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности; аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности; формирующих «классические» требования к технологиям и нормам обучения по специальности; формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов; создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания; разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п. Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания: онтологию инженерной культуры: разнообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология; морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия; антропологию инженерной культуры: представления о личностных параметрах культуры, об инженере как «производителе» и «потребителе» продуктов техносферы; социологию культуры: представления о социальной стратифицированности в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; социальную динамику профессиональной культуры: представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; историческую динамику профессиональной культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности; прикладные аспекты культурологии техники: представления о культурной политике, функциях культурных институтов — разработку методов, оснований и технологий прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой. Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.
Ключевые слова: интеграция знания, дифференциация знания, естественно-научное, социальное, гуманитарное знание, объект и предметная область, культурологические методы, профессиональная культура.
Date: 2015-09-03; view: 550; Нарушение авторских прав |