Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место культурологии в системе инженерного образования





При подготовке ко второму вопросу следует полистать книгу Н.Г. Багдасарьян, в которой идет речь о профес­сиональной инженерной деятельности с точки зрения культуро­лога. Элементы культурологического подхода к конкретной про­фессиональной деятельности в значительной мере влияют на черты и характеристики профессиональной культуры спе­циалиста, структурным элементом которой является социо­культурная компетентность.

Уточним, что именно является особенно ценным и необходи­мым для культурологического подхода. Если иметь в виду, что профес­сиональная деятельность — это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень изучения ее предполагает ис­следования экстраутилитарных, ценностно-нормативных па­раметров этой деятельности:

нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;

устанавливающих пороги допустимости социальной цены и со­циальных последствий этой деятельности;

аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;

формирующих «классические» требования к технологиям и нор­мам обучения по специальности;

формирующих этику профессионального взаимодействия специалистов;

создающих специальные внутриотраслевые языки и семиоти­ческие коды профессиональной коммуникации и вза­и­мо­понимания;

разрабатывающие иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятель­ности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.

Таким образом, можно ввести понятие культурологии техники, которое включает в себя следующие сферы знания:

онтологию инженерной культуры: разнообразие ее оп­ределений и ракурсов познания, социальных функций и па­раметров;

гносеологию профессиональной культуры: основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология;

морфологию профессиональной культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и транс­ляции социального опыта;

семантику инженерной культуры: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия;

антропологию инженерной культуры: представления о лич­ностных параметрах культуры, об инженере как «про­изводителе» и «по­требителе» продуктов техносферы;

социологию культуры: представления о социальной страти­фицированности в рамках профессиональной культуры, о про­фессиональной культуре как системе «правил игры» и тех­нологий социального взаимодействия;

социальную динамику профессиональной культуры: пред­ставления об основных типах социокультурных процессов в рам­ках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

историческую динамику профессиональной культуры: пред­ставления об эволюции форм социокультурной организации в рам­ках инженерной деятельности;

прикладные аспекты культурологии техники: пред­ставления о куль­турной политике, функциях культурных институтов — разработку методов, оснований и технологий прогнозирования, проектирования и регулирования социо­культурных процессов, связанных с техносферой.

Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной, в частности инженерной, деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функ­ци­онирования; а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным инженерным сообществом и другими об­щественными структурами, так и внутри него.

 

Ключевые слова: интеграция знания, дифференциация знания, естественно-научное, социальное, гуманитарное знание, объект и пред­­метная область, культурологические методы, про­фес­сиональная культура.

 







Date: 2015-09-03; view: 550; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию