Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вера, энтузиазм и уверенность
П. Т. Для того, чтобы ответить на этот ваш вопрос, я хочу остановиться на том, что же питает веру. Ответ на него чрезвычайно важен для нашего диалога. Вера первоначальна. С нее начинается все, но есть еще другие атрибуты познания, которые ее укрепляют. Об этом, кстати, пишет и Р. Томпсон в своей книге [1]. Вера поддерживается энтузиазмом — это раз, и любопытством — это два. В конце же процесса познания Вера может смениться уверенностью. Если процесс познания прошел по такой цепочке: Вера — энтузиазм — любопытство — уверенность, то этот процесс правильный, и он обязательно дает результаты.
В. К. Вы правы: даже научная система знаний подразумевает веру в определенные изначальные положения той или иной науки, которые принимаются без доказательств. Такие постулаты называют «очевидными». Но есть мудрое выражение: «Что очевидно — то труднодоказуемо». Скажем, такая научная теория, как классическая механика, подразумевает принятие таких аксиом, как абсолютное пространство и время, материальная точка и т.д. Эти аксиомы, казавшиеся очевидными в минувшую эпоху, оказались в ходе дальнейшего развития науки просто неверными!
П. Т. Хочу особо подчеркнуть, что в ходе познания, независимо от того — познание ли это в науке, или познание Бога — Вера является первичной. После нее следует энтузиазм исследователя. Он видит перед собой цель исследования и верит в достижимость результата. Затем по мере того, как появляются результаты исследования, приходит уверенность. Поясню подробнее.
Вера всегда первоначальна, поскольку с нее начинается процесс познания природы и процесс познания и служения Богу. Вера первоначальна, еще и потому, что присутствует в любом начинании — в легком и трудном. Говорят, что глаза боятся — руки делают. Так вот, глаза не будут бояться, если человек вооружился верой в начинаемое дело. Здесь речь идет о вере вообще, будь то Вера в науке или в процессе служения Богу. Вера — это безоговорочное принятие человеком тех истин, которые были добыты другими людьми: учеными, если говорить о постулатах науки, служителями культа, если говорить о вере в Бога, родителями и т.д. То есть Вера — это принятие человеком того, что человечество открыло еще до него, причем, принятие безоговорочное, тем более, если своего мнения у него еще нет.
В. К. Но в дальнейшем Вера дополняется и укрепляется собственной практикой — либо материальной, либо духовной.
П. Т. Да, в дальнейшем Вера подкрепляется уверенностью, приобретенной в ходе собственных исследований и собственной практики. Итак, Вера действительно первоначальна, и только вооружившись Верой, человек приступает к процессу познания или же к процессу служения Богу.
В. К. Отметим, что эти процессы связаны между собой: развивая знание, человек постепенно приходит к признанию Бога, и наоборот, став на путь служения Богу, человек автоматически обретает духовное знание по Его милости. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
«О безгрешный Арджуна, Я уже объяснял тебе, что есть два класса людей, пытающихся осознать Истину. Одни склонны постигать путем эмпирических философских рассуждений, другие — путем преданного служения Господу» (Бхг. 3.3).
П. Т. После веры следуют энтузиазм и любопытство. Вера порождает энтузиазм и любопытство, но без нее этого не будет. энтузиазм и любопытство необходимы, так как процесс познания природы труден и тернист, как труден и тернист процесс познания Бога.
Студент или аспирант прежде, чем выполнить самостоятельные исследования, должен проявить большую степень любопытства и энтузиазма, так как ему зачастую приходится от корки до корки изучить сложные книги, проверить математические выкладки, понять суть физических формул, проверить их и главное — поверить в них. Он должен освоить ранее созданные методики и на их базе, путем интуиции и приложения творческих способностей разработать собственные методики, предназначенные для решения стоящей перед ним проблемы. Для этого необходим энтузиазм. Его может питать и честолюбие в лучшем смысле этого слова. Ничего плохого в этом нет, если честолюбие направлено на благое дело.
В. К. Плохо, если честолюбие направлено на собственные корыстные интересы. Многие наивно полагают, что чем больше человек выгадает для себя лично, чем больше он накопит любыми средствами богатства, тем будет счастливее.
П. Т. Дело, конечно, не только в честолюбии. Движущей силой молодых неиспорченных душ является большей частью стремление к бескорыстному служению науке. Молодым исследователям свойственен энтузиазм первопроходца и самое обычное любопытство.
Академик Арцимович говорил: «Занятия наукой — это удовлетворение любопытства отдельных лиц за счет государства». Замечание ироничное, но и верное. Для нашего диалога не столь важно, за чей счет удовлетворяется любопытство ученого. Для нас важно, что видный ученый — академик Арцимович признал, что для занятия наукой — необходимо наличие любопытства в научном творчестве.
В. К. В «Бхагавад-гите» приводятся аналогичные мотивации:
«Четыре вида людей становятся на духовный путь: находящиеся в несчастье, ищущие богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолютной Истины». (Бхг. 7.16).
П. Т. Итак, любопытство и энтузиазм следуют за верой и являются движущей силой любого познания — и научного познания природы, и познания Бога.
На последнем месте в цепочке познания стоит уверенность. Она возникает в результате опытов и достижений на базе веры, а также упорного изучения и постижения опубликованных исследований, книг, статей. В познании Бога уверенность возникает в результате изучения таких основных религиозных книг, как «Бхагавад-гита», Библия и других, а также духовной практики. Без уверенности в правильности выбранного пути познания иссякают энтузиазм и любопытство, как иссыхают реки без родников и дожд я.
Date: 2015-09-03; view: 356; Нарушение авторских прав |