Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведический процесс познания
П. Т. Что же принципиально нового могут дать Веды в совершенствовании процесса познания?
В. К. В первую очередь ведические источники дают подробную классификацию различных процессов обретения знания.
Первый способ называется пратьякша, что означает обретение знания путем чувственного восприятия. Мы видим какие-то предметы, слышим их звучание, осязаем, ощущаем их запах.
Второй называется анумана. Это умственные заключения, основанные на логике. Именно данный способ преобладает в современной науке.
Наконец, третий называется шабда или получение знания из совершенного источника, например, из Священного писания.
Так называемый научный или эмпирический способ познания основан на первых двух: пратьякша и анумана, то есть на опытных данных и логических рассуждениях. Хотя ученые не считают авторитетным третий способ познания, но как мы упоминали ранее, на первых двух этапах они используют различные предположения, которые кажутся им очевидными. Таким образом, все их логические заключения основываются на изначальных аксиомах или постулатах, определенной системе понятий, которая называется в современной науке словом «парадигма». В классической механике — это понятия точки, абсолютного пространства и времени и т.д. Возникает вопрос, откуда берутся эти изначальные постулаты?
П. Т. Из эксперимента, обобщения ряда наблюдений.
В. К. То есть опять же на основе несовершенного чувственного восприятия и логических рассуждений, основанных на каких-то предположениях. Эксперимент не дает нам аксиом в чистом виде. Мы получаем абстрактные цифры некоторых измерений. Постулаты мы должны выработать с помощью их интерпретации, то есть толкования результатов эксперимента в соответствии с изначальными посылками, которые принимаем без доказательства...
П. Т. …то есть — на веру.
В. К. В конечном итоге — на веру. Поэтому Веды утверждают, что эмпирический метод, используемый в современной науке несовершенен.
П. Т. Но что же лучше этого можно предложить?
В. К. процесс шабда, основанный на получении знания из совершенного источника, то есть Священных писаний или авторитетного учителя.
П. Т. Откуда мы знаем, что перед нами совершенный источник знания?
В. К. Путем проверки. Разумеется, возникает вопрос о доверии к данному источнику. Мы, естественно, сомневаемся: чем он лучше наших собственных рассуждений, основанных на логике и опытных данных? Ведическая гносеология утверждает: действительно, у нас есть основания считать, что авторитетный источник знания гораздо надежнее, чем наши собственные рассуждения, даже если они кажутся нам очень глубокими. Кроме того, если заранее известен ответ, то обосновать готовое решение гораздо легче, чем искать ответ самостоятельно.
Date: 2015-09-03; view: 448; Нарушение авторских прав |