Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нетрадиционный дуализм души
Вернемся в заключение этой главы к вопросу о дуализме души. Мы уже обсуждали традиционный дуализм души — она и частица, и волна. Причем в теле — она преимущественно частица, а вне телесной оболочки — волна, которую в принципе можно вычислить по параметрам как некое подобие электромагнитной или де-бройлевской волны.
Коснемся теперь нетрадиционного дуализма души. Этот вопрос в принципе известен: «Бхагавад-гита» указывает, что сознание существует в двух аспектах: всеобщем и бесконечно малом. Всеобщее сознание является основой реальности и высшим источником всевозможных явлений. А абсолютное сознание понимается как Высшая Личность, которая в ведической литературе упоминается под именем Кришна или Говинда, в христианстве и иудаизме называется Богом или Иеговой, а в мусульманстве — Аллахом.
Бесконечно малый аспект сознания составляют многочисленные «я», называемые душами. Причем душа в этой постановке вопроса определяется через ее взаимодействие с Высшей Личностью, а целью самоосознания является достижение способности общения с Высшей Личностью.
В приведенных тезисах многое — от религиозных доктрин, безоговорочной веры. Но вместе с тем в них содержатся указания на наличие у души, наряду с отмеченным выше дуализмом: волна — частица, еще и нетрадиционного дуализма. Она с одной стороны субстанция, взаимодействующая с телесной оболочкой, а с другой — всецело одухотворенная субстанция, способная непосредственно общаться с Верховной Личностью Бога.
Совершенно очевиден тот факт, что мы до конца не понимаем природу сознания и материи. Мы все же можем утверждать, что дуализм души обоих видов является вполне естественным, и пытаемся решать проблему сознания через привлечение некоторых концепций квантовой механики, что представляется оправданным. Думаю, что попытки ввести в теорию сознания представления квантовой механики и наоборот понятия сознания в квантовую механику не являются преждевременным, хотя это не дало еще положительных результатов. Создаются лишь первые модели и изучаются возможные пути исследования феноменов души и сознания.
В. К. Веды дают очень глубокую трактовку понятию дуализма, или двойственной природы души. Обладая определенной, хоть и ограниченной свободой воли, душа может находиться в двух различных состояниях: освобожденном и обусловленном. Первое присуще душам, находящемся в духовном мире, а второе — нам, на грешной земле. В первом случае душа находится в своем чистом изначальном сознании — сознании Бога и общается с Ним.
Во втором — она скована ограничениями материального тела и общается с душами материального мира. Пытаясь овладеть материальной энергией, такие люди предпринимают неимоверные усилия для достижения своих, зачастую иллюзорных целей. Это не проходит даром: борьба за господство над материальным миром связана с неизбежными страданиями: старостью, болезнями и смертью. Поэтому задача нашей жизни — не накопить как можно больше богатств, которые все равно будут потеряны вместе со смертью, а осознать свою истинную духовную природу и вернуться обратно в духовный мир вечного знания и блаженства.
Значение «Бхагавад-гиты»
В. К. Что вы можете сказать о возможной роли «Бхагавад-гиты» в научных исследованиях духовной сферы?
П. Т. «Бхагавад-гита» незаменима. Она дает конкретную, пусть даже недоказанную прямым опытом, информацию о сознании и душе. Она дает также методики исследования души и даже некоторых сторон ее дуализма. Например, исследование с помощью учения бхакти-йоги способности души общаться с Верховной Личностью Бога. Такие исследования сугубо индивидуальны, они выходят за рамки механистических теорий и механистических методик, но вместе с тем в основе этих исследований лежит многолетний опыт людей, обладающих необычными сенсорными способностями, людей, освоивших систематические процедуры обретения духовного знания.
В. К. Могу сказать, что именно «Бхагавад-гита» побудила меня стать на путь духовных поисков. Я читал в свое время Библию и она произвела на меня огромное впечатление своей глубиной. Но я тогда не нашел в ней цельной логической си стемы, дающей ответ на все основные вопросы бытия. Эту систему я нашел в «Бхагавад-гите».
Величайшие умы человечества восхищались «Бхагавад-гитой» — одной из ярчайших жемчужин мировой духовной литературы — черпали в ней свое вдохновение: Л. Н. Толстой, А. Эйнштейн, Гегель, Шопенгауэр, Бетховен и другие. Приведу высказывания двух известных философов. Первый — М.Ганди — религиозный деятель и борец за независимость Индии:
«Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим, и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к «Бхагавад-гите» и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу же начинаю улыбаться, забывая о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляют над «Гитой», постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл».
И еще:
«Я был обязан «Бхагавад-гите» замечательным днем. Это — лучшая из книг. Такое впечатление, что целая империя говорит с вами: в ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное. Это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас». (Р. У. Эмерсон, американский философ-трансценденталист ХIХ века.)
Думаю, что на этом можно завершить тему данной главы под названием «Природа души», высказав надежду, что у читателей после прочтения данной книги возникнет желание самим обратиться к «Бхагавад-гите» - величайшей жемчужине духовной литературы.
Date: 2015-09-03; view: 339; Нарушение авторских прав |