Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функционализм. Это второе научное направление 20-30-х годов, направленное против разрушительного эгоизма государств-наций
Это второе научное направление 20-30-х годов, направленное против разрушительного эгоизма государств-наций, было основано на совершенно иных философских принципах. Его сторонники исходили из того, что конфликты и войны не являются врожденной чертой человеческой натуры. Люди, по их мнению, способны к мирному рациональному прогрессу, но при определенных условиях. Эти условия должны быть обеспечены иными средствами, чем государственное насилие. Основоположником функционализма был Давид Митрани, родившийся в Румынии, но всю свою жизнь работавший в Англии. Как и федералисты, он стремился найти способ прекратить войны между государствами. В отличие от федералистов, он считал, что для этого нужно не искать идеальную форму международного сообщества, а раскрыть те функции, которые оно должно выполнять. Функционализм – это скорее подход к анализу общественных явлений, чем строгая научная теория. Однако этот подход зиждется на вполне определенных (и достаточно категоричных) принципах. Функционализм исходит из примата человеческих нужд и интересов. Его сторонники ставят человека выше «священного» государства-нации или любой идеологии. Более того, функционалисты 20-30-х годов были убеждены, что государство-нация не в состоянии удовлетворить личные и общественные нужды. Главная причина заключается в том, что государство-нация имеет собственные интересы, отличные от интересов общества, и в силу этого его деятельность значительно отклоняется от обеспечения общественного благосостояния. Из этого следует, что люди должны рационально определить свои нужды и творчески подойти к созданию институтов, способных выполнить вверенные им функции. Коренной чертой раннего функционализма, воплотившегося в работах Д. Митрани, был его рационалистический и технократический характер. По существу, основатель функционализма обвинял политиков и руководимое ими государство в том, что их целью является завоевание и удержание власти, а не забота об общественном благе. Д. Митрани выступал против «государственного догматизма» и абсолютизации национальной территории как рамки, необходимой для организации общественной жизни. Он был убежден в том, что интер- и транснациональные организации могут лучше удовлетворить некоторые человеческие нужды, чем национальные государства. Он видел два преимущества в создании таких организаций: во-первых, эффективное выполнение поставленных перед ними задач будет отвлекать лояльность людей от национальных государств; и, во-вторых, их существование резко сократит риск возникновения международных конфликтов. Сторонники функционализма были убеждены в том, что функции – первичны, а формы, в которые они воплощаются, – вторичны. Это неизбежно приводило их в непримиримое противоречие с феноменом, который они называли «фиксацией государства», то есть существованием жестких государственных форм вне зависимости от тех функций, которые они должны выполнять. Вполне понятно, что функционалисты были противниками федерализма и идеи создания «мирового правительства», с которой выступали такие видные общественные деятели межвоенного периода, как Бертран Рассел и Герберт Уэллс. Д. Митрани проявил поистине провидческие способности, раскрыв неизбежность ослабления («гибридизации») национального государства за полвека до того, как этот процесс приобрел реально ощутимые формы. Он верно предсказал появление многочисленных специализированных международных организаций, ориентированных на выполнение конкретных задач. Более того, по существу он предвидел радикальную трансформацию всей системы международных отношений, которая постепенно превращается в сеть пересекающихся управляющих институтов, организационные формы которых изменяются в зависимости от изменяющихся нужд общества и новых общественных функций. Функционализм был новаторской концепцией, наложившей неизгладимый отпечаток на все последующие теории международных отношений и европейской интеграции. Вместе с тем он не был свободен от серьезных внутренних противоречий. Критики функционализма совершенно обоснованно утверждали, что эта концепция нереалистична и безнадежно наивна. Так, Д. Митрани полагал, что человеческие нужды носят объективный характер, а их выявление является сугубо технократической задачей. На самом деле формирование человеческих потребностей – это часть конкурентного, то есть конфликтного, рыночного механизма. Оно неразрывно связано и с политическими процессами, политической борьбой. Д. Митрани явно преувеличивал способность людей рационально определять свои нужды и спонтанно создавать институты для их удовлетворения. Ложным было противопоставление технократического и политического: последующее развитие достаточно наглядно продемонстрировало, что технократы всегда политически мотивированы, а политики широко пользуются технократическими методами для достижения политических целей. Date: 2015-09-03; view: 461; Нарушение авторских прав |