Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финляндия





 

Из трех стран четвертого расширения наиболее отдаленной от ЕС была Финляндия. Потерпев поражения в двух войнах с Советским Союзом (в 1939-1940 и 1941-1944 гг.), Финляндия строила всю свою внешнюю политику и внешнеэкономическую деятельность на основе Договора о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве с Советским Союзом, который был подписан в 1948 г. В финском обществе сложился прочный консенсус относительно того, что мирные и дружественные отношения с восточным соседом отвечают высшим национальным интересам, являются исторически предопределенными. Вместе с тем политика Финляндии была лишена какой-либо идеологической направленности и носила сугубо прагматический характер. Финляндия смогла извлечь значительные экономические выгоды из своего положения привилегированного партнера СССР. Дружественные и ровные отношения с могущественным соседом способствовали укреплению внутриполитической стабильности и международного престижа. Одновременно Финляндия активно развивала политические и экономические отношения и с противоположным лагерем. Она искусно использовала свое положение «моста» между Востоком и Западом. В частности, Финляндия сыграла ведущую роль в подготовке и подписании Хельсинкского акта 1975 г. и развитии СБСЕ.

Вместе с тем ценой дружбы с Советским Союзом были определенные самоограничения в отношениях с Западом. Финляндия, естественно, и не помышляла о вступлении в НАТО. Она не рассматривала и вопрос о вступлении в ЕС, тем более что большая часть ее внешней торговли приходилась на Советский Союз и другие страны СЭВ. Единственным исключением из правила неучастия в западных союзах было вступление в Северный совет в 1955 г.

Окончание холодной войны и развал Советского Союза произвели двоякое воздействие на Финляндию. С одной стороны, крах крайне выгодных внешнеэкономических связей с восточным соседом привел к масштабному экономическому кризису. С другой стороны, исчезли традиционные ограничения во внешней политике страны, открылись новые возможности развития политических и экономических связей с Западной Европой.

Финляндия блестяще вышла из возникшего сложного положения. Ее экономическая система смогла быстро переориентироваться на западные рынки и доказать свою высокую конкурентоспособность. Необходимость завоевания этих рынков заставила финскую промышленность резко ускорить внедрение новейших высоких технологий, перестроить методы маркетинга и финансирования. Несколько ведущих финских фирм заняли прочное место в числе западноевропейских транснациональных корпораций. Одновременно резко возросла внешнеполитическая активность Финляндии, особенно после официального вступления в ЕС.

Финны выступили с целым рядом крупных инициатив, оказавших заметное влияние на политику Европейских сообществ и Европейского Союза.

Наиболее значительными были финские инициативы в области занятости. Финское правительство внесло свои предложения относительно усиления соответствующих законодательных положений и создания особого фонда занятости на уровне Сообщества. Оно активно поддержало включение положений о социальной политике Сообщества в текст Договора, с тем чтобы экономия на социальных расходах не могла быть источником усиления экономической конкурентоспособности отдельных государств. Одновременно оно считало необходимым сохранить право государств-членов иметь в этой области национальные нормы, превышающие нормы Сообщества.

25 апреля 1996 г. Финляндия и Швеция представили своим партнерам совместный меморандум «К усилению роли ЕС в управлении кризисами». Цель этого документа состояла в том, чтобы продемонстрировать возможность активного и творческого участия бывших «нейтралов» в развитии общей внешней политики и политики безопасности. В меморандуме предлагалось наращивать потенциал Европейского Союза в решении петерсбергских задач и управлении кризисами. Вместе с тем Финляндия и Швеция высказали два принципиальных соображения, отражавших специфику их прошлого и стремление не порывать с внешнеполитическими традициями. Во-первых, они подчеркивали необходимость сохранения сугубо политического характера Европейского Союза: все конкретные задачи военного характера должны были, по их мнению, решаться через Западноевропейский союз. Во-вторых, они настойчиво проводили грань между совместным участием в управлении кризисами и коллективной обороной. Что касается последней, то здесь было необходимо учитывать и уважать специфический характер оборонной политики каждого из государств-членов (иными словами, отдать богу богово, а кесарю – кесарево: дать возможность одним государствам решать проблемы своей обороны через НАТО, а другим – индивидуально, вне рамок каких-либо военных альянсов).


Как и другие бывшие нейтральные страны, финны заботились о максимальном сохранении своего суверенитета в рамках ЕС. Поэтому они не раз подчеркивали, что рассматривают Союз как «ассоциацию независимых государств», которые добровольно и в строго ограниченных рамках делегируют свои полномочия общим институтам для решения общих задач. Это видение интеграции, естественно, резко расходилось с федералистской концепцией, близкой сердцу ряда старых государств-членов.

Финны настаивали на безусловном равенстве всех государств-членов. В связи с этим они выступали против концепций Европы «нескольких скоростей», или «нескольких уровней». Гибкость в политике ЕС, по их мнению, должна проявляться лишь в исключительных обстоятельствах и на временной основе. Принимаемые временные решения должны быть подчинены общим целям и общим критериям.

С течением времени позиция Финляндии изменилась и приблизилась к позициям других государств – членов ЕС. Она приняла решения Кёльнского саммита в отношении ОВПБ, касающиеся отношений между ЕС и ЗЕС и оперативных ресурсов Европейского Союза. Летом 1999 г. президент Финляндии Марти Ахтисаари сыграл важную роль в процессе поисков разрешения кризиса в Косово.

Что касается демократизации интеграционных институтов, то финны выдвигали на первый план проблему прозрачности. Решение этой проблемы представлялось им весьма простым: они предлагали Европейскому Союзу воспроизвести в своей практике те нормы государственного делопроизводства, которые сложились в их собственной стране. Вместе с тем правительство Финляндии, руководствуясь целью защиты национального суверенитета, весьма сдержанно отнеслось к расширению прав Европейского парламента. Оно выступило против наделения Парламента правом законодательной инициативы и распространения его компетенции на сферу первой опоры. Практика совместного решения Совета и Парламента должна была, по их мнению, применяться лишь в ограниченных пределах. Как и другие малые страны, Финляндия стремилась воспрепятствовать использованию критерия численности населения при распределении голосов в Совете, сохранить традиционный порядок ротационного председательства.

Финляндия стала одним из основателей Экономического и валютного союза. Норма инфляции и уровень долгосрочных процентных ставок в стране полностью соответствовали критериям конвергенции. Ценой сравнительно небольших усилий правительство уменьшило дефицит государственного бюджета. Динамика обменного курса финской марки не вызывала никаких опасений.

Финляндия была и остается одним из наиболее активных проводников «северной инициативы». Будучи единственным государством, имеющим общую границу с Российской Федерацией, она претендует на особую роль в развитии отношений с ней, прежде всего в области регионального сотрудничества.

В целом за годы пребывания Финляндии в ЕС наблюдалось ее всестороннее сближение с другими государствами – членами ЕС. Финляндия прочно заняла видное место в системе Европейского сообщества и Европейского Союза.







Date: 2015-09-03; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию