Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испания. История отношений Испании с Европейскими сообществами наполнена подлинным драматизмом





 

История отношений Испании с Европейскими сообществами наполнена подлинным драматизмом.

В течение многих лет Испания была практически исключена из жизни Западной Европы. Она не была допущена ни в ООН, ни в программу помощи по «плану Маршалла», ни в ОЕЭС, ни в Совет Европы, ни в НАТО. Испания не была приглашена и к участию в европейской интеграции. Причиной было существование в стране антидемократического франкистского режима, поддерживавшего во время Второй мировой войны теснейшие связи с «державами оси».

В середине 60-х годов в Испании появились первые признаки перемен. Правящие круги пришли к выводу о необходимости модернизации, которая в их представлении была равнозначна европеизации. Сотрудничество с Европой представлялось им наилучшим путем завоевания доступа к мировым рынкам, в первую очередь к рынкам капиталов и рынкам сельскохозяйственной продукции. В 1970 г. Испании удалось добиться подписания преференциального соглашения с ЕС. В Брюсселе подчеркивали сугубо экономический характер соглашения, в Мадриде его рассматривали как прорыв в развитии политических отношений с интегрированной Европой. После первого расширения ЕС соглашение не было возобновлено.

Поворотным пунктом в отношениях между Испанией и Европейскими сообществами стала смерть генерала Франко в ноябре 1975 г. Уже в феврале 1976 г. правительство Испании заявило о своем желании вступить в ЕС. Это стремление было положительно встречено в Брюсселе. Правительство Испании направило свое официальное заявление о присоединении 28 июля 1977 г. После продолжительных переговоров был подписан договор о присоединении, вступивший в силу 1 января 1986 г. Это событие встретило единодушную поддержку всех политических сил.

Так началось участие Испании в европейской интеграции. В течение нескольких лет из страны-изгоя она превратилась в одного из самых ярких и сильных членов Сообщества. Преимущества Единого внутреннего рынка и финансовая помощь ЕС позволили стране сделать огромный шаг вперед в своем социально-экономическом развитии, в укреплении политической демократии. Как государство – член ЕС Испания добилась впечатляющего роста международного престижа.

Испания имеет четкую программу развития европейской интеграции, которую она последовательно отстаивает на всех уровнях институциональной структуры ЕС. Во многих вопросах позиция Испании отличается большей глубиной и проработкой по сравнению с аналогичными предложениями других стран. По существу, она является сейчас наиболее сильным и авторитетным выразителем интересов менее развитых стран ЕС.

Испания внесла существенный вклад в разработку ряда ключевых положений Маастрихтского договора. Среди них – институт гражданства ЕС. Представители Испании подчеркивали во время межправительственной конференции, что Сообщество слишком долго занималось исключительно экономическими вопросами. Настало время наделить граждан государств – членов ЕС особыми правами и обязанностями, которые являются специфическими для самой природы Европейского Союза. Центральное место среди этих прав занимают право свободного передвижения, право свободного выбора места жительства и право обосновываться в любой стране ЕС по своему выбору. Эти основные права будут дополнены другими по мере того, как будет расширяться компетенция Сообщества в области социальной политики, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и защиты прав потребителя.

По мнению Испании, важнейшим аспектом социальной справедливости является устранение существенного экономического неравенства между странами и регионами ЕС. Угрожая заблокировать продвижение на других направлениях, Испания добилась согласия своих более богатых партнеров на создание Фонда сплоченности в преддверии Экономического и валютного союза, который мог еще более усугубить проблему неоднородности ЕС. С учетом достигнутого Испания дала свое согласие на создание ЭВС.

Испания выразила свою твердую поддержку федералистского идеала интеграции. В связи с этим она проявила настороженность в отношении принципа субсидиарности, подчеркивая, что наднациональность означает не отказ от суверенитета, а его реализацию совместно с другими государствами. Как и малые государства, Испания выступила за сохранение сложившейся институциональной структуры ЕС.

Испания заняла далеко идущие позиции в области ОВПБ. Она предлагала включить в круг компетенции ЕС все аспекты безопасности, включая оборону. Конечной целью в этой области, по мнению Мадрида, является переход к единой внешней политике и политике безопасности. Вместе с тем правительство Испании проявляло понимание того, что эта цель не осуществима ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе. Поэтому в течение переходного периода должно существовать разделение ответственности между ЗЕС и НАТО.


Эти принципиальные позиции Испании получили дальнейшее развитие в ходе подготовки Амстердамского договора. В частности, Испания предложила сделать еще один шаг вперед в утверждении гражданства ЕС и установить, что, если какое-либо государство-член систематически нарушает права человека и принципы демократии, его членство в ЕС может быть приостановлено. Это предложение было принято партнерами Испании по ЕС.

Испания предлагала продвинуться вперед и в вопросах политики сплоченности. По ее мнению, в основополагающие договоры и практическую деятельность ЕС должны быть введены принципы «дополнительности ресурсов» и «достаточности средств». Конкретно речь шла о следующем: расширение ЕС на восток, говорили испанцы, должно финансироваться за счет дополнительных ресурсов, а не сокращения финансирования менее развитых государств – членов ЕС. Они обосновывали свою позицию тем, что выигрыш от расширения получат все государства-члены, в первую очередь наиболее развитые. Кроме того, в данном и других подобных случаях должно быть соответствие между предлагаемыми целями политики ЕС и средствами, необходимыми для их достижения.

Испания занимала ясную позицию относительно большей гибкости европейской интеграции. Она исключала переход к «Европе а ля карт». Признавая объективный характер дифференциации, она выступала за то, чтобы эта проблема решалась путем установления более продолжительных переходных периодов, а не размыва acquis communautaire.

На новом этапе Испания сохраняла свою настороженность в отношении институциональной реформы. Она добивалась сохранения прерогатив Европейской комиссии, в частности передачи некоторых ее функций специализированным агентствам. Что касается Совета, то Испания допускала возможность более широкого использования принципа квалифицированного большинства, но считала некоторые области слишком важными для того, чтобы отказываться от принципа единогласия. К числу таких областей испанцы относили источники первичного права сообществ, вопросы собственных средств Сообщества, проблему расширения, бюджет, охрану окружающей среды и так называемые квазиконституционные вопросы. Как одна из крупнейших стран ЕС, Испания поддерживала предложения относительно учета численности населения при распределении голосов в Совете.

Любопытно, что из принципиальных соображений Испания возражала против создания поста Высокого представителя по вопросам ОВПБ, на который впоследствии был назначен испанец Хавьер Солана. Причина заключалась в том, что, по мнению Испании, неизбежно возникновение противоречий между ОВПБ и внешними отношениями Сообщества. Для разрешения этих противоречий испанцы считали необходимым сближать первую и вторую опоры. Создание поста Высокого представителя, по их мнению, напротив, увековечивает и обостряет противоречия между ними.







Date: 2015-09-03; view: 1253; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию