Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства четвертого расширения





 

Участниками четвертого расширения были Австрия, Швеция и Финляндия. Их вступление в ЕС стало возможным в результате окончания холодной войны.

С точки зрения уровня социально-экономического развития, прочности рыночной экономики, гражданского общества и политической демократии эти страны были не только идентичны «двенадцати», но и превосходили большинство из них.

Главными экономическими партнерами Австрии, Швеции и Финляндии всегда были страны ЕС. Еще в начале 70-х годов все три государства подписали с ЕС соглашения о свободной торговле. Тем не менее в течение нескольких десятилетий ни та, ни другая сторона не проявляли готовности к более тесному сближению. Более того, вступление Австрии, Швеции и Финляндии в ЕС считалось немыслимым.

Причина состояла в том, что все три государства, каждое в силу своих особых причин, твердо придерживались принципа нейтралитета. Соблюдение нейтралитета было высшим приоритетом их внешней политики, более важной задачей, чем любая другая. Это априори исключало их участие в европейской интеграции. Как заявил однажды официальный представитель Австрии, «интеграция в реальном смысле этого слова и с учетом тех требований, которые она подразумевает в институциональной сфере, несовместима со статусом постоянного нейтралитета» (Nickoll William and Salmon Trevor С. Understanding the European Union. – Harlow, 2001. – P. 492). Такой же позиции придерживались и руководители Финляндии и Швеции, вне зависимости от их партийной принадлежности.

Понимая, какие ограничения нейтралитет накладывает на политику трех стран, государства – члены ЕС, в свою очередь, не желали, чтобы их присутствие в Сообществе сдерживало развитие интеграции, особенно в институциональной сфере.

Главным источником нейтралитета трех государств было их особое положение в соперничестве двух противоположных общественных систем и военно-политических блоков. Поэтому их политика, в том числе и отношение к европейской интеграции, резко изменилась с началом перестройки в Советском Союзе, падением Берлинской стены и особенно с исчезновением реального социализма сначала в странах Восточной Европы, а затем и СССР.

Окончание холодной войны сделало присоединение нейтральных стран к ЕС возможным. Углубление интеграции, в частности завершение строительства Единого внутреннего рынка и перспектива создания Экономического и валютного союза, превратило эту возможность в необходимость.

Первоначально реализация перспективы присоединения Австрии, Швеции и Финляндии к ЕС столкнулась с силой инерции и с той, и с другой стороны. Председатель Европейской комиссии Ж. Делор попытался найти паллиативное решение проблемы участия этих стран в Едином внутреннем рынке ЕС. По его предложению было решено создать Европейское экономическое пространство, которое объединило бы на определенных условиях страны ЕС и страны ЕАСТ экономически. По замыслу Ж. Делора, экономические преимущества, которые должны были получить страны ЕАСТ, в том числе Австрия, Швеция и Финляндия, должны были снять вопрос об их присоединении. Как считал Ж. Делор и другие руководители ЕС, в случае полномасштабного присоединения этих стран груз их традиционного нейтралитета помешал бы «двенадцати» начать осуществление общей внешней политики и политики безопасности и двигаться дальше в направлении политического союза.

Этот замысел не был осуществлен. Европейское экономическое пространство было действительно создано. Однако для Австрии, Швеции и Финляндии оно было не заменителем членства в ЕС, а, напротив, средством ускорения их присоединения к Сообществу. Все три страны подали соответствующие официальные заявления (Австрия – 17 июля 1989 г., Швеция – 1 июля 1991 г., Финляндия – 18 марта 1992 г.). Одновременно в штаб-квартиру Европейского Союза поступили заявления и от других членов ЕАСТ – Швейцарии (май 1992 г.) и Норвегии (ноябрь 1992 г.). По мере того как в Западной Европе все глубже осознавали истинный масштаб и характер перемен, опасения относительно «нейтрализма» трех будущих государств-членов постепенно ослабевали. Все три государства заявили о том, что они принимают в полном объеме положения Договора, касающиеся общей внешней политики и политики безопасности. Одновременно в ряде своих заявлений Комиссия подчеркивала, что возникающие в связи с этим проблемы не являются непреодолимыми. На заседании Европейского совета в Эдинбурге в декабре 1992 г. было решено начать переговоры со странами-кандидатами 1 февраля 1993 г., не дожидаясь окончания ратификации Маастрихтского договора, как первоначально предполагалось.


Переговоры закончились в рекордно короткие сроки – в апреле 1994 г. Это объяснялось в первую очередь тем, что страны-кандидаты не предъявляли никаких претензий на финансовую помощь сообществ, напротив, они должны были быть чистыми донорами бюджета ЕС. Проблемы, которые предстояло согласовать в процессе переговоров, также не вызывали особых трудностей. Речь шла, в частности, о том, как примирить стандарты ЕС в области охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности труда с более высокими нормами, принятыми в странах-кандидатах. Были найдены пути решения и некоторых специфических проблем, таких как проблема транзита грузового транспорта через австрийские перевалы, поддержки «арктического» сельского хозяйства в Финляндии и государственной монополии на продажу алкоголя в Швеции.

К этому времени Швейцария отказалась от своего намерения вступить в ЕС в связи с тем, что на референдуме по вопросу о присоединении к Европейскому экономическому пространству население страны проголосовало против. Отрицательный результат дал и референдум в Норвегии в ноябре 1994 г., в связи с чем вопрос о присоединении был снят. Референдумы в Австрии, Финляндии и Швеции, напротив, продемонстрировали широкую поддержку правительственной политики. 1 января 1995 г. эти три страны стали полноправными членами Европейского сообщества и Европейского Союза.

Несмотря на общность причины, обусловившей присоединение Австрии, Швеции и Финляндии к ЕС, каждая из стран пришла к этому переломному моменту своей истории собственным путем. В каждой из них необходимость участия в интеграции вынудила изменить свой специфический и прочно укоренившийся уклад. Каждая из них внесла свой, оригинальный вклад в жизнь Европейских сообществ.

 







Date: 2015-09-03; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию