Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечер семнадцатый 6 page





И все же скажем актеру: в боевом запале он порой забывает, что его герой — для народа злодей. Тут стрелка идейного компаса коле­баться не должна...

В спектакле этой злобной возбуждающей силе противопоставлено безмятежное и, по существу, уже прочное новое, здоровое жпзневос-приятие, которому органически чужды исступленность, жестокость и спесь — все эти «добродетели» феодального рыцарства.

Здоровый дух покоится в здоровом (в слишком здоровом!) теле и зовется Джон Фальстаф. Чрезвычайно знаменательно первое явление этого персонажа: на сцену выкатывается известная уже нам телега, на ней то ли куча тряпья, то ли прикрытый холстиной стог сена,— оказывается, это фигура безмятежно спящего Фальстафа. Так бое­вая колесница Готспера превратилась в мирную колыбель сэра Джона.

Актер Хью Гриффит в роли Фальстафа чертовски обаятелен, жи­вот знаменитого чревоугодника точно земной шар, перепоясанный по экватору широченным поясом; его физиономия — сияющая луна в перистых облачках седой шевелюры и нечесаной бороды. И весь он в непрерывном движении, в порыве, в шутках... Наслаждаясь жизнью сам, он своим примером всех зовет наслаждаться ею; вокруг этого земного шара множество спутников — весельчаков, забулдыг, собу­тыльников. Фальстаф у Хью Гриффита столь же целостная натура, как Готспер у Роя Дотриса, но то, чему служит рыцарь всерьез и с исступленным восторгом, для Фальстафа — объект глумления и забав. Ум его — от самых живых инстинктов, логика — от изворот-

1 Король Генрих IV, в прошлом герцог Болиигброк, согнавший с престола и казнивший короля Ричарда II.

¶ливости, а истинно для пего то, что приятно. Может быть, у Фаль­стафа — Гриффита мужицкой хитрецы больше, чем подобает обра­зу, и, может быть, в новой «мемориальной» постановке нужно было бы искать более философское и современное решение. Ведь Фальстаф — не только Силен ренессансных сатурналий, это еще и прямой предок Кола Брюньона, аббата Куаньяра и многих других веселых мудрецов новой литературы. Вот такого высшего смысла жизнерадостности у Фальстафа в исполнении Гриффита недостава­ло. Во всяком случае, не он, а Готспер Дотриса был в центре спек­такля.

Но если режиссура не нашла в лице Гриффита идеального испол­нителя роли Фальстафа, то все же в комических сценах этот актер был очень силен. Великолепен эпизод, когда престарелый острослов взбирается на стол и, втащив туда кресло, усаживается в него. На­чинается знаменитая сцена «царского гнева». Фальстаф, изображая короля Генриха IV, набрасывается с уморительно важным видом на принца Генри. А затем приятели меняются местами и ролями. Теперь Фальстаф отбивается от ударов принца, с лукавым видом превозно­ся перед лицом самого «короля» добродетели «несравненного сэра Джона Фальстафа». Таверна дружно хохочет над остроумными про­делками своего кумира. Подбоченившись, смеется и старая приятель­ница Джона — трактирщица тетушка Квикли.

«Фальстафовский фон» ощутим и в других эпизодах спектакля: вспомним фигуры путников, на которых нападает ватага Фальста­фа,— это мужики-тяжеловесы с полотен Брейгеля, и когда им при­ходится всей пятерней чесать блошиные укусы, то это занятие в спек­такле превращается чуть ли не в батальную сцену.

Но из-за этого обилия фальстафовских красок несколько в тени оказался принц Генри.

Эта роль тоже играется не по шаблону. Ее молодой исполнитель Ян Холм меньше всего похож на юного аристократа, решившего для забавы потолкаться среди простых людей. Принц Генри у Холма действительно прост, задушевен, обходителен; его сразу и не отли­чишь от остальных посетителей харчевни тетушки Квикли. Но в стремлении «дегероизировать героя» режиссура и актер явно на­рушили меру. Исчезли вложенные Шекспиром в образ драматизм, созерцательность, вдумчивость, хотя и скрытые за веселостью и озор­ством, но существующие в этой натуре.

В образе принца Генри Шекспир подводит итог многим своим политическим раздумьям, составлявшим основу его предшествую­щих хроник. Их главная проблема — благо нации и королевская власть — решалась в разных аспектах: и через гневное осуждение преступной личности короля-узурпатора («Ричард III»), и через драматический показ судьбы безвольных и безответственных монар­хов («Генрих VI» и «Ричард II»). И главным выводом из этих раз­мышлений было признание человеческой неполноценности самих королей. Это были люди, выросшие в искусственном и жестоком мире феодальных интриг и междоусобиц, наделенные ложным представ­лением о своей «избранности», заносчивые, жестокие и самовлюблен-


¶ные. Сознание собственного всемогущества возвышало их над осталь­ными людьми, но оно и катастрофически обедняло их натуры, лишало свободы, естественности, человечности, которые только и могут стать основой всякой нормально развивающейся личности.

Принц Генри у актера Холма как будто все это понимает.

Актер показывает, что бродяжничество принца Генри, его веселые попойки в компании с Фальстафом, его плебейские замашки и едкий юмор — все это лишь верхний слой того духовного процесса, который происходит в принце. Генри — Холм показывает, что Шекспир вы­водит наследника престола на ту самую дорогу жизни, которую дол­жен пройти всякий человек. Это дорога свободного развития лич­ности.

Власть, давая могущество феодальным владыкам, в самом корне, с юношеских лет убивала в них человеческие начала — самую радость пребывания на земле. Такой оскопленный, нравственпо изуродованный властитель никак не мог стать королем своего народа, потому что уже по самой природе своей был неполноценен как чело­век. Принц Генри, выбравшись из своей пагубной среды на волю, обретал возможность естественного развития, становился натурой многосторонне развитой, открытой, веселой, талантливой. Раньше чем надеть на себя корону, он получал право назвать себя человеком.

Для принца Генри и этого мало — ведь он не «всякий человек», он обладатель задатков большой личности, и кажется, что он может стать человеком в том высоком понимании, какое в это слово вкла­дывал Шекспир. Но этот поворот образа к большой социальной теме в исполнении Холма ощущался слабо: у актера жанровое и психоло­гическое решение преобладало над философским осмысливанием создаваемого характера.

Другое дело, что Шекспир со временем откажется от своей веры в возможность разрешения проблемы нации и власти посредством идеальной натуры монарха. Но пока что такие гуманистические иллюзии питали душу поэта, и молодой Генри представлялся ему обладателем того человеческого материала, из которого можно будет выстроить натуру честного и благородного правителя. Исполнитель роли принца должен был иметь в виду этот большой замах шекспи­ровской мысли, замах хотя и не оправданный в своих конечных вы­водах, но бесспорный в том отношении, что человеческая ценность героя была поставлена выше его королевского величества.

Но, как уже было сказано, в спектакле такой емкой и философски осмысленной трактовки образ принца Генри не получил.

«РИЧАРД II»

Известно, что содержание хроник «Ричард II» и «Генрих IV» — непрерывная цепь бурных событий национальной истории, в ходе ко­торых, как уже говорилось, герцог Болингброк низвергает короля Ричарда II и занимает под именем Генриха IV английский престол. Между событиями двух хроник проходит очень немного лет. Поэтому действие обеих шекспировских пьес, поставленных театром в Страт-

¶форде, протекает в стенах одних и тех же замков и одни и те же актеры играют роли одноименных героев. Как было уже сказано, еди­на и «материальная» основа спектаклей.

Но при этом режиссеры дают возможность уловить не только общее, а и различное в эмоциональном строе постановок. «Ген­рих IV» — боевое, динамичное представление; в нем, как у молодого атлета, пружинит и работает каждая мышца; если же эти мышцы блаженно расслаблены (идут комедийные сцены), то и тогда они ощутимы.


Мускулатура действия «Ричарда II» тоже напряжена, но здесь нет порывов бунтарской вольницы и комедийных передышек, тут мышцы как бы скручены в один жгут, все сосредоточено па одном усилии — ив этой концентрации воли выясняется ее же слабость. Побеждает иная психологическая стихия, пробудившаяся среди железа и. камня и неуклонно заполняющая собой все действие,— че­ловеческая душа низложенного Ричарда. И тогда в хронике слышит­ся глубокое дыхание трагедии.

Беспутный и нерадивый король должен быть согнан с престола; восстание Болингброка продиктовано не только корыстью, тщеслави­ем и личной обидой — его борьба за трон имеет и национальный смысл.

Трон — деревянное кресло с длинной узкой спинкой — словно готическая часовня высится на этом поле брани. Мертвая, безмолв­ная вещь, но, кажется, это и есть главный персонаж действия. Мы видим трон еще до начала представления — он стоит на высоком постаменте; а затем выходит король и присаживается на него, имен­но не садится, а присаживается, облокотившись на ручку кресла и вытянув ногу. Затем четверо латников вносят трон с королем на по­мост, с которого тот наблюдает поединок. Потом трон красноречиво пуст, а на его остроконечный верх надета корона; и еще раз он пуст, но корона уже на голове Болингброка, который пока не отваживается занять престол, а сидит со своими сподвижниками за общим столом. И наконец, Болингброк, объявленный королем Генрихом IV, плотно и прямо восседает на троне; приносят узкий гроб с телом короля и ставят его так, что голова Ричарда — у подножия трона.

Так 'центральная политическая идея пьесы, борьба за власть, становится физически ощутимым центром спектакля: трон — как ось, и вокруг него — все действие.

Главный охотник до этого «чудодейственного» кресла — Болинг­брок. Уже было сказано о двойственном смысле его борьбы за пре­стол. Актер Эрик Портер умеет это раскрыть. Его Болингброк — че­ловек сильный, энергичный, не лишенный благородства, но, когда нужно, он без колебаний становится «макиавеллистом». Потрясенный при виде убитого Ричарда, он будто вправду забывает о собственном повелении умертвить короля и с гневом набрасывается на убийцу. Так актер хочет подчеркнуть шекспировскую мысль о том, что, став монархом, Болингброк как бы должен обрести более объективный взгляд на вещи, стать в какой-то мере носителем идей порядка и справедливости.

¶Прямым образом эти идеи выражены в спектакле через две эпи­зодические фигуры. Первая — старый герцог Гант, который обличает беспутного Ричарда с трагической болью за всю нацию (роль Ганта сильно и страстно ведет чудом перевоплотившийся Рой Дотрис, бес­шабашный Готспер из «Генриха IV»). Вот его слова, брошенные прямо в лицо королю:

...ты, больной помазанник, вручаешь


Свою судьбу беспечно тем врачам,

Которые тебя ж и отравили.

Кишат льстецы в зубцах твоей короны;

Она мала, как голова твоя,

И все ж, хотя и невелик сей обруч,

Сдавил ты им великую страну...

Помещик ты, внаем сдающий ферму, А не король...

Другой обличитель Ричарда — королевский садовник, которого актер Малькольм Уэбстер играет уже немолодым, познавшим горечь жизни крестьянином. В его голосе — еле сдерживаемый гнев; это гнев простых людей, глухо ропщущих на короля, забывшего о своем долге, преступно запустившего свой сад:

Кто не навел в саду своем порядка, Тот сам теперь увянуть обречен. Он дал приют под царственной листвою Прожорливым и вредным сорнякам, Считая, что они его опора.

Впервые мы увидели Ричарда II развалившимся на троне, не­брежно играющим державой; затем мы заметили в сцене турнира его лицо, по-детски возбужденное, с большими горящими глазами. А теперь он ворвался со сворой фаворитов в дом умирающего Ганта, поджарый, яростно обозленный, с плетью в руках.

Так сразу, беглыми штрихами, по многим граням, Дэвид Ворнер обрисовывает своего героя. И в сумме впечатлений Ричард воспри­нимается как человек от природы не злой, но чрезвычайно своеволь­ный, взбалмошный и, точно безобразно избалованный ребенок, спо­собный совершить любую жестокость, если на пути своих желаний встретит преграду, если кто-нибудь посмеет сказать ему «нет».

Такого Ричарда не манят битвы и подвиги, он вкусил иные радо­сти жизни и не хочет знать границ наслаждению. Вокруг короля — его фавориты, красивые, стройные молодые люди, одетые в длинные парчовые камзолы (помнится, мы их видели на полотнах старинных итальянских мастеров). Изысканные, надменные и распутные кава­леры, а не рыцари окружают Ричарда. И король под стать своим дружкам. Но рядом рыщут старые, матерые волки, да еще обряжен­ные в шкуры спасителей Англии.

Начинаются превратности судьбы Ричарда — военные пораже­ния, личные измены. Он уже одинок. Великолепен эпизод штурма

¶королевского замка. Воины поспешно втащили ящики с оружием, боевой арсенал в миг роздан, мечи уже в руках воинов, дозорные на всех перекрестках дорог; двое с пиками, широко расставив ноги, зор­ко глядят в партер: всюду враги... Болингброк громко зовет короля. Верхняя часть стены замка срезана, по пустынной комнате бродит Ричард, он в длинном белом одеянии. Потом он вынужден спуститься по каменным ступеням вниз, растерянный и жалкий. Начинает пульсировать мысль: а не отказаться ли от короны?

Ричард протягивает Болингброку вожделенный предмет легким и нервным движением, и не как корону, а как шапку, куполом вниз. Болингброк хватает корону обеими цепкими, сильными руками, и тогда помазанник божий рывком отнимает у него символ своего величия, стремительно взбегает на трон и садится. Лицо актера бледно — на нем то ли растерянность, то ли решимость. Ведь для того чтобы подавить желание владеть короной, тоже нужна воля. В душе борются две силы — и не только трусость с честолюбием. Борется слабый, затравленный король с человеком, пробуждающим* ся от сладостных, но лживых сновидений.

Раздумье, созерцанье, горечь — это новые краски, их еще не было в хрониках. Мы в первый раз заметили эти тона, когда после бурной боевой сцены, с клубами дыма, лязгом мечей и треском мушкетов, наступила картина в королевском саду.., Ричард вернулся побежден­ным из Ирландии, он опускается на колени, трогает и гладит ладо­нями родную английскую землю. Слова актера тихие и грустные, голос полон нежности. Кажется, впервые король в раздумье, в его порывистом дыхании — и восторг, и отчаяние, и надежда. Оказы­вается, у этого честолюбца ранимая, живая душа.

Его винили в пристрастии к «Италии кичливой», к сладкому яду сонетов. То были наскоки грубоватых воинов. Актер по-своему понял эти указания Шекспира, и от его Ричарда неожиданно повеяло чем-то совсем новым. Тут не было еще ни идей, ни морали гуманизма, но духовная культура Ренессанса все же ощущалась. Ведь недаром «Ричард II» был написан через два года после «Ромео и Джульетты». Итальянская струя уже не затухала в поэзии Шекспира. А там, где деятельные натуры хроник обретали глубину, без новой человечно­сти обойтись было невозможно. Ведь Ричарду, чтобы понять смысл своей трагедии, нужно было иметь кругозор пошире солдатского. И вот тогда наступает черед раздумьям и предательски слабеет воля.

...Ричард в темнице, он прикован к каменной стене длинной, мет­ров на пять, цепью. Эта литая цепь при каждом шаге пленника воло­чится по железному полу и глухо грохочет. Ричард не раз называл своих врагов Иудами и Понтиями Пилатами. И рождается аналогия. Закованный, обросший бородой, в длинной холщовой рубахе. Это че­ловек, и идет он на свою Голгофу. Король стал человеком, потеряв корону. Что ж, одно другого стоит. В чем-то его трагедия сходна и с Лировой. Правда, Ричард II во всем был виновен сам и не вы­страдал драму Лира, но объективно он тоже жертва мира корысти и насилия.

Впервые в жизни здесь, в мрачном каземате, неугомонный король

¶притих и успокоился, и в этой душевной тишине явственно раскры­лись новые черты его натуры: созерцательность и стремление к са­мопознанию. Ричард II, этот сластолюбец и эгоист, после низложе­ния, кажется, готов был жить по законам совести. Может быть, формула «страдания возвышают» и неточна, но у Шекспира личная катастрофа Ричарда делала его душу открытой для людских бед. Молодой актер играл с огромным драматизмом именно эту тему.

Но перерождение наступило слишком поздно... По высокой ка­менной лестнице спускаются две согбенные фигуры. Это посланцы Болингброка. Их голоса звучат вкрадчиво и ласково, но глаза потуп­лены. Ричард, перепугавшись вначале, затем успокаивается; но только на миг, чтобы тут же снова заметаться. Кто эти люди — его друзья, как они говорят, или подосланные убийцы? Став человеком, он и в других хочет видеть людей... До последней минуты Ричард не хочет верить, что эти двое пришли его убить, и не столько из страха смерти, сколько протестуя против зла как такового.

Заключительная сцена была сыграна со все нарастающим напря­жением, неумолимо двигаясь к своему потрясающему финалу. Схва­тив двумя руками цепь, Ричард отбивался от убийц, а убийцы, рва­нув цепь, сбили короля с ног и, мотая по желе?ному полу из стороны в сторону, прикончили его: не знаю, то ли цепью, то ли ножом. Сре­ди грохота, брани и гневных проклятий за всем не уследишь...

ВЕЧЕР ВОСЬМОЙ

СВЕЖИЙ ВЕТЕР В ПАРУСА ШЕКСПИРА

Вильям Шекспир

«Укрощение строптивой». 1593

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ АРМИИ МОСКВА. 1938

Известно, что Шекспир в первый период своего творчества, с 1590 по 1600 год, наряду с хрониками написал большинство своих комедий. Если взор поэта, обращенный в прошлое, видел только мрачные картины междоусобных войн, кровавых злодеяний и ковар­ных интриг, то, глядя в свое время, драматург поначалу рисовал жизнь в светлых и радостных тонах.

Среди комедий Шекспира видное место занимает «Укрощение строптивой».

Правда, гуманистический смысл ранней комедии Шекспира был заключен в озорную фарсовую игру и отгадать его через целую се­рию комических розыгрышей было не так-то легко. Ведь многие по-

¶коления режиссеров видели в «Укрощении строптивой» или грубо­ватый фарс с дедовской моралью, или прихотливое театральное пред­ставление, далекое от всякой морали. Среди последних был и такой тонкий, проницательный художник, как Макс Рейнхардт.

Но вот «Укрощение строптивой» поставил режиссер Алексей Дмитриевич Попов на сцене Центрального театра Советской Армии, и с этой поры комедия начала свою новую историю, обрела истинно шекспировскую мудрость и поэтическую силу.

Пока занавес не поднялся, предупредим читателя, что А. Д. По­пов исключил из пьесы Шекспира ее пролог. И вот по какой причи­не. В прологе, позаимствованном драматургом из старинного фарса об укрощении строптивой жены, присутствовал пьянчужка Сляй, которого в подвыпитье переносили в замок к герцогу; а после про­буждения показывали перед ним комедию об укрощении стропти­вицы.

Значит, по логике следовало воспринимать все происходящее со Сляем как реальное событие, а историю Петруччио и Катарины — как театральное представление. Но режиссер на это не пошел. Про­лог был устранен, и актеры получили задание играть свои роли не в условной манере, а с полным ощущением реальности переживае­мых страстей. И это отнюдь lie вопреки замыслу Шекспира, а в раз­витие его.

Можно предположить, что Шекспир, задумав написать пьесу по старинному образцу, как комедию в комедии, написал героев коме­дии о строптивице настолько жизненными, что воспринять их просто как роли, исполняемые бродячими комедиантами, никак было уже нельзя. То, что было задумано как представление, стало жизнью, а то, что было задума'но как жизнь, стало механическим довеском к основному действию.

Пьяный Сляй, заснув в начале представления, выпадает, фигу­рально выражаясь, из фургона Талии. Никто его отсутствия не за­мечает, фургон движется дальше, действие продолжается, но вовсе не сворачивает на проторенный путь семейной бытовой истории, а сохраняет весь блеск театрального представления, оставаясь при этом реальным драматическим событием.

Взглянем на сцену, и нам сразу станет ясным, что все персонажи пьесы в той или иной форме лицедействуют.

Петруччио разыгрывает Катарину — ему приходится притворять­ся грубияном и наглецом потому, что только изображая такую роль, он может покорить строптивицу и сделать любимую девушку своей жепой. Слуги Петруччио, особенно Грумио, ревностно помогают ему, и каждый на свой лад разыгрывает с серьезной миной комические сцены перед Катариной. Люченцио переодевается учителем Кандио, Гортензио изображает музыканта Личио — и тот и другой делают это с целью завоевать сердце прелестной Бианки. Транио, помогая своему господину добиться победы, принимает его облик и, став фиктивным Люченцио, отыскивает себе фиктивного отца; кроткого пизанца-педагога заставляют выступать под именем почтенного Вин-ченцио — родителя Люченцио. Подлинного Винченцио разыгрывают

¶и по дороге в Падую, и в самой Падуе. Одним словом, почти все пер­сонажи комедии выступают в двух ролях — в своей собственной и в маскарадной. Настоящие физиономии проглядывают через условные маски, но получается это не потому, что актеры развлекаются своим наивным трансформаторством, а потому, что действующие в пьесе люди, добиваясь жизненно важных для себя целей, не могут совсем скрыть за притворными словами свою истинную суть.

И вот эта живая жизнь, протекающая на сцене, породила под­линную театральность, существующую в определенном пространст­ве и времени.

Если по сцене ходят настоящие люди, если их страсти подлинны, то и мир, окружающий их, должен быть весом и зрим. Художник II. Шифрин, отделав сцену великолепной дубовой резьбой, заполнил ее мебелью и утварью, сделанными с тонким искусством средневеко­вых ремесленников, разукрасил тяжелыми живописными гобеленами. А. Д. Попов насытил спектакль замечательно колоритным, чисто шек­спировским бытом. И эта бытовая добротность представления пре­красно дополнила его подлинно ренессансный характер. При этом красочный, живописный быт стал реальной формой театральности, лишенной в этом спектакле стилизованных черт.

Идут приготовления к свадьбе: слуги носят тучную снедь, вазы с фруктами, графины и чаши. В хвосте ковыляет старый Кертис. Он несет на спине корзину цветов. По дороге старик роняет два букета и, не замечая этого, уходит за занавес. Вслед за ним бежит слуга с медными кувшинами. Увидя букеты, ставит на землю свои кувшины, подбирает цветы и мчится дальше, позабыв о собственной ноше. Кертис вылезает из-за занавеса — вот здесь, кажется, он уронил бу­кеты. Что за чертовщина — цветы превратились в медные кувшины! Он испуганно смотрит на чудо: повсюду преследуют его духи. Старик отмахивается и пятится к занавесу. Как только Кертис скрывается, на сцену выбегает негр-поваренок, у него в руках два блестящих кухонных ножа. Он натыкается на кувшины: что за непорядок, по­чему посуда брошена посреди дороги? Поваренок ловко вонзает нож в землю, подхватывает свободной рукой кувшины и убегает. Из-за занавеса выглядывает плешивая голова Кертиса. Он уже успокоил­ся: надо забрать кувшины домой, а то своруют хозяйское добро. Но взор его падает на зловеще воткнутый в землю нож. Старик пронзи­тельно кричит, глаза его полны страха, губы дрожат, и, кутаясь в свой халат, хватаясь за занавес, он панически удирает от проклятого заколдованного места.

Прекрасная, подлинно театральная интермедия и в то же время вполне достоверная бытовая сцена!

Еще более выразительного единства театральности и быта Попов достигает в 1-й картине IV действия.

Замок Петруччио. Висит желтоватый гобелен, в глубине чернеет огромный камин. Полумрак. На столе, задрав ноги, лежит парень и играет на пищалке; другой развалился под столом и тоже на чем-то уныло дудит; третий, взгромоздясь на камин, плетет корзину и тя­нет протяжную песню. Чертовская скука! В замке холодно, в пустых

¶комнатах гуляет пронзительный ветер. Хозяин давно уехал, старик Кертис глух и глуп, и у слуг, оставленных на его попечение, умираю­щих от скуки и безделья, есть только одно развлечение — разыгры­вать Кертиса.

На все лады кричат слуги зловещими голосами, а старик ходит ошалелый и ничего не понимает; то ли это явились привидения, то ли снова над ним потешаются мальчишки. Но вот слышны удары в ворота.

В комнату вбегает рассвирепевший Петруччио; начинается крик: почему не встретили, почему не все налицо, почему одеты в отрепья?.. Ежась не то от страха, не то от смеха, Грумио дает объяснения свое­му строгому хозяину. Представление идет отлично. Катарина стоит у притолоки, со строгостью поглядывает на этих бродяг и с недоуме­нием слушает ругань мужа, похожего скорее на атамана бандитов, чем на благородного дворянина. Но розыгрыш продолжается. По­дают на стол. Катарина голодна и тянется к еде. Петруччио останав­ливает ее: сперва молитва. Грумио бормочет молитвенные слова, Петруччио прищуривает глаз: «Повтори». Грумио, давясь от смеха, читает во второй раз. И вот наконец нож и вилка в руках у Ката­рины. Скорей бы поесть, но Петруччио швыряет баранину на пол. Все в смятении, Катарина в нервной дрожи, слуги в страхе. Ужин отменен — муж уводит жену в спальню. Грумио давится от сдоеха, смеются и слуги. Они теперь тоже поняли, что все это было всего лишь розыгрышем. И тут же устраивается пародия на только что происшедшую сцену.

Всем чертовски весело, но, потешаясь над хозяином, слуги вполне одобряют его действия: Петруччио хитро ведет дело. Из опочивальни выходит Петруччио, в руках у него блюдо с жарким, он машет ру­кой, и все тихо идут в соседнюю комнату, чтобы вволю поесть и вы­пить. Вся эта сцена поставлена Поповым превосходно. В ней орга­нически слиты быт и игра, она пронизана духом «старой, веселой Англии», с ее грубоватыми народными шутками и наивной романти­кой. Вся сцена полна шекспировским юмором, простонародным и обаятельным, и — что особенно ценно — она ясно обнаруживает кров­ное родство темперамента, юмора Петруччио с обаятельной грубо­ватой простотой слуг, с жизнерадостным мироощущением народа.

Петруччио — человек простой, ему неведомы ни аристократиче­ская сановитость, ни педантическая ученость, ни поэтическая изне­женность. Таким его и играет актер В. Пестовский.

Грумио, которого выразительно и сочно играет актер Н. Старос­тин, выглядит скорее старым другом Петруччио, чем его слугой. Он искренне любит своего буйного господина, и господин отвечает ему тем же.

Петруччио приехал в Падую добыть капитал. Надо зарабатывать деньги — настал практический век, и некогда предаваться нежным лирическим чувствам.

У Петруччио в голосе удаль, он немного нагл, слегка развязен, у него есть планы, и для их осуществления нужны деньги, а добыть их можно только выгодной женитьбой.

¶Мой ветер носит молодежь по свету, Чтоб счастие искать в чужих краях — Не много дома высидишь.

Эту фразу Пестовский — Петруччио говорит без всякой рисовки. Это не романтический ветер, гоняющий по свету мятежную душу героя, а вполне обыденный зюйд-вест или норд-ост. И наверное, Пет­руччио нужны деньги для того, чтобы снова поднять паруса на ко­рабле и отправиться за прибыльными товарами в далекие заморские страны.

Строптивая жена его нисколько не смущает. Строптивость — ведь это сила, а где видано, чтобы женщина обладала силой, да еще та­кой, которая устояла бы против его силы. Петруччио детально до­говаривается с Баптистой, отцом Катарины: делать нужно все обстоя­тельно; они обмениваются договорами. Сумма приданого установлена, владения, переходящие Катарине после отца, определены, значит, можно приступить и к объяснению в любви.

Но вот выскакивает неудачливый Гортензио; на его шее, точно ярмо, болтается разбитая гитара — это Катарина любезно выпрово­дила надоевшего ей вздыхателя. Петруччио восторженно хохочет:

Ах, черт ее возьми! Вот это девка! Люблю ее еще сильней, чем прежде, И жажду с ней скорее поболтать!

И тут же начинает готовиться к лирической сцене. Он знает де­сяток безотказно действующих любезностей. Сколько раз эти глупые слова склоняли женские сердца к милости — не устоит и эта девица. Главное — не замечать ее строптивости и без устали твердить слад­кие комплименты. Петруччио хладнокровен и деловит, он долго отыскивает эффектную позу и наконец великолепно разваливается на диване.

Появляется Катарина. (Актриса Л. Добржанская превосходно де­лает этот выход.) Катарина останавливается у дверей, выпрямляется во весь рост, лицо у нее строгое, глаза горят злым огнем. Поединок начался... Она стоит и ждет. Петруччио не ожидал такого появления. Он сразу позабыл обо всем — о позе, о заученных фразах, о прида­ном, о своем презрении к женщинам. Глаза его широко раскрылись, лицо побледнело, он медленно приподнимается и голосом, полным восхищения, произносит:

А, котик. Слышал я: вас так зовут.

Но Катарину этим не проймешь. Как меткий удар, прозвучал ее ответ на слова Петруччио:

Вы глуховаты на ухо, наверно, Меня зовут все люди Катариной.

И бой закипел... Катарина не увидела, а может, не хотела уви­деть, глаза Петруччио. Она привыкла не любить и бояться людей.

Л. Добржанская играет Катарину своеобразно. Это не взбалмош­ная, дикая девка, она не дерется, не затевает скандалов, у нее нет

¶грубых причуд, мальчишеских выходок. Сказать, что Катарина — «царапка», никак нельзя. Правда, она зла, упряма, остра на язык, грубовата и надменна, но это не природные свойства Катарины. Ее повсюду окружают пошляки, лицемеры и глупцы. Она пе может сдержаться и не сказать в глаза правду,— у нее прямая и смелая натура, и поэтому Катарину прославили строптивой, поэтому повсю­ду кричат, что старшая дочь Баптисты — сущий черт в юбке.

У девушки злости накопляется все больше и больше. Она не мо­жет сдержать досады, ее раздражает всякая пошлая фраза, каждое лицемерное слово, она уже теряет над собой власть: колотит Гортен-зио, бьет Петруччио, бьет сестру, кричит на отца... В буйстве ее есть какое-то отчаяние. Она совершенно одинока. Ей претит притворное жеманство окружающих, их лицемерные добродетели и фальшивые правила приличия,— Катарина дерзит всем и каждому.







Date: 2015-09-03; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию