Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вечер семнадцатый 5 pageПоследний куплет песни поет в нашем спектакле Лауренсия, а все Хуаны и Педро деревни подпевают ей хором, и идет сплошная «присядочка» (или, попросту, гопак), со всякими их испанскими коленцами... Й вот, когда дым пошел коромыслом, на деревенскую площадь въехал на коне Командор в окружении своего изрядно потрепанного отряда. Все они злы как черти, а пляшущая деревня их не замечает или, того хуже, делает вид, что не замечает. Командор кричит: Остановите эту свадьбу, И чтоб никто не отлучался! Но окриком разбушевавшееся веселье не остановить. На фоне танцующей толпы Хуан Рыжий позволяет себе даже язвительные слова по поводу «победы» Командора. И этим, окончательно выводит из терпения Дона Гомеса. Следует быстрая расправа. Вара — символ сельской власти — вырвана из рук алькальда, и Командор бьет этим деревянным жезлом старика по голове. Солдаты набрасываются на Фрондосо, скручивают ему руки и этой же веревкой обвязывают Лауренсию. Все происходит быстро, в полном молчании... Свадебная толпа еще не успела опомниться, но беда уже свершилась: Фрондосо и Лауренсия уведены и будут брошены в тюрьму, обряд венчания прерван,— чести Фуэнте Овехуна нанесено смертельное оскорбление... И вот крестьяне и крестьянки, понурые и растерянные, стоят посредине сцены. Овечки белые, овечки белые и черный пес... И под занавес раздается глухой голос Паскуалы: Слезами обернулась свадьба. Командор великим победителем удаляется к себе в замок, обещая казнить обоих пленников. Он проучит этих мужиков Не то дождемся мы, что завтра Поднимут знамя против нас. Но знамя крестьянского восстания уже поднято. После первого потрясения происходит нагнетание народных сил. Третий акт начинается с подготовки к наступлению. Сходка крестьян видится как широкая массовая картина. Позже в пьесе будет сказано, что королевский судья пытал триста человек. Поэтому можно себе представить, что собираются силы с обширных просторов Андалузии. Уместно употребить старинный прием итальянского театра с куколь- 1 Санкристйн — дьячок. G7 ¶ными фигурками, расположенными в глубине сцены, показать толпы крестьян, идущих по дорогам из самых далеких окраин. Собирается народ и прислушивается к тому, что его вожаки говорят. Начинает эту сцену, гневно и величаво, алькальд деревни Эстебан: Кропя слезами бороду седую, Я спрашиваю вас, честной народ, Какое погребенье мы устроим Отчизне, опочившей от невзгод? Каких ее поминок удостоим, Раз больше нет достоинства у нас, И мы, без чести, ничего не стоим? Ответьте мне: есть кто-нибудь меж вас, Не оскорбленный этим негодяем? И что ж, мы только хнычем всякий раз? Когда мы честь и жизнь свою теряем, Чего мы смотрим? И чего мы ждем? А заканчивает ее Рыжий Хуан: Чего бояться? Мы и так не живы. Что может быть страшней того, что есть? Они у нас палят дома и нивы, Они тираны. И да будет месть! Нет, крестьяне из Овечьего источника — это не овцы, воодушевившиеся на подвиг лишь после знаменитого монолога Лауренсии. Ничего подобного. Все уже было готово. Почти все слова сказаны. Силы собраны. Атмосфера предельно накалена. И монолог Лауренсии — искра, брошенная в пороховую бочку. Нарисуем в своем воображении декорации, чтобы страшный замок был виден на горизонте, чтобы Лауренсия, вырвавшаяся из рук палачей и бегущая по извилистой дороге, была заметна издали, за целую версту. Точно ветром вынесло ее на сцену, и из этого порыва родился знаменитый монолог, который нужно нашей Лауренсии произнести с ермоловской силой. Вот как современники описывали игру M. H. Ермоловой. Она, «бледная, измученная, с лихорадочным блеском в ввалившихся глазах», появилась на народной сходке, в измятом и изорванном платье, с распущенными косами, в беспорядке падающими на плечи, обессиленная и опустошенная. И вдруг словно пробуждалась и с силой и страстью начинала издеваться над трусостью мужчин и призывать их к восстанию, зажигая народ своими пламенными словами. Монолог производил огромное впечатление на зрителей — «словно электрическая цепь соединяла на этот раз сердце артистки с сердцем тысяч зрителей, и они сливались с ней» ', И у нашей воображаемой исполнительницы все подспудно копившиеся душевные силы должны выплеснуться в этом вопле, проклятии и призыве. 1 Из рецензии, помещенной в «Русских ведомостях» 14.111.1876 г, ¶Лауренсия замолкла, грудь ее еще порывисто дышит, глаза пылают огнем.,» Но нет, не н трусам, не в овечий стан она пришла. Эти люди сами полны ненависти к тирану, а ныне, когда к ним явилась Лауренсия и, как крылатая Ника, зовет в бой, они все двинутся на приступ! Первым поднимается Эстебан, за ним Рыжий Хуан, третьим — Менго: Убить его, и только! II алькальд оросает клич: «Берите самострелы, копья, мечи, рогатины и палки!» Эти слова разносятся эхом по всей округе. Бегут, бегут, толпятся, выстраиваются в ряды крестьяне, и среди них — женщины. Ведь крикнула же Лауренсия своим подругам, что сама станет их вожаком, сама их поведет на бой. И пусть молодая актриса, как в песне, вскочит на коня и, вспомнив «амазонок век», увлечет за собой народное войско. На тирана! Зал обязательно загрохочет в аплодисментах, как это было на памятном спектакле 1919 года. ...Движутся, движутся толпы народа, во мгле пылают факелы, мелькают рогатины, арбалеты, пращи, огонь пляшет по суровым лицам крестьян — среди них и старики, и женщины, и даже дети. В грозном, неумолимом потоке вся Фуэнте Овехуна и ее округа поднялась, чтоб отомстить. Грозный гул нарастает, и где-то впереди — фигура воительницы Лауренсии и ее голос: «Смерть тирану!» Полный оборот круга — мы в имении Командора. Смятение, истерика, страх в стане врагов. Тут же связанный Фрондосо; его должны повесить. Театр имеет право затянуть паузу, забросить веревку за сук и начать казнь. Но к этому времени врываются слуги и кричат, что на замок движется народ. Приказ феодала: вывести навстречу толпе Фрондосо, пусть ценою жизни он ее успокоит. Но Фрондосо, вырвавшись из рук палачей, возглавляет гневную толпу, и народ уже в замке. Идет борьба, в ходе которой Лопе де Вега дает текст и Эсте-бану, и Фрондосо, и Лауренсии, и оскорбленным девушкам, так что в борьбе активно участвуют и главные герои, и вся масса. Необходима сложная режиссерская работа: непрестанно перемежаются батальные пантомимы и гневные, призывные слова. Каждый персонаж получает свой эпизод, и на сцеплении эпизодов растет и ширится сцена казни Командора, с ее огромным, все возврастающим накалом и торжествующим концом: пляска женщин, несущих на шесте голову казненного врага, и крики: «Да здравствует Фуэнте Овехуна и король!» Мы помним нашу двуплановую мизансценировку. Она вновь может возникнуть. «Фуэнте Овехуна и король!» —восставшие как бы замерли, застыли в героическом, скульптурном ракурсе. Снова опускается королевский гобелен. Фернандо и Исабела выслушивают сообщение о победе войск в Сьюдад Реале. И тут же вбегает вырвавшийся из РУк гневных мстительниц слуга Командора и вопит о случившемся в селении Фуэнте Овехуна. Королевская чета встревоженно слушает С9 ¶его. Ни слова о том, что крестьяне покарали их врага, лишь угрозы — обещание сурово наказать восставших. Старик Эстебан собирает весь народ и предупреждает селение, что явятся королевские судьи, к этому нужно быть готовыми. Следует сцена допроса, проводимая самими крестьянами как веселая, озорная игра, и в то же время как «школа мужества». Все отрепетировано: «Кто убил Командора?» — «Фуэнте Овехуна». Все готово для встречи королевских судей. И суд является. Заметим: идею коллективного ответа подает алькальд Эстебап. Его образ мне видится на полотне Эль Греко «Святой Иероним» — высокий седой старик с пламенной верой в глазах. Эстебан — один из героев освободительной войны. Это сильная, страстная и одновременно веселая натура, в тексте его роли немало и шуток. Еще до начала допроса крестьяне знают, что королевская власть не возьмет их под свою защиту. Они встречают посланцев короля как представителей жестокого, несправедливого закона. За кулисами начались пытки, а на сцене неожиданный возврат к лирической теме — знаменитый сонет Лауренсии. ...Моя любовь — мучительная плаха, Когда мы влгесте — я дышу едва?. Когда я с ним в разлуке — я мертва. Сильная лирическая сцена встречи Лауренсии и Фрондосо происходит на фоне сдержанных стонов. У всех ответ один: «Казнил — Фуэнте Овехуна». Проводить сцену следует как пантомиму пытки, сопровождаемую словами. Переживать сильно, но сдержанно эту сцену будут Лауренсия и Фрондосо, стоящие на переднем плане. Это через них мы будем воспринимать пытку и сострадать. А их слова: «Какой народ! Какая сила!» — определяют мужество и сплоченность народа Фуэнте Овехуна. Пытают десятилетнего мальчика, и он никого не выдает; пытают женщин — молчат; пытают уже избитого в кровь Менго... и он кричит: «Пусти! Нет сил! Скажу!.. Убил... Фуэнтус Овехунский». Подлинным пафосом была пронизана эта сцена в постановке 1919 года, о которой мы столько раз говорили. В финале марджанов-ского спектакля на вопрос судей «Кто убил Командора?» вместо с актерами отвечали хором и зрители: «Фуэнте Овехуна!» Судьи отказываются продолжать пытку — нет смысла. И тогда весь этот бесстрашный народ поднимается на склоны своих холмов и составляет монументальный барельеф действию, когда оно вновь переходит в королевские покои. Народ приходит требовать водворения в стране мира и единства. Эстебан говорит королю и королеве, что их герб уже прибит к дверным брусьям домов Фуэнте Овехуна,— таков символ единства нации. И король вынужден взять бунтовщиков под свое покровительство, «пока не будет найден новый Командор». На последнюю реплику монарха крестьяне не отвечают. Фрондосо обращается к зрителям со словами: «И тут, честные господа, конец Фуэнте Овехуна». Этим движением в зал, к народу должен завершиться наш спектакль,
¶ВЕЧЕРА ШЕСТОЙ И СЕДЬМОЙ ВСТУПАЯ В СВОЙ ПЯТЫЙ ВЕК Вильям Шекспир «Генрих IV» — 1597, «Ричард II» — 1595» КОРОЛЕВСКИЙ ТЕАТР СТРАТФОРД-НА-ЭЙВОНЕ. 1964 ПРОЛОГ. Театр английского Возрождения начал свою великую эпоху трагедий Марло «Тамерлан Великий» и сам оповестил об этом в торжественных и громких словах Пролога: От песен плясовых и острословья, От выходок фигляров балаганных Мы уведем вас в скифские шатры; Пред вами Тамерлан предстанет, Чьи речи шлют надменный вызов миру, Чей меч карает царства и царей. В трагическом зерцале отраяшнный, Он, может быть, взволнует вам сердца. И надежда не обманула поэта. Тамерлан, этот скифский пастух, бросивший вызов миру и покоривший царства и царей, стал любимым героем тысячных толп простонародья, заполнявших театр. Наступили времена, когда балаганные радости и восторги мистериаль-ных представлений зрителей больше не удовлетворяли. Хотелось видеть и переживать такие истории, в которых были бы ощутимы свободная поступь новой эпохи, сила нового человека. И Тамерлан отвечал этой жажде обновления. В его образе Марло (которого самого величают «титаном Возрождения») рисовал образ титанической раскрепощенной воли и мощного свободного духа. Гимном этому новому человеку звучали слова Тамерлана: Создав людей, природа в них вложила Тревожный и неукротимый дух: Он постигает стройный ход созвездий И дивную гармонию вселенной, Пылает ненасытной жанедой знаний, Мятется, как далекий рой планет... Создателями нового театра были драматурги-демократы, обладавшие уже изрядным образованием, поэтому получившие в истории театра наименование «университетские умы». Под их пером старая «кровавая драма» становилась философской трагедией, с героем — носителем идеи нравственного возмездия («Испанская трагедия» Томаса Кида). А буффонная комедия наполнилась дивной поэзией ¶фольклора, картинами сельской жизни и сделала своим героем свободолюбивого, мужественного простолюдина («Вексфильдский полевой сторож» Роберта Грина). С подмостков народной сцены зазвучали новые идеи, философские и моральные истины; был показан герой, овеянный мятежным духом времени, мужественный, дерзкий человек из народа. Но в этой сильной индивидуальности еще не было гуманистической озабоченности судьбой народа, не было осознания ответственности человека перед обществом. А время настоятельно ставило и эти вопросы. Время было сложным: завершилась великая битва с Испанией, «Непобедимая Армада» Филиппа II была разгромлена в водах Ла-манша и победа англичан была победой новых сил всей Европы. Цитадель феодально-католической реакции была подорвана. Рухнули и надежды английских феодалов. Последние десятилетия XVI века для Англии были необыкновенными. Силы, скованные средневековым укладом бытия, бурно высвобождались. Во всех областях жизни происходило небывалое раскрепощение личной инициативы; молодая энергия предпринимательства и дерзостные порывы свободомыслия чем-то были сродни друг другу; далекие путешествия в неведомые земли своей параллелью имели глубочайшие погружения в сферы духовной жизни; нация, свершив свое объединение, обратила взор в свою историю и оттуда черпала политическую мудрость... Через два года после победы над могучей «Армадой» юный Шекспир взял перо, чтобы прославить в хрониках цельность нации и сурово осудить деспотию и феодальное своеволие. Последовали одна за другой хроники: «Генрих VI», «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV». Жанр исторических пьес потребовал показа широкой панорамы национальной жизни, множества действующих лиц, постоянной смены мест действия, массовых сражений. Показать все это на примитивных подмостках театра силами труппы в двадцать — двадцать пять человек было затруднительно... Но помогал Пролог. Выйдя к публике, «Лицо от автора», обычно наряженное в черный бархатный кафтан, говорило: Позвольте ж нам... В вас пробудить воображенья власть. Представьте, что в ограде этих стен Заключены два мощных государства... Восполните несовершенства наши, Из одного лица создайте сотни, И силой мысли превратите в рать ', Но если пролог хроники призывал зрителей «силой мысли» увидеть на сцене правду больших исторических событий, то для комедии необходимо было вызвать иной душевный строй — тут надо было Увлечь той игрой, которая творилась на сцене. И в этом случае словесное объяснение обычно заменялось прологом-интродукцией, когда 1 Шекспир. Пролог к «Генриху V». ¶перед началом действия разыгрывалась коротенькая, веселая сценка, которая не столько поясняла суть будущей пьесы, сколько предупреждала зрителей о «правилах игры», которые они должны усвоить, чтобы мысленно принять в ней участие. Таким прологом-интродукцией снабдил Шекспир одну из своих первых комедий — «Укрощение строптивой». Пьяного медника Сляя по велению герцога перепосят во дворец и там показывают ему комедию об укрощении строптивой. Этим дают понять зрителям, что перед ними пройдет и реальная комическая история, и веселая театральная игра. Все шекспировские комедии (а в первый период своего творчества драматург написал восемь комедий) ' переносили зрителя в мир карнавального веселья и поэтической мечты. Герои этих комедий были цельными, жизнелюбивыми натурами, одушевленными верой в торжество доброй природы человека. Так молодой Шекспир прославлял поначалу новое время, веря, что оно принесло победу человечности над злыми силами кровавого средневековья. Но вера в добрые финалы и гармонию была разрушена, и разрушило ее само новое время. Его кричащие противоречия становились все более явными... Вильям Шекспир — и никто другой — сказал человечеству, что «распалась связь времен», сказал, вступая во второй — трагический период своего творчества. Последовали великие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». Ни одна из них не имела уже пролога. Но если нужно было бы таковой найти, то им мог бы послужить гениальный 66-й сонет Шекспира: Измучась всем, я умереть хочу. Тоска смотреть, как мается бедняк И как шутя живется богачу, И доверять, и попадать впросак, И наблюдать, как наглость лезет в свет, И честь девичья катится ко дну, И знать, что ходу совершенствам нет, И видеть мощь у немощи в плену, И вспоминать, что мысли заткнут рот, И разум сносит глупости хулу, И прямодушье простотой слывет, И доброта прислуживает злу, Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу будет трудно без меня. Перевод Б. Пастернака. Как расшифровать эту последнюю строку? Кто этот «друг» Шекспира? Скажем — Человечество. 1 «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Напрасные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Как вам это поправится», «Двенадцатая ночь». ¶Начало нового, XVII века было одним из важнейших узловых моментов истории: окончательный суд над прошлым и завязи будущего происходили почти одновременно. И при этом пересечении исторических пластов гений смог увидеть не только чудовищную правду прошлого, но и главнейшие закономерности будущей буржуазной истории. Это чудо прозрения имело свою логику. Шекспир, чуждый всякой романтизации мира феодалов, также был художником менее всего буржуазно ограниченным. Поэтому идеалы Шекспира, имея общечеловеческий характер, были социально определены: и Гамлет, и Отелло, и Лир знали, с кем и во имя чего они борются. Так перед незамутненным взором поэта открылось «море бедствий». Он видел, как Шейлок, Яго и Эдмонд, накопители, эгоисты и хищники, заявляли себя новыми хозяевами жизни и нетерпеливо кричали: «Мой черед!» Не строя иллюзий и зная роковой финал борьбы, Шекспир ни разу не склонил своих героев перед врагами; веря в силу человека, он знал, что ряды бойцов не иссякнут, а приумножатся, что народ будет без устали посылать все новых и новых рекрутов гуманизма и победит только гуманизм. Трагическое слилось с оптимистическим, и трагическое не подорвало веры и не уменьшило сил человека-борца, а оптимистическое не заслонило от него всей правды жизни и не приуменьшило трудностей боя. Силу этого человека-борца и будет показывать Шекспир, сперва в его буйном порыве и светлой радости, а затем в смятении и муках, но не сломленным и не погибшим. В этом единстве суровой правды и непоколебимой веры — весь Шекспир. От века и доныне. Так перейдем же в нынешний день. И пусть этим днем будет 23 апреля 1964 года — дата четырехсотлетия гения, о котором было сказано: «...принадлежит он не только своему, но всем временам». * * # Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде. Об этом столько раз говорили и писали в дни его юбилея, что, наверное, уже не осталось тех, кто не усвоил бы этой истины. Но что такое реально 23 апреля в городке на Эйвоне? Мне там удалось побывать в юбилейный, 1964 год. Как и в отдаленные времена, на подступах к городу, на неоглядной шири полей, сияет первой зеленью травка-муравка; как и 400 лет тому назад, ко дню рождения первенца у Джона Шекспира, все яблони и груши на улицах Стратфорда нарядились в свой цветочный убор. Короче говоря, ныне, как издревле, весна полностью взяла свои права. Поначалу день грозился быть пасмурным, с утра накрапывал Дождь, но солнце вовсю засияло, когда затрубили горны и на узкой Улочке перед мэрией, окруженной со всех сторон тысячной толпой, взвились на флагштоках знамена всех наций. Мы шли к церкви св. Троицы, где похоронен Шекспир, и небо вновь прикрылось брп- ¶танскими облаками; но раздалась барабанная дробь, из-за угла вышла шеренга школьников и школьниц колледжа, и тучи вновь рассеялись, небесное светило по-весеннему щедро залило торжественную процессию. Послы всех аккредитованных в Лондоне держав шли в сопровождении советников и посольских дам, держа в руках огромные букеты цветов и венки. Советский посол нес венок из красных роз. Церемониальный ход был необыкновенно живописен: шли люди почти всех рас и цветов кожи, многие в национальных одеяниях, шли медленно и торжественно, с глубоким сознанием важности исполняемого долга. Ведь представители 115 стран возлагали венки на могилу Шекспира от имени миллионов и миллионов; мир славил гения, который к своему четырехсотлетию воистину стал глобальным гением. Мы двинулись к «святым местам»: смотреть дом, где родился Шекспир; дом, где учился Шекспир; дом, где жила его суженая. Все здания — тюдоровских времен: белые стены, перечерченные крест-накрест иссиня-черными, лоснящимися на солнце полосами. Эта строгость линий и контрастность красок создают впечатление необычайной опрятности, дая^е какой-то весенней свежести. Никаких древних ассоциаций не рождает и тихий, медленно текущий старче Эйвон. На его зеленовато-серых волнах прилежно кружат лебеди; они встречают весну и юбилей ослепительно белым оперением и так важны, будто сознают свою славу «лебедей Эйвона», и так красивы, будто знают, что они живая геральдика земли, где родился Шекспир. Юбилейный день завершился торжественным спектаклем в Королевском шекспировском театре — шла хроника «Генрих IV». Через день мы посмотрели вторую историческую пьесу Шекспира — «Ричард II». «ГЕНРИХ IV» В основе хроник Шекспира лежит историческая правда, а не поэтический вымысел. Правда, запечатленная в документах. И если Шекспир перекладывает эти летописи в поэтические драмы и придает им образную силу, то все равно остается необходимость восстановить события хроник как исторически доподлинную жизнь, и потому действие не может быть хоть в чем-нибудь романтически приукрашенным. В юбилейных постановках хроник мне открылась та истина, что поэзия Шекспира применительно к этому жанру может быть восстановлена только тогда, когда точно будет найден суровый колорит хроник, когда со сцены будет показана «материя» Шекспира. Шекспировские хроники обладают необыкновенно ярко выраженной материальностью фактуры. Эта «материя» вовсе не похожа на пышный бархат или тонко обработанное «аглицкое» сукно. Тут — совсем другой коленкор. Первое, что показалось необыкновенно интересным в постановке хроник,— вещная, чисто материальная сторона этих спектаклей. ¶Планшет большой сцены Стратфордского театра разделен в шахматном порядке; белые квадраты этого поля — деревянные, черные — отделаны металлом чеканной ковки, и когда по этому железу пробегает группа солдат, движется масса или идет бой, то грохот сапог по рубчатому металлу создает необычайный эффект — ощущение суровой и грозной динамики действия. Сильный эффект рождают и стены замков с их тусклым металлическим отсветом; крепостные стены, отполированные веками и покрытые местами железной броней. И рядом с металлом — камень тяжелой дедовской кладки и дерево, отесанное грубым топором. Единственные вещи безукоризненной формы на сцене — это оружие. Неловко признаться, но мы, мирные люди, любовались в Тауэре зловещими жерлами пушек как художественными творениями,— столь они совершенно отлиты. Так же тщательно выделаны и театральные мечи, и копья. Таких пик не доводилось видеть; в два раза выше самых высоченных английских парней, с широким раструбом книзу и длинной рукоятью,— это пики для конных поединков. И когда провели за изгородью двух лошадей и рыцари с копьями удалились, уже не было сомнения, что бой произойдет. В шекспировских хрониках множество битв. Это совсем не те бои, которые происходили на парижских улицах времен герцога Ришелье и к которым так привыкла европейская сцена. Бои мушкетеров — это далекие воспоминания об истинных боях; под легкий звон шпаг почти никто не умирает, а если и приходит смерть, то под веселую кадриль этого перезвона принять ее даже и не очень страшно. То, что делалось на английской сцене в хрониках,— совсем другое. Идет бой между принцем Генри и Готспером — злым воякой. У него в руках меч почти в человеческий рост. Он орудует им не то как рыцарь, не то как молотобоец. Когда Готспер замахивается мечом, желая срубить голову принцу Генри, в воздухе раздается свист, и актеру, играющему принца, нужно вмиг присесть, чтобы с его плеч действительно не скатилась голова. (Не подобной ли техникой боя поражали нас китайские и японские актеры?) Но вот Готспер меняет тактику, и страшное оружие должно сверху обрушиться на голову принца. А у того в руках только два маленьких меча; но работает он ими лихо: скрещивает над головой — и мы слышим страшный скрежет железа о железо. В битве побеждает принц. Все это, конечно, техника, а не настоящая драка, но образ реального боя создается удивительно яркий. И не только по той причине, что на сцене все натурально. Сила замысла постановщиков хроник (тут работали трое режиссеров: Питер Холл, Джон Бартон, Клиффорд Уильяме — и художник-Джон Бори) в том, что весь этот весомый и зримый вещественный мир спектакля динамизирован средствами современной сценической техники. Это не только поддерживает и наращивает без того стремительный темп действия, но еще и на краткие мгновения как бы приоткрывает тайну Шекспира-поэта. Да, в хрониках он воссоздает правду жизни во всей ее материальной определенности, но эта материя одушевлена поэзией. А сила ¶исполнительского искусства такова, что не успели вы заметить, как передвигают декорации и уносят вещи, как уже выбегают на сцену новые артисты; их игра снова перенесла ваше воображение в XV век, и вы снова зажили с исполнителями хроник их интересами и страстями. И вновь ощутили самую поступь истории. Значит, наивно было бы полагать, что «материю Шекспира» определил лишь мир вещей. Сами по себе вещи на сцене — бутафория; их реальная сила — в реальности тех, кого они окружают, кто их берет в руки или надевает на себя. Материальный мир стал образным потому, что на сцене действуют люди, типичные для жанра хроник. Мы видим исторически сложившийся тип человека средневековья — вот второе важнейшее достижение виденных нами постановок. Это была эпоха, в которой многое еще зависело от физической силы и здоровья, от личного мужества человека, прямоты его натуры. Хроники — пьесы по преимуществу мужские, и населены они почти сплошь воинами, людьми решительных и мгновенных действий,— рефлексия тут только признак растерянности и медлительности. Это натуры во многом еще примитивные и грубые, но цельные и страстные. Отсюда и рождается их самобытная поэтичность, чуждая какой бы то ни было поэтизации, но насыщенная энергией внутреннего романтизма. В хрониках мы услышали особую речь: в ней не было сладкозвучия актерских голосов, не было и психологической утонченности (за одним исключением, о чем позже). Перед нами были люди, привыкшие повелевать, давать присяги и клятвы; каждый произносящий свою реплику верил в то, что говорил (хотя мог быть и неправым), и знал, что от этой реплики многое зависит в его судьбе. Так в спектакле рождалась речь необыкновенно энергичная, наполненная внутренней решимостью, обретающая свою поэтичность от цельности натуры героев. Особенно интересно решена роль графа Готспера актером Роем Дотрисом. Готспер, действующий в «Генрихе IV» и «Ричарде II», обычно в литературных комментариях и при непосредственном чтении воспринимается неким идеальным носителем феодальной непокорности и гордыни, рыцарем-фанатиком, готовым во имя чести «допрыгнуть до Луны». Одним словом, в нашем представлении Готспер всегда был маньяком дворянского высокомерия, резко противопоставленным демократической стихии, в которую окунулся принц Генри. В Королевском театре Готспер — жизнерадостная, боевая, динамичная личность, человек, который ходит в узких сапожках, в легко накинутой кожаной тужурке, в белой рубахе, открытой на груди, в шапочке, похожей (трудно поверить!) на нашу кубанку, из-под которой вьется рыжий чуб. Вот такой тип появляется на сцене, да еще с нагайкой в руке,— и ты действительно начинаешь понимать, что такое Готспер! Конечно же, не полководец, у которого регулярное войско и который ведет его в сражение, восседая картинно на коне. Нет, это феодальная вольница, та самая сила, которая подни- ¶мала народ и в тех случаях, когда народ знал, во имя чего бьется, и тогда, когда, ведомый своим вожаком, он делал исторически неправое дело, но все равно лихо сражался. ...С грохотом выкатывается на сцену деревянная телега с колесами, обитыми железом; на ней — огромная хоругвь. Это и есть командирский пункт, откуда Готспер поведет свою речь (только что мы видели у него в руках седло — он воин и любит своего коня, любит сам протирать седло и точить оружие). Готспер произносит зажигательную речь. И когда вся масса ринулась вперед, он, спрыгнув с телеги в общую кучу, толкаемый своими же солдатами, в белой рубахе, с мечом в руках, бросается в бой. Исторически точное воссоздание характера имеет не только жанровое, но и остро политическое решение. Оно выявляется и самим правом этого человека, позволяющего себе нагло развалиться в присутствии короля (ведь Болингброка, собственно, он возвел на трон) '. Политический аспект роли раскрывается многими режиссерскими приемами. Вот один пример. Феодальные заговорщики приступили к дележу страны; на полу лежит карта Англии, вычерченная на огромной бычьей шкуре. Готспер, который особенно алчен до английской земли, в горячке спора ходит сапогами по этой карте. Смысл мизансцены очевиден.
|