Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 14





14 ВОПРОС (Роль мифа в культуре. Миф как основная форма архаического сознания)

Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общественной жизни. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели (а не как логическое объяснение мира). Языком мифа является метафора, особая система образных представлений, которая строится без причин и следствий. Метафора здесь не просто феномен языка, это универсалия сознания, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреложен. По мнению Р.Петтаццони мифологическое мышление содержит в себе в зачатке все типы человеческого сознания. Это универсальная структурная форма сознания как такового. Поэтому миф присутствует и в современном обществе как скрытое, глубинное поле значений.

Поскольку миф выражает синкретическое сознание, ему нужен особый комплекс нерасчлененных знаковых средств. Живое, интонируемое и напеваемое слово, жест, ряженье, использование скульптурной маски, ритуальное раскрашивание и есть синкретический язык мифа. Поэтому миф связан с магией и обрядом. Хотя некоторые ученые (А.Потебня, А.Лосев, К.Леви-Строс) считают, что мифу-обряду предшествовал миф в словесной форме. Поэтому они определяют миф как символическое повествование о сакральной истории. В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, как она есть сейчас (мир вообще, природные явления, человеческое поведение, государственное устройство). Это всегда рассказ о творении, в мифе мы всегда у истоков существования чего-то.

Человек той культуры, где миф явление живое, пребывает в «открытом» мире, хотя и зашифрованном и полном тайн. Природа говорит с человеком и чтобы понять ее язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы.

Миф - динамичная структура. На протяжении веков его содержание менялось. Первобытный миф имел своим содержанием космогонию, более поздние мифы включали самую разнообразную тематику.

Функции мифа.

· Социальная. Мифы о первых предках племени способствовали осознанию родом своего единства. Рассказывая о возникновении общества и его традиций, мифы обосновывали существующее устройство общества, поддерживали социальный порядок, регулировали поведение.

· Миф служил основным способом организации и хранения культуры. В мифе отражались особенности культуры народа. Являясь моделью для подражания, миф обеспечивал передачу ценностных ориентаций, технологий деятельности и моделей поведения, закрепляя, таким образом, культурное своеобразие общества.

· Миф открывал смысл мира и человеческой жизни.

· Миф в чувственно-образной форме объяснял мир, находил первопричину и сущность явлений, в нем отражались представления первобытного человека о мире.

· Миф являлся также видом художественного творчества, в процессе которого совершенствовалась память, развивалось воображение.

· Миф, несомненно, выполнял и психологическую функцию. Он создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира.

 

Вопрос 39 (ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.)

В культуре итальянского Возрождения античность была осмыслена и высоко оценена как самостоятельная историко-культурная эпоха, заложившая фундаментальные основы европейской цивилизации.

Определяющим принципом ренессансной культуры стал АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, утверждающий неограниченные возможности и творческий потенциал человека, подчеркивавший значимость свободы и достоинства личности, способствовавший осознанию и усилению авторского начала в творчестве.

Понятие ГУМАНИЗМ отождествлявшейся не только с человечностью и человеколюбием, но и с духовной культурой в целом, стало своеобразным символом ренессансной культуры и главной целью образования. В Италии формировались научные основы гуманитарного знания. Гуманисты вели преподавательскую деятельность на самых многолюдных философских факультетах, вносили изменения в содержание образования, способствуя его секуляризации и сближению с жизнью. Кульминация гуманистического движения, охватившего Флоренцию, Рим, Милан, Неаполь и другие города, пришлась на эпоху Кватроченто.

Основу программы развития ренессансной культуры в Италии составил феномен studia humanitatis – комплекс гуманитарных дисциплин, возникший в результате реформирования традиционной системы семи свободных искусств. Традиционные дисциплины тривиума получили новые идейно-содержательные акценты: в риторике отстаивался свободный подход к пониманию принципов ораторского искусства, грамматике придавался базовый статус в образовании, логика (диалектика) приобретала инструментальный характер. В новый комплекс гуманитарных наук вошли также история, педагогика, этика (моральная философия), поэтика.


Ренессансные представления о личности обусловили разработку новой художественной концепции человека, направленной на возрождение идеалов чувственной красоты и пантеистических тенденций в понимании прекрасного. Гуманистические искания в культуре Возрождения сопровождались реформированием эстетических канонов в итальянском искусстве. Воплощению гуманистических и героических идеалов человека в разных жанрах и формах искусства способствовало развитие монументальных форм живописи и скульптуры, станковой живописи и портретного жанра, обращающихся к индивидуальному началу, подчеркивающих пластическую выразительность и драматизм образов, величие человека как предмета божьего творения. Благодаря нововведениям итальянских художников альтернативой сложной технике мозаики стало искусство фрески, позволявшее точнее передавать образы и сохранять динамику изображений, впервые была создана отдельно стоящая статуя. Стремление к гармонизации отношений человека и природы выразилось в художественном освоении анатомического строения человека, разработке законов пропорции цветовых экспериментах и использовании светотени (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).

Гуманистические тенденции не обошли стороной и поэтическое творчество, в котором мир человека стал главным предметом внимания. Данте Алигьери являлся знаковой фигурой Проторенессанса и по праву считается ренессансным поэтом-титаном, впервые обратившимся к творчеству на живом языке итальянского народа. Первые литературные попытки Данте отражены в книге “Новая жизнь”.

В “Книге песен” Ф. Петрарки, написанной на итальянском языке и посвященной своей возлюбленной Лауре, раскрывается глубина внутреннего мира человека, драматизм переживаний и интимных чувств к женщине, возносится гимн любви к человеку.

 







Date: 2015-09-03; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию