Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 17





17 ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры)

К базисным элементам духовной культуры относятся:

 

· обычаи;

· нравы;

· законы

· ценности

 

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс.

Ценности - не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

Привычка – это повседневная сторона социальной действительности, обычаи – более редкий, «праздничный» ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

Нравы – обычаи, приобретающее моральное значение.

В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов:

· обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли

· юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

 

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

Классификация ценностей (условная)

· Витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.)

· Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.

· Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.

· Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.

· Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.

· Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

 

По степени распространенности духовные ценности могут быть: общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Общечеловеческие ценности – характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

 

Национальные ценности - занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: «Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов» (Толстой Л.Н. Путь жизни.)

В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас – белорусской нации – Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов – Лувр, Эйфелева башня и др.


Значит, национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея – ненависть к «эксплуатирующим» классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности – объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др.

Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является «кристаллом» общества, его основой. Это – общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих.

При рассмотрении 5-ти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

· во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В тоже время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни.

 

· во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину.

 

· в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

 

Вопрос 42 (Особенности европейской культуры в эпоху просвещения.)

XVIII в. получил в истории европейской культуры название эпохи просвещения, связанной с осуществлением проекта социокультурного переустройства на основе приоритета знаний и культа науки.

Просветительское движение возникло во Франции и своей главной задачей провозгласило освобождение человека и общества от феодальных пережитков и религиозных предрассудков, считавшихся главной причиной социальной неустроенности и несоответствия человека законам естественной природы. Просвещение имело гуманистическую и демократическую направленность и главные акценты ставило на абсолютизации и роли воспитания в развитии свободного человека, признании равноправия и полноценности людей в поликультурном мире, освобождении религии от слепой веры.


В литературе и искусстве ведущими художественными методами культурной эпохи стали просветительский классицизм (Вольтер) и просветительский реализм (Д. Дидро), отличавшиеся социальной критикой и идеализацией разума как основного мерила жизнедеятельности людей.

В европейской культуре первой половины XVIII в. Развивалось искусство рококо (фр. rococo), которое возникло во Франции и часто рассматривается в качестве варианта позднего (выродившегося) барокко. Характерная для него техника орнаментального узора, напоминающая причудливые формы морских раковин, получила название рокайль. Стиль отличался: иррациональностью, игривостью легкомысленных и прихотливых форм, получил распространение в оформлении интерьеров, декоративно- прикладном творчестве, пластике, книжной графике.

На заключительном этапе Просвещения сформировался художественный стиль сентиментализм (фр. sentiment ‘чувство’), развивавшийся со второй половины XVIII по начало IX в. и охвативший сферы литературы, театра и музыкального искусства.

В основу сентиментализма легли философские идеи сенсуализма, провозгласившего чувства в качестве главного средства постижения действительности. Сентиментализм отличается экспрессивностью, психологизмом, поэтизацией искренних и чистых чувств, созвучием природы и внутреннего мира человека. Главным персонажем сентименталистского искусства стал естественный человек, изначально обладающий способностью к добродетели и состраданию, которое определяют его главное достоинство. Черты сентимитализма отчетливо отразились в творчестве Руссо,Шиллера.

 







Date: 2015-09-03; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию