Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 17
17 ВОПРОС (Идеалы, нормы и ценности культуры) К базисным элементам духовной культуры относятся:
· обычаи; · нравы; · законы · ценности
Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе. Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс. Ценности - не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают. Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Привычка – это повседневная сторона социальной действительности, обычаи – более редкий, «праздничный» ее аспект. Обычай праздновать Новый год, уважать старших и т.д. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры. Нравы – обычаи, приобретающее моральное значение. В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Различают два вида законов: · обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли · юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.
На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. Классификация ценностей (условная) · Витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.) · Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др. · Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др. · Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др. · Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др. · Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
По степени распространенности духовные ценности могут быть: общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Общечеловеческие ценности – характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
Национальные ценности - занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: «Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов» (Толстой Л.Н. Путь жизни.) В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас – белорусской нации – Софийский собор в Полоцке, крест Евфросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов – Лувр, Эйфелева башня и др. Значит, национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа. Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролеткульта (1917-1932 гг.). Его главная идея – ненависть к «эксплуатирующим» классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие. Локально-групповые ценности – объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др. Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является «кристаллом» общества, его основой. Это – общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые). Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества. Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. При рассмотрении 5-ти перечисленных уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей: · во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В тоже время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни.
· во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину.
· в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.
Вопрос 42 (Особенности европейской культуры в эпоху просвещения.) XVIII в. получил в истории европейской культуры название эпохи просвещения, связанной с осуществлением проекта социокультурного переустройства на основе приоритета знаний и культа науки. Просветительское движение возникло во Франции и своей главной задачей провозгласило освобождение человека и общества от феодальных пережитков и религиозных предрассудков, считавшихся главной причиной социальной неустроенности и несоответствия человека законам естественной природы. Просвещение имело гуманистическую и демократическую направленность и главные акценты ставило на абсолютизации и роли воспитания в развитии свободного человека, признании равноправия и полноценности людей в поликультурном мире, освобождении религии от слепой веры. В литературе и искусстве ведущими художественными методами культурной эпохи стали просветительский классицизм (Вольтер) и просветительский реализм (Д. Дидро), отличавшиеся социальной критикой и идеализацией разума как основного мерила жизнедеятельности людей. В европейской культуре первой половины XVIII в. Развивалось искусство рококо (фр. rococo), которое возникло во Франции и часто рассматривается в качестве варианта позднего (выродившегося) барокко. Характерная для него техника орнаментального узора, напоминающая причудливые формы морских раковин, получила название рокайль. Стиль отличался: иррациональностью, игривостью легкомысленных и прихотливых форм, получил распространение в оформлении интерьеров, декоративно- прикладном творчестве, пластике, книжной графике. На заключительном этапе Просвещения сформировался художественный стиль сентиментализм (фр. sentiment ‘чувство’), развивавшийся со второй половины XVIII по начало IX в. и охвативший сферы литературы, театра и музыкального искусства. В основу сентиментализма легли философские идеи сенсуализма, провозгласившего чувства в качестве главного средства постижения действительности. Сентиментализм отличается экспрессивностью, психологизмом, поэтизацией искренних и чистых чувств, созвучием природы и внутреннего мира человека. Главным персонажем сентименталистского искусства стал естественный человек, изначально обладающий способностью к добродетели и состраданию, которое определяют его главное достоинство. Черты сентимитализма отчетливо отразились в творчестве Руссо,Шиллера.
Date: 2015-09-03; view: 554; Нарушение авторских прав |