Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 18





18 ВОПРОС (Проблема типологии культуры)

Типология (от греч. “typos” ‘отпечаток, форма’) культуры предполагает выявление признаков сходства между феноменами культуры путем их упорядочения (объединения, систематизации) по определенным признакам. В зависимости от критериев классификации выделяют разнообразные варианты типологии культуры.

Исторические типы культуры различают в зависимости от разных стадий исторической эволюции общества, характера, форм и способов социальной организации и регуляции, особенностей производства и потребления, информационно-коммуникативных отношений и содержания социокультурной деятельности людей в разные периоды истории: архаический, аграрный доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. К.Ясперс не принимал традиционную схему исторической периодизации культуры и понимал историю, как завершенный в смысловом отношении процесс” между истоками и целью”. В основу своей типологии культуры он положил категорию осевого времени – период с 800 по 200 гг. до н.э., характеризующийся трансформацией мифологической картины мира. Соответственно К. Ясперс выделил следующие четыре этапа мировой истории: доисторический (прометеевский); доосевой (период великих культур древности); осевой, связанный с формированием человека с рациональным типом сознания; после осевой, явившийся началом научно-технической (новой прометеевской) эпохи. В качестве вариантов историко-культурной типологии можно рассматривать концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби; теорию циклических флуктуаций П.А.Сорокина; формационную типологию культуры К. Маркса. Конфессиональные (этноконфессиональные) типы культуры отличаются условностью своей номинации и различаются на основании ареала распространения доминирующей религии и степени ее влияния на жизнедеятельность и ценностную детерминированность определенных социокультурных общностей. Таким образом, целесообразно с определенной степенью условности характеризовать западный (европейский) тип культуры как христианский, арабский – как исламский, народов Юго-Восточной Азии – индо-буддийский, китайский – дао-конфуцианский, еврейский – иудейский, русский – как православный и т. д.

Социальные типы культуры обусловлены неоднородностью социальной структуры общества, чертами сословной организации, различиями жизнедеятельности и особенностями духовного освоения действительности: народная, элитарная, массовая, доминирующая культура и контркультура, маргинальная культура и субкультуры.

Локальные (пространственные) типы культуры представляют собой способы организации жизнедеятельности людей в пределах отдельных систем и объединений, обусловленных совокупностью территориально-географических, исторических, этнонациональных, социальных и других факторов: региональная, этническая, национальная культуры.

Вопрос 43 (И)Динамика Западной культуры ХХ в.)

Западная культура 20в основанная на предпринимательстве исключительно мобильна и динамична. ЕЕ главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогощению. Вместе с тем Западная культура 20 в была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентаций. ЕЕ доминантой являлась идея преобразующей деятельность человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

В эволюции западного мира происходили глубокие изменения.

Западная культура второй половины XX в

 

Главный источник - научно-техническая революция. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем и технологической революции, что вызвало изменения во всех сферах общества. Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть возможность удовлетворять интересы всех членов общества.

Значительные изменения стали происходить в культуре, она стала существовать в нескольких измерениях: гуманитарном, научно-техническом и массовом.

Гуманитарная культура и ее влияние в целом упали. Хотя она продолжает развиваться. Важные изменения стали происходить в религии. В 70-е годы - в связи с появлением идеологии консерватизма - ее статус стал заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традициям, к протестантской этике, к возрождению религиозных корней культуры.


В искусстве его представляет главным образом реализм. Это творчество М. Дрюона, Э. Базена, Ф. Саган, Ж. Сименона (Франция). Мировое признание переживала швейцарская литература: Г. Гессе, Ф. Дюрренматт, М. Фриш.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось.

— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;

— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;

— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в до-постмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может.

 







Date: 2015-09-03; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию