Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры диагностики результатов деятельности школ





 

Параметры диагностики Вид продукции Формы и способы анализа
Обоснованность концепции, программ и планов работы школы, их целостность и системность Образовательная программа школы и другая документация Экспертная оценка, сравнительный анализ концепций разных школ
Эффективность административной системы организации образовательного процесса Система организации эвристического обучения. Расписание организации учебного процесса в течение года, четверти, недели, дня Анализ творческой продукции учеников, учителей, администраторов. Анализ целостности применения системы обучения
Система педагогической и родительской подготовки Документация и система организации деятельности учителей и родителей Анализ обеспеченности условий для достижения учениками творческих результатов
Степень соответствия документально выраженных норм реальным образовательным процессам Документация, ориентированная на творческую самореализацию Экспертная оценка, сравнительный анализ разных концепций, ученическая и педагогическая рефлексия образовательной деятельности школы

 

Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две стороны – внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.

Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим.

Согласно герменевтике, основная задача образования – понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов.

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, то есть «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников.

Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.

Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:

1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся;

3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.

Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:

¨ область творчества;

¨ степень творчества;

¨ уровень самостоятельности;

¨ степень отличия от работ других учеников (оригинальность);

¨ степень отличия от собственных предыдущих работ.

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

¨ по количеству творческих элементов;

¨ по степени оригинальности элемента;

¨ по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;

¨ по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;

¨ по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;

¨ по практической пользе и использованию полученного продукта.

 

Дискуссия. К чему должна приближаться диагностика и оценка образовательных результатов учащихся: а) к объективности; б) к субъективности?

 

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные.

Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личностных качеств ученика с помощью таблицы 7.4.

 

Таблица 7.4

Date: 2015-09-03; view: 1966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию