Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика и контроль обучения





 

Формы и виды контроля. Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы – психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов. Функции оценки:

¨ мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;

¨ диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;

¨ воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

¨ информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны, как правило, в содержательно-деятельностной форме, то есть характеризуют виды виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литературы» (литература, 10-й класс).

Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Оценка – часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса. Оценка выражаться качественно, например, вербально; «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты – молодец!»; символически: переходной флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.

Традиционной является четырехбалльная система отметок:

– владеет в полной мере (отлично);

– владеет достаточно (хорошо);

– владеет недостаточно (удовлетворительно);

– не владеет (неудовлетворительно).

Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобалльные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики.

Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. п.) приводит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш. А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах, плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

 

Дискуссия. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов?

Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, то есть степень личностного приращения.

Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель – диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля – обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть так, чтобы цели заявлялись одни, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом.

Важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться.

Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Другой подход – контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. Например, проверяются знания, понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.

Формы проверки разнообразны: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др.

Параметры образовательной диагностики. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения.

 

Блок самоопределения
  Содержание контроля обучения
Сравните содержание контроля обучения в первых двух столбцах таблицы и предложите свой вариант в третьем столбце
Когнитивно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход Мой подход
Главные цели обучения: передача знаний, умений и навыков; социализация, т. е. подготовка к выполнению своих функций в обществе Главная цель обучения: обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям Главные цели обучения:
Объект контроля: внешне заданное содержание образования, независимое от учителя и ученика Объект контроля: внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика Объект контроля:
Эталон для оценивания: внешние образовательные стандарты Эталон для оценивания: индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами Эталон для оценивания:
Способ оценки: сравнение достижений ученика с эталоном Способ оценки: сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности Способ оценки:
Методы контроля: контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены Методы контроля: сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы Методы контроля:
Форма оценки: выставленные отметки, рейтинг Форма оценки: качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений Форма оценки:
Обучающая роль контроля: умение учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества Обучающая роль контроля: умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям Обучающая роль контроля:

 

От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего образовательного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будет предлагать ученикам после изучения ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы, деятельности, развитые способности, творческая продукция учеников.

По каждому из выделенных ориентиров в ходе обучения учитель предлагает соответствующие задания, организует определенные виды деятельности учеников, направленные на достижение ими заданных результатов. Приведем примеры планируемых результатов обучения различных уровней*.

* Конкретные требования к учебным достижениям по отдельным учебным курсам публикуются в соответствующих образовательных стандартах. См., например: Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги 1; 2. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. – М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. - 380 с.; 336 с.

Знания – результат познавательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов, понятий, законов, теорий.

Date: 2015-09-03; view: 3063; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию