Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель обучения как естественнонаучного исследования





В основе модели, разработанной американским биологом и педагогом Дж. Швабом, лежит ориентация на научное исследование как образец для построения обучения. Исследовательская ориентация противостоит манере констатирующего изложения материала, которую Дж. Шваб и его единомышленники назвали «риторикой утверждений». Они считают, что идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и дальнейших исследований по их развитию.

Данная модель предназначена для изучения материала, отражающего основы научных знаний по естественнонаучным и общественным курсам.

Модель Дж. Шваба носит название «Приглашение к исследованию» и имеет следующую пошаговую структуру действий учащихся:

1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования, включая методы познания.

2. Выстраивание своего понимания замысла естественнонаучного исследования.

3. Выделение трудности научного познания как проблемы для своего исследования: поиск данных, их интерпретация, планирование и проведение эксперимента, построение выводов.

4. Планирование и реализация собственного способа построения исследовательских процедур. При необходимости пересмотр своих подходов к исследованию.

Приведем пример «Приглашения к исследованию» на тему «Прорастание семян»*.

* Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – с.74-75.

 

Исследовательская тема: «Ошибки в интерпретации данных».

Дидактическая цель: знакомство учащихся с распространенным вариантом ошибочного истолкования данных и ролью, которую играет постановка проблемы в самом характере интерпретации исследовательских данных.

Учащиеся получают следующую исходную информацию: «Исследователь поставил задачу: выяснить условия наилучшего прорастания семян. Он поместил несколько зерен на влажную промокательную бумагу в двух стеклянных блюдцах. Одно из блюдец он поместил в темном помещении без доступа света, другое – в хорошо освещенной комнате. Температура в обоих помещениях была одинаковой. Четыре дня спустя исследователь осмотрел зерна и обнаружил, что они проросли на обоих блюдцах».

Вопрос: «Какую интерпретацию данных этого опыта вы можете предложить? Ограничьте свои предположения только данными этого эксперимента, не привлекая никаких дополнительных сведений».

Ученикам предлагается возможность выдвинуть самые разные предположения. Исследования сопровождаются постановкой заданий, побуждающих учащихся к решению проблем. Ниже приведена сводная таблица по одной из групп «Приглашений к исследованию»*, в которой отображены характер и значение общих сведений, данных, экспериментов, контроля над переменными, гипотез и постановки проблем в естественнонаучном исследовании.

* Joyce В., Well M. Models of teaching. - Englewood Cliffs, 1980. - P. 135.

 

Приглашение Предметная тема Исследовательская тема
  Ядро клетки Интерпретация простых данных
  Ядро клетки Интерпретация сложных данных
  Прорастание семян Ошибочная интерпретация данных
  Физиология растений Интерпретация сложных данных
  Промежуточный вывод. Знания и опытные данные как их источник
  Измерения Систематические и случайные ошибки
  Питание растений Планирование эксперимента
  Питание растений Контроль за ходом эксперимента
  Хищник – добыча: популяции в природе Вторичные, косвенные данные
  Рост популяций Проблема выбора
  Окружающая среда и заболевания Понятие гипотезы
  Свет и рост растений Построение гипотезы
  Нехватка витаминов Анализ типа «если.., то...»
  Естественный отбор Упражнения на построение гипотез
Промежуточный вывод. Значение гипотез

Резюме

 

Эвристический метод Сократа предполагает рождение знаний вместо их «передачи» В результате вопросов и рассуждений истина открывается не только ученику но и учителю. Принцип относительности знаний: «Ничье мнение не бывает ложным» Принцип «знающего незнания»: «Я знаю, что ничего не знаю». Затем идет уточнение того, что именно ученик не знает, «опредмечивание» незнания, выделение и фиксация объекта незнания с последующим его освоением. Исследование вещей происходит с опорой на сами вещи, а не на их отражение в сознании или во внешних источниках информации о вещи.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками свободных текстов на выбранную учебную тему. Тиражирование ученических текстов происходит в школьной типографии. Вместо учебников - система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. В соответствии с месячным планом учителя каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план занятий.

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом: коробочками с запахом, доской для ощупывания, шумящими коробками, звоночками, вкусовыми баночками, вкладышами, рамками с гнездами разной формы, цепочками из бусин для счета и т. п. Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Рудольф Штейнер - создатель антропософии, которая лежит в основе Вальдорфской школы. Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. В основе данной теории - идея метаморфоз И. Гёте.

Учитель Вальдорфской школы разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1-го по 8-й классы. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках проводится один и тот же предмет.

Зарубежные системы обучения отличаются между собой социальными, религиозными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является средством подготовки детей к жизненному самоопределению. Данной задаче отвечают дидактические модели, которые обеспечивают активную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

Вопросы и упражнения

 

1. Составьте диалог учителя с учеником по вопросу происхождения математического действия умножения с целью увеличения знаний ученика о его незнании.

2. Возможно ли, чтобы «опредмеченное» незнание являлось единственным элементом содержания образования по Сократу? Обоснуйте оба варианта ответа.

3. Приведите примеры своих инвариантов, которые, на ваш взгляд, должны быть присущи школе С. Френе.

4. Как вы понимаете главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»? Какие функции учителя по отношению к ученику имеются здесь в виду?

5. Сформулируйте свои вопросы по отношению к Вальдорфской системе обучения. Попытайтесь найти на них ответы.

Date: 2015-09-03; view: 1593; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию