Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные положения





¨ Русская школа – средство национальной самозащиты, а также форма защиты национального от националистического.

¨ Образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий.

¨ Приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.

¨ Опора на концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетание принципов патриотизма и всемирного взаимоуважения народов.

¨ Ориентир на создание массовой регулярной школы как национального русского организма, продукт которого – широко образованные и преданные России люди.

Содержание образования определяется наукой, народностью и православием. Науку представляют учебные дисциплины по основным отраслям знания, история развития мировой и отечественной науки, разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность – это отечественная культура: русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и др. Родной, русский язык изучается в россиеведческом аспекте: русскость русского языка, искусство русского слова, русского красноречия, речевой этикет, связь с историей. Православие – это не столько уроки о религии, сколько построение всего процесса воспитания на идеях, на духе, менталитете православия.

Изучаются обновленные общеобразовательные курсы, а также специальные и факультативные:

Курс «Русская душа» (1-9 кл.) – посвящен исконным качествам русского человека; это обычаи, праздники, трудовые навыки, сказки; это символы ее природы – березы, дубы, реки и озера, птицы и звери, которых надо беречь и охранять, чтобы не опустела Русь.

Курс «Святыни России» (5-7 кл.) – природные, культурные, исторические святыни. Погружает ученика в мир национальных русских ценностей, вселяет гордость за нашу необъятную и богатейшую страну.

Спецкурс «Светочи России» (8-11 кл.) – представляет учащимся великих людей прошлого и настоящего, национальных гениев, раскрывает самобытность и значение их личностей, идей и поступков.

Изучаются также курсы «Моя Родина» (1-4 кл.), «Русский фольклор» (1-4 кл.), «Русская этнография» (народные обряды, свадьбы, ярмарки, образ жизни, календарная основа русской жизни), «Русское прикладное искусство» (5-8 кл.), «Русская художественная культура» (1-11 кл.), «Русская философия» (10-11 кл.).

В курсе «Русское православие» ученик вовлекается в размышления о мире, о Боге, о Церкви, о Православии, о Духовности человека. Эти размышления делают жизнь ученика более осмысленной, направленной на служение лучшему на Земле.

Модель «Русская школа» осуществляется в школе № 141 г. Москвы (Л. Н. Погодина), объединяющей детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Школа диалога культур. Диалог в данной школе не столько форма или способ обучения, сколько сущностная методологическая характеристика всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности (соотношение филогенеза и онтогенеза).

В основе школы лежат идеи М. М. Бахтина о внутреннем диалоге, положения B.C. Библера о философской логике культуры, результаты исследований С. Ю. Курганова.

 

Дискуссия. Каковы должны быть специфические для Русской школы виды деятельности, формы занятий, методы обучения, чтобы они соответствовали концепции школы?

 

Образовательная система построена на следующих целевых ориентация:

1. Формирование у детей диалогического сознания, свободного от монокультурного восприятия действительности.

2. Построение содержания образования на основе не сводимых друг к другу культур.

3. Многоголосье мира (мир не един в своем проявлении, у каждого ребенка тоже есть внутреннее многоголосье) и полифонический слух – умение слышать как минимум две точки зрения.

Структура школьного обучения:

1–2 классы: обучение строится вокруг «точек удивления», которые в дальнейшем становятся для детей предметами разноречия и диалогов. «Точки удивления» обозначаются в виде загадок числа, слова, явлений природы, момента истории, сознания человека, предметного орудия. Межвозрастные диалоги со старшими классами.

3–4 классы: античная культура во всей совокупности ее форм. Но это не «погружение» ученика в античность с потерей его «всенаходимости», а диалог с ней. Эйдетическое (образное) мышление.

5–6 классы: культура средневековья. Причащающее средневековое мышление.

7–8 классы: культура нового времени, Возрождения. Рационалистическое мышление, разум – это все.

9–10 классы: культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира).

11-й класс: специальный диалогический класс.

Фрагмент программы «Введение в письменную речь», 1-й класс*

* Школа диалога культур. Методические рекомендации / Сост. С. Ю. Курганов. - Красноярск, 1991. -С. 9-10.

 

Загадки слова (5 ч.)

Исходные странности слова. Слово и предмет. Слово, как то, что называет и передает, и слово, как само себя называющее. Слово в сказке и мифе. Слово оракула. Звучащее и написанное слово.

Загадки письма (10 ч.)

Письмо как письмо. Адресат и адресант письма. Создание коммуникативных ситуаций, требующих письма. Первые письма-рисунки. Игра в почту (по Н. М. Ломако). Написание писем условным персонажам и реальным людям. Особенности эпистолярного жанра.

Предпосылки введения буквенного письма (10 ч.)

Пиктограммы. Трудности понимания письма без знания букв. Письмо древних индийцев. Письмо египтян. Письмо скифов. Китайские иероглифы. Разные типы письма в истории (по И.Манко).

Загадки буквы (5 ч.)

«Изобретение» букв. Придумывание различных вариантов буквенного письма. Буквы древних греков и римлян. Как произошли буквы русского алфавита?

Каллиграфия (30 ч.)

Необходимость каллиграфического письма. Письмо тушью, карандашом, фломастером, авторучкой. Овладение листом. Наклон и размеры букв. Большая и маленькая буквы. Прописи. Умение правильно сидеть и пользоваться принадлежностями письма. Овладение собственным почерком. Типы почерков в истории культуры. Почерк и время. Почерк и характер. Загадки античных и средневековых рукописей. Письмо человека XIX века. Письмо человека XX-XXI вв.

Загадки звуков речи (20 ч.)

Деление слов на звуки. Обозначение звуков «домиками». Выделение мягких и твердых, звонких и глухих звуков (по Д. Эльконину). Изобретение собственных изображений звуков с учетом их индивидуальных качеств. Поэтика звука. Чтение и обсуждение статьи Хлебникова «Художники мира!». Сравнение работ первоклассников с идеями Хлебникова о всемирной звуковой азбуке. Слоги. Ударение.

Гласные и согласные буквы (35 ч.)

Две «работы» гласных букв (по В. Репкину и П. Жедек). Введение всех гласных букв. Введение всех согласных букв, кроме х, ш, ч, ц, т, ь, ъ.

Автор программ для каждого класса – сам педагог. Вместе с учениками он обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», которая может стать основой 10-летней программы. Эта воронка есть уникальное для каждого класса средоточение удивлений, втягивающее в себя все проблемы, культуры и возрасты.

Функции диалога в школе: а) диалог – форма организации обучения; б) диалог – организация самого содержания изучаемых наук.

Особенности ведения урока-диалога:

1. Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса.

2. Смысл занятий в постоянном воспроизведении ситуации ученого незнания, сгущения учеником своего видения проблемы.

3. Выполнение мысленного эксперимента в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель: не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

4. Позиции учителя: выслушивает все варианты решения проблемы, помогает в проявлении разных логик.

5. Позиция ученика: оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения. Обучение строится на основе не учебников, а текстов-первоисточников.

Диалог в данной школе не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

 

Дискуссия. Если ученик постоянно находится в «промежутке» культур, сможет ли он сформировать свою устойчивую мировоззренческую позицию, основанную на определенных культурных ценностях?

Методологический колледж. Проектно-методологический колледж (школа-лаборатория № 1314, г. Москва) заявлен как принципиально новый этап отечественного гимназического образования (Н. В. Громыко).

Идея организаций образования в колледже связана с противопоставлением классических образцов дореволюционного образования в России мыследеятельностным принципам развития мышления.

Цель: в ходе развертывания образовательной практики, переинтерпретировать и тем самым присвоить гимназическую традицию, сделать ее приемлемой по отношению к новой социальной ситуации.

Задача колледжа: воспитание теоретико-мыслительных структур, воспроизводство культуры мышления посредством воспроизводства самих мыслительных средств, обеспечивающих этот процесс, т. е. путем преподавания традиционных дисциплин – древних мертвых языков, логики, математики и т. д., в которых закреплено знание о нормах мышления и сконцентрирован соответствующий инструментарий.

Обоснование проблемы. Классическое гимназическое образование, перенесенное из Германии в Россию, было построено на аристотелевском понимании формы. Аристотель рассматривал форму независимой от процессуально-деятельностного «материала» мышления, от специфики конкретного субъекта, осуществляющего мыслительные акты. Это понимание легло в основу как немецкой, так и российской гимназии. Именно оно определяло набор и устройство преподаваемых дисциплин (формальная логика, древние языки, богословие, математика), а также принципы, на основе которых строился процесс образования в гимназии. Гимназическая форма закрепила разрыв между теорией и практикой, служа механизмом воспроизводства определенных дисциплин, переносимых из эпохи в эпоху в качестве неизменных и независимых от социальных практик. Не предполагалось, что гимназическая форма может стать механизмом трансляции тех форм отношений, которые складываются между людьми.

В противоположность аристотелевской форме в колледже предлагается идея «органической формы», которая связана:

а) с тем, что в процессе мышления сама форма строится всякий раз заново,

б) с идеей трансляции, предполагающей воспроизводство мыслительного образца в другой, нежели та, в которой он был порожден, практической ситуации.

Это переопределяет и содержание гимназического образования, и его организационное устройство: принципы организации конкретного предметного материала, принципы связи между предметами, форму обучения. Иначе начинает выглядеть и форма связи российской культуры с другими, прежде всего с немецкой культурой, возникает иное понимание всего исторического процесса.

В качестве одной из важнейших линий преемственности античной, немецкой и отечественной культур выделяется линия непрерывного наращивания самой «органической формы». Основные этапы ее становления связаны со следующими именами: Платон (начало трансцендентальной линии), И. Г. Фихте (систематическое развитие трансцендентальной философии), Г. П. Щедровицкий (мыследеятельностный подход).

 

Дискуссия. Может ли «органическая форма» быть перенесена на материал традиционных гимназических дисциплин – древних языков, логики, истории, богословия? Не являются ли они уже «срощенными» с аристотелевской технологической формой?

Date: 2015-09-03; view: 1806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию