Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Знание и незнание





 

Проведите сопоставительный анализ двух дидактических подходов по отношению к знаниям. Для этого разработайте два разных плана урока на тему «Домашняя кошка». Результаты внесите в таблицу.

 

Элементы дидактического подхода Увеличение знаний Увеличение незнаний
1. Цели урока    
2. Объекты изучения    
3. Основное задание ученикам    
4. Что делает учитель    
5. Что делают ученики    
6. Ожидаемые результаты    
7. Способы проверки достижения целей    
8. Формы оценки результатов    
9. Домашнее задание    

 

Новая школа Френе. Селестен Френе (1896-1966) – французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

 

Дискуссия. Может ли «экспериментальное нащупывание» (инвариант 11) включать в себя наблюдение, объяснение, демонстрацию?

 

С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школьной системы. Приведем их примеры.

Инвариант 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.

Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» – естественный и универсальный метод познания.

Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы – все равно что ставить повозку впереди лошади.

Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для того чтобы организовать публикацию и размножение текстов, действует школьная типография – главное техническое средство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники.

Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаруживающий отношения ребенка с окружающим миром, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них – система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре дается условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребенку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.

Учебный процесс в школе Френе имеет четкое планирование. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с перечнем тем, подлежащих изучению, согласно государственным стандартам. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из которые будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе и т. п.).

Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельно по своему плану: одни составляют свободные тексты, другие – выполняют задания по карточкам, третьи – готовят материал для типографского набора. Учитель в это время большее внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения старших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.

 

Дискуссия. Существуют ли границы применимости метода свободных текстов? В каких учебных курсах или темах он неприменим?

 

Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано детьми утром; подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрений (лучших учеников в то время могли, например, награждать специальными орденами, возлагать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).

Природосообразным методическим подходом в школе Френе является естественный метод обучения языку:

1. Учитель заинтересовывает детей творческой работой.

2. Затем выслушивает ученические рассказы, направляя их в нужное русло.

3. После этого записывает основное содержание детских высказываний на доске, иллюстрируя его рисунками, например, лучшими рисунками детей.

4. Текст оказывается концентрированной фиксацией важного для детей среза жизни, поэтому привлекает их внимание. Они соотносят устные слова с их письменным отображением.

5. На определенном этапе развития дети начинают не только рисовать, но и интересоваться письменными обозначениями букв. В это время учитель предлагает им просто перерисовывать написанный и значимый для них текст. Ребенок пишет буквы, еще не зная их.

6. Письмо приобретает для детей особый смысл тогда, когда у них есть желание, но нет возможности пообщаться устно, например, с учениками из других детских садов или школ. Для этого дети в 5-6 лет с помощью учителя или старшеклассников воспроизводят текст, написанный учителем на доске (о ситуации из их жизни), оформляют его в газету, которую передают своим родителям, друзьям или посылают в дружественную школу.

7. Естественный процесс овладения языком предполагает следующую последовательность: от устной речи к письму и далее – к чтению. Ребенок говорит, затем видит, как его речь фиксируется на доске в новой для него форме, сравнивает эту форму со сказанным. Затем он может сам превратить этот рукописный текст в печатную страницу и послать ее далеким друзьям. Он постоянно сравнивает написанное слово с произнесенным; написанное им самим с образцом на доске; узнает изображения слов из полученных им от друзей текстов. Узнавание и понимание происходят параллельно. Это и есть «познание на ощупь».

Специфическими элементами школы Френе являются школьный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают различные предметы для нужд школы, а также на продажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.

Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в коридоре вывешивается большой лист бумаги, разделенный на 4 колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать записи не разрешается.

Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главным является возможность детей творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.

Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения. В то же время, отдельные элементы педагогической системы Френе действуют в сегодняшних школах, например, система карточек. Современная компьютерная техника может с успехом заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на нее возлагаются в школе Френе.

Система Монтессори. Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, врач. Разработав эффективные методы развития слабоумных детей, пришла к выводу, что они применимы и к обычным, здоровым детям. Система построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и т. п.). Развитие и обучение ребенка основывается на функциях его органов чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т. п.

Активная роль педагога на занятиях отрицается, основной его метод – наблюдение. Преобладают методы авто дидактики, когда ребенок делает самостоятельные шаги в специально разработанной для обучения среде. Устройство дидактического материала таково, что позволяет ребенку самому обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок развивает активность, задача приобретения знаний оказывается попутной. Ребенок учится ставить цель и находить пути ее решения.

Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Для педагога важно правильно выбрать момент начала занятия на уроке. Учитель как можно меньше говорит, делает все медленно и понятно для детей. Последовательность действий учителя такова, чтобы ребенок мог ее повторить.

Ребенку предоставляется выбор материала для занятия, каждый может заниматься в своей части комнаты. В месте занятия не должно быть посторонних предметов. Особое внимание уделяется эмоциональной атмосфере и личному контакту педагога с ребенком. Нельзя порицать ребенка за неправильность его действий.

Приведем примеры уроков естествознания по системе Монтессори.

Тема урока: «Семя и его развитие», возраст детей 6-7 лет.

Место урока: Подходит любая аудитория, в которой дети будут чувствовать себя уютно. На стенах не должны висеть плакаты на отвлеченные темы.

Цели и ожидания урока: При выращивании цветка у детей будет появляться чувство ответственности за него, они прочувствуют условия, проблемы и трудности выращивания цветка из его семени.

Ход занятия. Учитель сажает семя в землю. Поливает, ставит на подоконник к солнцу, проветривает помещение. После каждого действия учителя ученики повторяют то же самое. Учитель ясно рассказывает о необходимости тех или иных поступков относительно выращивания цветка, о необходимых мерах по уходу за ним. Одновременно соотносятся и сопоставляются семя и ребенок, растение и человек, уход за растением и забота о близких.

Результатом занятия является чувственное восприятие, ощущение детьми зарождения новой жизни. Появляются признаки заботы о младшем и нуждающемся.

Дети пишут свои впечатления, родившиеся мысли, выводы. Затем проращивают семя у себя дома самостоятельно.

Тема урока: «Соль», возраст детей 8-9 лет.

Задание: вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли.

Занятие разработано для двух различных дидактических систем: Монтессори и Дьюи. В обеих системах познание мира происходит посредством эксперимента, практической деятельности. Но если в школе Монтессори основная идея – это развитие чувств, то в школе Дьюи – развитие активности, прагматического восприятия обучения.

Приведем таблицу с краткой характеристикой занятия на одну тему в разных системах обучения.

 

  Система Монтессори Система Дьюи
Деятельность учеников Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своем сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Сравнивают форму кристаллов со стоящими рядом объемными геометрическими фигурами. Периодически вынимают кристаллики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды – концентрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы применения выполненной работы
Результаты деятельности Происходит эстетическое восприятие детьми кристалликов соли. Формируется ощущение процесса их выращивания, заботы о них Происходит коммуникация детей друг с другом, практическое и прагматическое восприятие опыта, поиск условий, где его можно применить

 

Недостатками системы Монтессори являются преимущественные занятия с искусственно созданными пособиями, ограниченное изучение реальной жизни, формирование в детях «инстинкта послушания». Дух индивидуализма затрудняет развитие у детей умений общаться между собой.

В России широко используются материалы из системы Монтессори для природосообразного обучения и развития детей детского сада и начальной школы. Например, учителем Е. Н. Потаповой разработана методика обучения детей письму с помощью буквенных трафаретов Монтессори. В основе этой методики следующие элементы: рисование инженерной линейкой произвольных фигурок с последующей штриховкой (слева направо, сверху вниз и снизу вверх); запоминание правописания букв с помощью зрительного восприятия и ощупывания вырезанных из тонкой наждачной бумаги букв; многократное написание букв сначала через трафарет, затем без него.

Вальдорфская школа. Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером (1861-1925), создателем антропософии. Развитие и образование человек в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира.

Задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Вальдорфские педагоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки.

В основе данной теории лежит идея метаморфоз И. Гете. Например, в семени сконцентрирована вся жизнь растения. Находясь в земле, из него развивается зародыш, который развертывается в первых зародышевых листиках. Затем растение стягивается в стебель, потом вновь расширяется в листьях, снова стягивается и так далее, пока не сосредоточится в новом семени.

 

Антропософия (от греч. anthropos – человек и sophia – мудрость) – учение о духовной жизни человека, исходящее из сверхчувственного познания мира через самопознание человека как духовного космического существа.

 

Циклы метаморфоз делят развитие человека на семилетия. Человек последовательно рождается во всех своих сферах:

1. Тело как атрибут воли – это врожденные качества, индивидуальные для каждого человека (телесное рождение) – 0 лет.

2. Душа как хранительница чувств и впечатлений – существует вне времени и пространства; основное развитие происходит до 7 лет (душевное рождение).

3. Дух и мысли – логическое мышление; важно развивать до 14 лет (рождение мыслящего человека).

4. Самодух «Я» - чувство мысли, ответственность личности; формируется к 21 году (совершеннолетие).

Задача педагога – прослеживать в ученике эти метаморфозы и создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления – сначала художественное, чувственное, духовное, затем – из него – интеллектуальное.

Особенности вальдорфской дидактики:

¨ Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов.

¨ Изучение объектов как наделенных душой вещей – понимание их сущности через чувственное восприятие и физическое ощущение.

¨ Использование принципа дуализма – учения, признающего равноправие двух начал, а также различных противоречий (между небом и землей, белым и черным и т. д.).

¨ Учет жизненных биологических ритмов ребенка, чередование противоположных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня».

¨ Природосообразность и отрицание шаблонов (например, дети до 14 лет чертят линии без линеек).

Главным действующим лицом в школе является классный учитель. Он разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1 по 8 классы. Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план «прочитывается» им непосредственно в каждом ученике. Задача учителя – не затрагивая собственного «Я» ученика, - способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.

Начальное обучение ведется с преимущественным использованием образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых двух-трех уроках проводится один и тот же ведущий предмет, чтобы ученики могли полностью вжиться в него. Затем подобным же образом изучается другой ведущий предмет и т. д.

В традиционной школе обучение направлено на активизацию предметного восприятия. Вальдорфская педагогика стремится сделать переживания осмысленными. Дети учатся видеть смысл вещей через чувственное восприятие. Ребенок «пропускает через себя» объект изучения.

Поясним специфику изучения отдельных предметов на антропософской основе.

Письмо. Задание первоклассникам: «Нарисуйте живые буквы»; более старшим ученикам: «Напишите предложение так, чтобы ваш шрифт соответствовал содержанию текста».

Чтение. Сказки – образное восприятие действительности. Все, что в них говорится, существует на самом деле. Сказки есть настоящие и придуманные (некачественные). Каждому возрасту, времени года или дня – своя сказка. Со второго класса – басни и легенды. Третий класс – Ветхий Завет.

Математика. Единица – самое большое число, все остальное происходит из него. Вычитание, деление – это щедрость. Сложение, умножение – скупость, эгоизм.

Геометрия. Две основные линии – прямая и дуга, проживаются детьми в движениях. Фигуры – тоже. Например, прямоугольник прочувствуется детьми, когда они обходят вокруг прямоугольного дома. Линейки и линованные тетради почти не используются, это обеспечивает свободу для фантазии ребенка. Дети рукой ощущают смысл линии, превращения форм, познают символ границы. В 9-12 классах развивается обучение «видеть мыслью», например, ученики сравнивают фигуру в евклидовой и проективной геометриях («Перерастание пятиугольника в плоскость»).

Биология. Свет умирает в Земле и воскресает в растениях, в человеке. Леса -это дыхание Земли. Проживание «в шкуре» зверей. Изучение ботаники как восхождение в гору со сменой природных зон – джунгли, смешанные леса, вечные снега. Или – путешествие от экватора к северному полюсу (ботаника перерастает в географию).

 

Дискуссия. Для всех ли детей подходит направленность системы обучения в Вальдорфской школе? Ответ обоснуйте.

Бытоведение, краеведение, география. Изучение вещей прошлого, работа с ними: взбивание масла, замес строительного раствора, воспроизведение полного цикла изготовления хлеба. С 5-го класса – рисование географических карт. Эмоциональное восприятие жизни людей из разных стран. В 7-8-х классах – диаграммы, таблицы, перечни имен.

Физика. Изучение центра тяжести – это обучение заглядыванию внутрь предметов. Звук – застывшая в предметах мелодия, которую можно высвободить, например, легким ударом по струне. Исходный этап обучения – переживание явления, затем наблюдение, эксперимент, построение модели. Так, понятие атомов и молекул вводится в конце, а не в начале изучения темы. 11-й класс – глубокая, ускользающая сущность электричества: приборы измеряют не само электричество, а лишь его превращения в тепло, поворот стрелки и т. п.

Химия. Сравнение явления горения разных веществ: просмоленного полена, фитиля спиртовки, метелки старого камыша. К мыслительной обработке опытов ученики переходят после тщательного наблюдения эксперимента с помощью органов чувств.

История. Эмоциональное проживание одной из воюющих сторон, вовлечение детей в сопереживания. Через некоторое время – изложение событий с позиций другой стороны, перемена душевных переживаний детей. Театральные постановки.

Живопись. Переживание цветов, их смешения. Сочинение в начальных классах сказок про то, как «желтое» встретилось с «синим». В 7-8-х классах – период контрастов, вводится черно-белый рисунок. Художественное воспитание осуществляется для развития живого мышления и прочной воли, а не для подготовки к профессии.

Эвритмия. Духовное движение. Специальные упражнения. Стремление к гармонии материального и духовного.

Учебники в общепринятом смысле в этой школе не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Отметки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную характеристику каждого ученика. Сдаются итоговые (после 8-го класса) и выпускные (в конце 12-го класса) экзамены.

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, где ученики овладевают разнообразными практическими навыками. Школа управляется педагогическим советом. Руководящих инстанций не имеет. Во всем мире сейчас около 500 школ, работающих по данной системе. В России первая Вальдорфская школа появилась в 1991 году.

Современные зарубежные системы обучения. Определяющую роль в зарубежных системах обучения играют социально-культурные основания. Например, системы обучения тибетских лам или индийских гуру определяются соответствующими религиозными основаниями. Европейское или американское образование включает в себя те системы обучения, которые наиболее полно отвечают потребностям различных слоев общества.

Зарубежные системы обучения достаточно многообразны, хотя опираются на ограниченное число дидактических и мировоззренческих позиций. Эти системы обучения могут иметь разные области применимости: от обучения родному языку до государственной образовательной системы.

Элитные частные школы США. Образование в Америке строится на идеях свободы, демократии, частного предпринимательства. Этим обусловлена направленность многих школ, в том числе и элитных, гарантирующих выпускникам получение знаний, необходимых для поступления в престижные колледжи и университеты. Обучение в этих школах платное, достигает 18 тыс. долларов в год, но многие дети – почти пятая часть- учатся бесплатно за счет благотворительных фондов.

Приведем пример системы обучения в Мидлсекской школе, в которой учится 180 юношей и 120 девушек из 26 штатов и 13 зарубежных государств.

Расовому аспекту здесь уделяется особое внимание: во-первых, американские дети обогащаются пониманием многообразия национальных культур; во-вторых, приезжие, вернувшись на родину, никогда не забудут школьную дружбу и саму Америку.

Цели Мидлсекской школы:

¨ поощрять развитие ума, тела, духа;

¨ научиться понимать самого себя;

¨ развить способности к самооценке и интеллектуальному самоуглублению;

¨ выработать в себе личную систему ценностей, характеризуемую высокими стандартами этического поведения;

¨ подготовиться к жизни в мировом сообществе, для чего развивать навыки доброты и гражданственности как при общении со сверстниками в школьном городке, так и вне его, в общении с соседями в окружающих городках, которые есть часть глобального сообщества.

Овладение знаниями происходит в рамках жесткой академической программы, вместе с тем в атмосфере дружелюбия и взаимной поддержки. Преподаватели в ходе дискуссий учат подростков самообладанию, вере в себя, умению выразить свое «я» и защитить собственное мнение.

Детей учат зарабатывать деньги. Желающие могут разносить газеты и журналы, продавать прохладительные напитки, трудиться в библиотеке или на школьной кухне, в приемной комиссии, в школьной администрации, сидеть с малышами в отсутствие родителей или убирать помещения в близлежащих домах.

Среди учебных курсов есть такие: «Американская демократия?», «Россия в век революций (двести лет до Октября и истоки его)»; «Биологические основы поведения животных и человека», «Автобиография как жанр литературного творчества», «Фрейд и культура XX в.», «Театральная техника Станиславского», «Наслаждение музыкой».

Наряду со школами традиционного типа в Америке существуют «магнит-школы» (Magnet Schools), которые можно посещать после занятий в основной школе со множеством программ по интересам. Чартерные школы (Charters School) предлагают бесплатное образование по авторским программам. Для тех, кто бросил школу или находится на грани отсева из нее, имеются программы «Второй шанс» (Second Chance Programs).

Продуктивное обучение (Productive Learning) поддерживается немецкими педагогами И. Бомом и Дж. Шнайдером. Проект «Город-как-школа», реализуемый в рамках данной концепции Институтом продуктивного обучения в Европе (IPLE), заключается в обучении молодежи на основе практического опыта «из настоящей жизни».

Продуктивное обучение позволяет осуществлять школьное образование, выводя деятельность ученика во внешний мир.

Старшеклассникам, у которых сложились конфликтные отношения с традиционными формами образования, предлагается учиться в реальной жизни, создавая общественно значимую продукцию на выбранных ими рабочих местах. Учащимся предлагается шесть направлений, освоение каждого из которых занимает около 3 месяцев и предполагает изучение сферы бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности.

Учитель вместе с учащимся составляет его индивидуальную учебную программу, учитывающую потребности ученика и специфику его рабочего места. Разделение между учебными предметами и профессиональной практикой отсутствует. Овладение способами деятельности побуждает учащихся к самообразованию, повышает их мотивацию, ликвидирует отчуждение от образования.

В Санкт-Петербурге в данном направлении осуществляет деятельность Институт продуктивного обучения РАО. Кроме того, продуктивное обучение развивается в качестве подхода к общеобразовательной подготовке учащихся в базовых учебных курсах*.

* Сборник статей по проблемам продуктивного образования см. в совместном выпуске журналов «Школьные технологии» (1999. – № 4) и «Новые ценности образования» (1999. – № 9).

 

Модель обучения как «развертывающейся истории». Разработки канадских педагогов (К. Иган и др.)* построены на предположении о возможности найти путь для знакомства ребенка практически с любым содержанием в любом возрасте. Для этого составляются элементы-этапы, сопровождающиеся вопросами по теме.

* Egan К. Teaching as story telling. – Chicago, 1989.

 

Основным инструментом обучения является выделение в материале так называемых бинарных оппозиций – противоположных сущностей, идей, понятий, жизненных явлений.

Обобщенная модель данного подхода выглядит следующим образом*.

1. Выявление значения темы:

¨ Что самое важное в теме?

¨ Чем она значима для детей?

¨ Что в ней обладает эмоциональной привлекательностью?

2.Поиск бинарных оппозиций:

¨ Какие бинарные оппозиции лучше всего выражают значение темы?

3. Перевод содержания в форму рассказа развертывающейся перед детьми истории:

¨ Какое содержание наиболее ярко, драматично воплощает бинарные оппозиции, дает подход к материалу темы?

¨ Какое содержание лучше всего развертывает материал темы в цепь событий, сюжет?

4. Заключение:

¨ Каким путем разрешить конфликт, заложенный в бинарных оппозициях?

¨ К какой степени опосредствованного выражения этих оппозиций стоит стремиться?

5. Оценка:

¨ Как судить о том, что тема понята, ее значимость прочувствована детьми, содержание усвоено?

* Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – С. 67.

Date: 2015-09-03; view: 1631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию