Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение на Руси





 

Становление и развитие отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Если провести сопоставительный исторический анализ, то в современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию человека. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим особенности обучения детей и юношества на протяжении обозримого исторического периода, используя для этого данные исследователей славянской древности и сохранившиеся древнерусские литературные источники.

Школа язычества. История русского народа началась задолго до образования государства. Много тысячелетий назад наши славянские пращуры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включение в конкретные виды деятельности – изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.

С рождения и до 3-4 лет ребенок находился на попечении у матери, которая вместе с другими членами семьи обеспечивала уход за ним и воспитание. Значение славянского слова «дите» исторически восходит к выражению «кормить грудью», а глаголы «родить», «вскармливать» и «воспитывать» произошли от одного корня.

Дальнейшее обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, силу, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра – основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общепринятым правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, в горелки, воспроизводящие брачные игрища древности с их соперничеством за невесту («гореть» означает «любить»).

В VII в. восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7-8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Такой обычай «кормильства» (или «кумовства») препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась исторически первая форма обучения и воспитания детей вне родной семьи.

В это же время от славянских общин обосабливаются дружины – группы профессиональных воинов, которые размещались в укрепленных лагерях. С двенадцатилетнего возраста будущие дружинники жили в специальных домах – гридницах, где и проходили начальную военную подготовку.

Обучение подростков, достигших половой зрелости, завершалось обрядом инициации, в ходе которого они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость, получить статус взрослого человека (аналог аттестата зрелости). Имеются сведения, что инициации могли происходить через символическую смерть, например, подростку отрубали часть фаланги на пальце (отсюда «мальчик-с-пальчик»).

 

Видеть взрослому, что он учится в школе, предзнаменует открытие тайны. Древнерусское суеверие

 

Религиозный характер первобытного обучения определялся язычеством («языки» здесь означают народы, племена). Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы природы и космоса; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов, четвертые – в тотемных животных-пращуров. В любом случае основой образования детей являлись идеальные языческие образы богов, духов, героев, а также различных ситуаций, в которых разворачивались события с участием этих персонажей.

Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правил поведения. Чтобы изучить их, требовалась собственная деятельность ребенка, в которой особое место отводилось таким учебным формам, как ритуалы, обряды, праздники, мифологические и фольклорные игры.

Ритуалы и обряды. В любом обучении есть связанные между собой действия, имеющие определенный смысл, цели и технологию реализации. Такими же качествами в язычестве обладают ритуалы и обряды.

Ритуал – это система действий, совершаемых в семейном кругу или небольшим коллективом по строго установленному порядку и в определенное время. В язычестве ритуал связывал людей с силами природы, богами, духами, являясь одновременно методом социального обучения и воспитания. Он сопровождался словесными заговорами, заклинаниями, причитаниями, а также употреблением различных волшебных снадобий из трав. Ритуальные действия направлялись жрецом, ведуном, колдуном, знахарем, главой дома, повивальной бабкой. Наиболее известные ритуалы – гадания, заговоры, обереги, ворожба, оплакивание, поминки, очищение, имянаречение, именины, застрижки (первое пострижение ребенка). В современной школе также существуют своеобразные ритуалы: общешкольные линейки, классные огоньки, экзамены.

Ритуал «застрижек» – продолжение древнего обряда инициации. В 3 года ребенка усаживали в седло, а то и на коня или на топор (мальчика), на коноплю (девочку). Затем повитуха выстригала крестообразно волосы на голове, после чего состригала их полностью. За это она получала в дар коноплю. На ребенка надевали новую рубаху, а всех присутствующих угощали.

Дальнейшие значимые периоды обучения: 7 лет – мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; 12 лет – подросток начинает выполнять мужскую работу; 17 лет – юноша становится взрослым. Отсчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года – 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).

Обряды – традиционные развернутые условно-символические действия, сопровождающие важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, календарные циклы. Обряд складывается на основе обычая – стереотипного способа поведения. От ритуалов обряд отличается циклической повторяемостью, относительной неизменностью и более сложной структурой.

Обряд также является формой обучения, помогающей людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через совместную деятельность. Через обряды человек осознает, что живет в обществе и причастен к нему всеми сторонами своей индивидуальной жизни.

 

Дискуссия. Какие древнерусские обряды и ритуалы уместны в современной школе?

 

Ритуально-обрядовое поведение людей входит составной частью в праздники, которые обычно связаны со священными мифами (колядки, масленица, радуница и др.). Обучающая роль праздников, как носителей культурно-исторических видов деятельности, основанных на определенных целях, принципах, формах и методах деятельности, сохранилась до сих пор.

Мифы. Основой мифов является единство человека и природы в первобытную эпоху, начавшуюся примерно 40-25 тысяч лет назад. Дальнейшая историческая эволюция мифа обнаруживает совпадение с развитием соответствующих способностей отдельного ребенка: от первобытного фетишизма к оживотворению окружающего мира, затем к эпической мифологии с разделением богов на небесных, земных и подземных, и, наконец, к героям волшебных сказок и былин. Этапы эволюции мифа – руководящий принцип при отборе содержания и технологий образования для детей в динамике их развития (онтогенез), которая в основных чертах совпадает с исторической последовательностью развития человечества (филогенез).

В язычестве практически всякое начинание предполагает обращение к божеству или мифическому персонажу. В мифических богах и духах, в их качествах и действиях просматривается сам человек. Мифы служат всепроникающим учебником, применимым для многообразных жизненных ситуаций. Мифические персонажи помогают развитию ребенка, соотносящего свои действия с тем, как на то откликнутся боги или духи. Мифы являют для него законы и правила жизни, помогают решать возникающие проблемы, действовать сообразно многовековой мудрости.

Пантеон славянских языческих богов насчитывает десятки персонажей, главные из которых: Род – прародитель мира; Сварог – мужская ипостась Рода, бог-творец; Лада – женская ипостась Рода, она же – Рожаница, матерь богов, супруга Сварога; Перун – бог-громовержец, бог войны, сын Сварога; Белес – бог мудрости, богатства, животного мира; Хоре – бог солнца, Дажьбог – солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа.

В таких книгах, как Русские Веды, Звездная Книга Коляды, Велесова книга содержится свод древнейших русских преданий о сотворении мира, рождении богов, появлении человека. В них заключены основы богатейшего народного эпоса: преданий, былин, сказок, суеверий, обрядов.

Кроме богов в мифах есть множество духов, которые хранят благополучие в доме и природе: домовой, дрема, баюнок, банник, леший, полевик, русалка, бесы, черти, упыри, оборотни, кикиморы и др. Все эти духи в язычестве в основном оберегали человека, за что их называли берегинями. В период насаждения христианства языческим богам и божествам стали приписывать демонические черты, чтобы отвадить от них людей. Например, Баба-яга – изначально положительное божество славянского пантеона, прародительница, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего пространства – при христианстве была превращена в злобную старуху, которой стали пугать маленьких детей.

Лишь в последнее десятилетие стало очевидно, что славянская мифология не менее богата, чем общеизвестная древнегреческая мифология. В силу своей образовательной значимости мифы русского народа должны изучаться в школе ранее греческих и в значительно большем объеме, поскольку содержат в себе живые истоки всей отечественной культуры.

Летописи. В ранние века русской истории дидактическую направленность несли в себе летописи, в которых отражались представления о нормах морали и нравственности, об образованности и биографических особенностях учения того или иного исторического деятеля, о создании учебных заведений. Так, в Лаврентьевской летописи 988 г. сообщается об «училище», открытом князем Владимиром в Киеве, в Софийской и Никоновской летописях 1030 года говорится об открытии школы в Новгороде.

О формах обучения, мелких школах грамотности и т. п. в летописном жанре сообщать не полагалось. Поэтому прямой информации об особенностях образования в летописях содержится очень мало. Об этих особенностях можно судить лишь по отдельным сохранившимся фактам. В «Повести временных лет» говорится о том, как в 988 г. князь Владимир предпринял попытку организации христианской школы, основанной на книгах: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное»*.

* Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. /Сост. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. - М: Мол. Гвардия, 1990. -С. 77.

 

Тогда это было не просто обучение, но болезненный процесс изменения мировоззрения людей, которым предлагался переход из устной языческой культуры в письменную христианскую. Поэтому, когда детей забирали в обучение, «матери же плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них как о мертвых»*.

* Там же, с. 77.

 

Дискуссия. Имеются данные, что письменность была известна на Руси еще до принятия христианства и представляла собой одну из разновидностей рунического письма, изображаемого с помощью «черт и резов». Можно ли считать, что письменностью обладает любая культура?

 

Последнее не есть метафора летописца, с точки зрения матерей, их сыновья действительно умирали для жизни прежнего уклада. Вероятно, именно с тех пор школа стала пониматься как система насилия над ребенком, переделывающая его природную сущность. Против данной функции школы протестовали и продолжают протестовать многие ученые и педагоги-гуманисты, выступающие за природосообразность обучения.

Для обучения детей киевский князь Владимир использовал опыт греков (византийцев), у которых образование было делом частным. Приглашенные из Греции ученые люди открывали у себя на дому частные пансионы, в которые и отдавались на учение дети бояр – «нарочитой чади». Данная форма обучения не получила распространения. Лишь по прошествии четырех десятилетий в 1030 г. Ярослав Мудрый учреждает в Новгороде школу, в которую набирается 300 детей, причем родом не только из «нарочитой чади», но и из семей приходских священников, районных и уличных старост. Вот как об этом свидетельствует Новгородская пятая летопись (первой стоит дата исчисления лет от Рождества Христова, вторая – от Всемирного потопа):

«1030. В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави град Юрьев. И прииде к Новугороду. И собрав от старост, от попов детии 300 и повеле учить книгам».

Немаловажную роль в развитии образования играли монастыри, например, Киевско-Печерский монастырь стал центром русского летописания. Школу этого монастыря прошел Нестор – создатель первой редакции «Повести древних лет». В монастырях учились не только те, кто готовился к духовному званию, но и просто желавшие знать грамоту. Формы обучения в основном состояли в чтении и переписывании книг. Данный метод и его вариации (диктант, изложение) применяются в школах и до сих пор.

Поучения. Во времена Владимира Мономаха (1053-1125) традиционным для знати был жанр поучения. Именитые князья в качестве наказа своим детям и внукам писали грамоты, в которых излагали основные свои заветы. Владимир Мономах, будучи великим князем, в своем «Поучении» обращается к потомкам, а косвенно ко всем русским князьям, с тем, как верующему человеку надлежит жить благочестиво, как вести себя в разных ситуациях, как тремя добрыми делами – «покаянием, слезами и милостынею» побеждать врагов и освобождаться от грехов своих.

В своем наставлении он цитирует известного богослова IV века Василия Кесарийского: «<...> мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистовствовать словом, не осуждать речью,... не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитание»*.

* Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. /Сост. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. – М: Мол. Гвардия, 1990. – С.165.

 

Владимир Мономах, сам будучи образованным человеком, призывает к тому же и других, вспоминая своего отца Всеволода (сына Ярослава Мудрого): «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран»*.

* Там же, с. 167.

 

О важности для князя дидактического принципа «повторенье – мать ученья» говорят следующие его слова из поучения: «Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо».

Глава государства, обладающий огромной властью, в своем послании подчеркивает индивидуальность каждого человека, дивится чуду, что «каждый имеет свой облик лица». Пафос морально-педагогической проповеди Мономаха – труд и человечность.

Обучающая роль была присуща не только поучениям. Дидактизм оказался одним из ведущих принципов всей средневековой «учительной» литературы, направленной на «ученье, на обличенье, на управленье, на наказанье». Во многом это определялось потребностью распространения новой государственной религии – христианства.

Грамота. До сих пор этим термином, происходящим от греческого gramma – «буква», обозначается процесс чтения и письма, а также реальные «грамоты», на которых записывается текст.

 

«Уча учи нравом, а не словом: иже словом мудр, а дела его несовершенны, то хром есть». Древнерусский афоризм.

 

Основным «техническим средством» обучения в XI-XV вв. на Руси являлись берестяные грамоты (при раскопках в Новгороде и других городах их найдено около 700), а также церы – дощечки с углублением для воска. Надписи на бересте и церах оставлялись с помощью писала – остроконечной палочки с лопаточкой на одном конце для стирания написанного на воске. Таковы были в то время средства обучения – предвестники современных авторучек и тетрадей.

Берестяные грамоты содержали в себе чаще всего частные письма, а также хозяйственные записи, челобитные, учебные упражнения и т. п. Из изданных к настоящему времени берестяных новгородских грамот учебные составляют чуть более 3% (19 штук). Это объясняется тем, что, обучаясь письму, дети прибегали в основном к воску.

Предполагается, что в начале XIII в. процент грамотных среди всего населения Руси не опускался ниже 1-2%, в городах же он достигал 20% от числа взрослых жителей. Причем владели грамотой представители не только духовенства и администрации, но и городское (посадское) население*.

* Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М.: Педагогика, 1989. - С. 31-32.

 

Наряду с простым обучением грамоте существовала и более высокая ступень образования – «книжное учение», доступное для определенной группы лиц. «Книжное обучение» на Руси имело источником греколатино-византийскую культуру. В основе «энкиклиос» («всеохватывающего обучения») византийской средней школы лежал тривиум: диалектика, риторика, грамматика. Эти науки скорее всего были доступны Ярославу Мудрому, его детям и ближайшему окружению. Именно к этим людям обращался митрополит Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати», не уступающем в риторике произведениям прославленных византийских ораторов.

Основная цель обучения в то время на Руси – воспитание христианина. Поэтому и содержание обучения предполагало изучение основ христианского вероучения. Набор книг для начального обучения царских детей и знати представлял собой Азбуку, Прописи, Часовник, Псалтырь учебную, Апостол, Октоих, гравированные печатные листы с картинками зверей, трав, «потешных» сцен. Прием, который употреблялся для усвоения содержания книг, вопросно-ответная форма изложения текста.

Основной метод книжного обучения долгое время являлся начетческим, сводившимся к многократному прочитыванию предложенных учителем религиозных текстов.

Первым восточнославянским учебником в 1574 году стала «Азбука» книгопечатника Ивана Федорова. После появления жанра учебной книги – азбуковника, начал развиваться аналитический путь обучения языку. Азбуковником стали называть не только букварь, азбуку или алфавит, но и всякий учебник или руководство для обучения.

Арифметика. Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке – механическом приспособлении для выполнения подсчетов, состоящем из вычислительного поля и счетных элементов. В число арифметических действий входили: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Неприменяемые в современной школе удвоение и раздвоение играли тогда роль базовых действий, на основе которых выполнялось умножение и деление.

«Следует дважды слушать, а один раз сказать». Древнерусский афоризм

 

Усвоив структуру поединичного счета, постигнув связь между счетными пятерками и изучив десятеричный принцип, ученики переходили к выполнению арифметических действий.

О фактах обучения счету на абаке в системе монастырского образования свидетельствует математическо-астрономический трактат, написанный в 1136 г. двадцатишестилетним иеродиаконом новгородского Автониева монастыря Кириком на тему «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (Златоструй, с. 296-300). В этом трактате, например, приводится подсчет количества дней за 6644 года, прошедших от Адама (2426721 день) и путем умножения на 12 определяется число «дневных» часов за эти годы. Полученное в результате число (29120652) Кирик мог получить с помощью абака – предшественника известных нам счетов.

Профессиональное обучение. К концу X в. в Древней Руси существовало несколько систем обучения профессиям. Издревле действовало домашнее обучение и занятия в рамках сельской общины; затем появилась государственная форма обучения ремеслам, связанная с необходимостью удовлетворения потребностей общества, а к конце XI в. была привнесена монастырская система профессионального обучения, уже столетиями существовавшая в христианском мире.

В XII в. произошли существенные изменения, связанные с влиянием развития ремесел на повышение общей грамотности ремесленников. Грамотность требовалась мастеровым, чтобы подписать свою продукцию или снабдить этикеткой товар (вино, масло, мень), пометить инвентарь (литейные формы, аршин, поплавки), проставить имя заказчика, пронумеровать бревна сруба и т. п.

В средневековом профессиональном обучении получает распространение метод, который сегодня условно можно назвать модульным. Суть этого метода выражена средневековой дидактической идеей: «максимум знаний – из минимума знаний»*.

* Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М: Педагогика, 1989. - С. 98.

 

Например, для получения сплава металлов ремесленнику нужно знать правила соединения исходных материалов в виде ряда цифр: 1:1,1:2,2:3 и т. д. Такие соотношения можно было знать наизусть и научить им другого, даже не записывая их. Эти передаваемые единицы знания имели характер модуля, являлись своеобразной дидактической единицей. Например, для расчета фигурок святых в качестве модуля принимался диаметр нимба.

Рецепт колокольного сплава и секреты «колокольной геометрии» также имели методы расчетов, в основе которых лежал определенный модуль; знания о нем мастера передавали ученикам изустно. Модуль, который использовали русские мастера-колоколыцики XVII в. неизвестен до сих пор. В XIX в. в качестве такого модуля литейщики принимали 1/16 наибольшего диаметра колокола.

 

«Бчела на звон летить, а мудрыи на полезная словеса течет (спешит)». Древнерусский афоризм

 

Народная педагогика. Усвоение детьми устной народной культуры и миропонимания, сведений об истории, географии реализовывалось в семье через традиции народной педагогики. Основную «учительную» роль в этом играли старейшие члены семьи и рода.

Педагогический опыт закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в устном народном творчестве, например, в пословицах: «Умел дитя родить, умей и научить», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Не учись до старости, а учись до смерти», «Век жить – век учиться».

Эффективным учебным средством был и остается детский фольклор: колыбельные песни («О буке»), сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»), скороговорки («У быка губа тупа»), небылицы («Ехала деревня мимо мужика»). Такой фольклор отражает потребность ребенка в смехе и веселье, склонность к игре, интерес к животным, учитывает особенности детского мышления (преобладание существительных и глаголов).

Обучающая роль фольклора реализуется через его многочисленные жанры – байки, пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, песенки-перевертыши, поддевки, дразнилки, загадки, заклички, считалки, хороводы, календарный фольклор, исторический эпос. Фольклорное образование богато по содержанию и подходит для разных жизненных ситуаций и возрастных периодов ребенка.

Древние народные методы обучения рассчитаны на передачу знаний в устной форме, специально приспособленной для лучшего запоминания (загадки, обрядовые песни), а также через активную деятельность ребенка (считалки, игры, потешки, обряды).

Восходящая к язычеству система устной передачи традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке, хотя и подавлялась церковью, продолжала существовать в народной педагогике. Иногда языческие и христианские представления и обряды тесно переплетались (например, колядки и святки). Возник феномен двоеверия, продолжающийся до сих пор.

Домострой. Практическим пособием о том, что делать и как жить, своеобразным «обрядником», регламентирующим поведение человека, является Домострой – свод поучений средневековой эпохи на Руси, выраженный в основном в афористичной форме и состоящий из 67 глав. Моральные нормы и предписания Домостроя во многом заимствованы из предыдущих религиозно-дидактических сборников: «Пчела», «Златоуст», «Златая цепь», «Стослов».

В центре внимания Домостроя – отдельное хозяйство зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, у которого есть домочадцы и слуги. В Домострое есть три отдельные главы, посвященные проблемам воспитания: глава 15 «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божий», глава 16 «Како чад воспитати, с наделком замуж выдати», глава 17 «Како дети учити и страхом спасати».

Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает отца и мать учить своих детей знаниям («вежеству») и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и родителями. За нарушения рекомендуется принять телесные наказания, что характерно для всей средневековой педагогики. Обучение строго регламентировано и почти исключает самодеятельность, хотя родителям и предлагается учить «по детям смотря и по возрасту, <...> какие кому Бог способности даст»*.

* Домострой / Сост. В. В. Колесова. - М.: Сов. Россия, 1990. - С. 134.

 

Древнерусские формы обучения. Формы организации обучения в Древней Руси определялись сословными, религиозными, торговыми, бытовыми и иными условиями и потребностями. В разные исторические периоды преобладали те или иные формы обучения.

«Кормильство» – форма домашнего обучения и воспитания детей феодальной знати. Князья отдавали своих 5-7-летних детей кормильцу – воеводе или знатному боярину, который был не только наставником его сыну, но и распоряжался от его имени в отдельной волости. Кормилец отвечал за умственное, нравственное, военно-физическое воспитание княжича, приобщал его к государственным делам.

«Дядьки» – система обучения детей у брата их матери – родного дяди. Отец ребенка также брал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» занимались обучением своих племянников и племянниц.

«Кумовство» – институт обучения детей, когда «дядьки» вместо воспитания племянников в своей семье становились духовными наставниками детей в семье их родителей. После принятия христианства кум и кума трансформировались в крестных отца и мать.

«Мастера грамоты». В XIII-XV вв. Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немцами, шведами, представителями других народов, что заметно ослабило государственное внимание к образованию. Традиции обучения профессиональным навыкам тогда имели сословный характер, а грамотность не входила в состав общеобразовательного воспитания. Школьного обучения почти не существовало. Под школой того времени можно было понимать одного учителя и не более 10 учеников без деления на классы. По прошествии некоторого времени курс наук считался пройденным, и школа на этом кончала свое существование. Обучение велось также одиночными мастерами грамоты, которые либо учили у себя на дому, либо ходили по дворам, нанимаясь в домашние учителя.

Систематические формы занятий долгое время действовали в монастырях и училищах. Многие будущие церковные деятели учились в городских, приходских и «мастеровых» училищах. В XVII веке церковь стала терять монополию на начальное обучение. Появились московские школы повышенного типа, содержание образования в которых включало изучение классических языков (греческого и латыни), а также предметов тривиума (грамматики, риторики, диалектики). Эти школы подготовили создание Славяно-греко-латинской академии, превратившейся затем в Московскую духовную академию.

Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей практической педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная*.

* Громов М. Н. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. – М., 1983. С. 37-38.

 

Из анализа дидактических идей древности можно сделать вывод об их универсальности. В современных дидактических системах и методиках обучения прослеживаются отголоски подходов, методов и приемов обучения, используемых нашими предками сотни и тысячи лет назад.

 

Помни старину: кто при ней жил – тебя помянет. Народная мудрость

Резюме

 

Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки-перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христинства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучение» Владимира Мономаха – не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм – один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой – воспитание христианина.

Берестяные грамоты и церы – дощечки с углублением для воска, используются в XI-XV вв. для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования – «книжное учение», доступное только для знати. В 1574 году книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» – первый восточнославянский учебник.

Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в XII в. повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой – свод поучений средневековой эпохи на Руси.

Всего в Древней Руси выделяется 8 разновидностей педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная.

В современных дидактических системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.

Вопросы и упражнения

 

1. Проанализируйте выбранный вами языческий ритуал, обряд или миф с точки зрения содержащихся в нем методов обучения. Перечислите найденные вами методы и охарактеризуйте эффективность каждого из них.

2. Прочитайте древнерусский афоризм: «Наказание корение имееть горко, а плод сладок». Что обозначает в нем слово «наказание»? Почему именно этим термином раньше обозначали данное дидактическое понятие?

3. Каким образом соотносятся регламентация и самодеятельность в древнерусском обучении? В современном обучении? В будущей школе?

4. Составьте перечень методов и приемов обучения, наиболее типичных для Древней Руси. Сравните их с современным дидактическим инструментарием, отметьте те методы и приемы, которые прошли испытание временем и вошли в арсенал современного педагога.

5. Предложите пример использования в традиционных школьных предметах модульного метода, выражаемого средневековой дидактической идеей «максимум знаний – из минимума знаний».

Date: 2015-09-03; view: 3785; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию