Исслед проблем ПЛ и субъекта в КПШ
В к 19 в Бехтерев создает в Казани психофизиолог лаб-ю. Изучает вопросы сознания, функционир и устройства мозга.
Менделевич ис-ет проблемы антиципационной состоят - несостоятел псих больных и здоровых;
Леонид Михайлович Попов занимается темой «Человек как субъект развития и саморазвития»;
А.О. Прохоров исследует ПС в их равновесном и неравновесном вариантах проявления;
Хусаинова: личность - со стороны Я-концепции.
Бехтеревская концепция личности
Личность - это и направляющее начало и наличие активного отношения к окр миру, основанные на индивид переработке внеш воздействий. Это есть псих индивид со всеми его особенностями; это индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окр слою. Бехтерев выделяет личное сознание (связано с волей и активным вниманием; следит за общим ходом мыслительного процесса и внимательно относится к его конечным результатам) и общ сознание (существует у каждого человека от природы; сфера общ сознания подчинена нравственным нормам и законам здр смысла). Личное сознание не принимает участия в акте принятия решения общ сознания.
Личность как субъект труда и УД. Климов:
Каждая гр представлена дробными элементами:
1. Образ объекта: чувственный образ (сенсорного, перцептивного), репрезентативно-конкретного образа (представления) и репрезент-отвлеченного (понятия, схемы, сис понятий, алгоритм действий).
2. Образ субъекта: актуальный Я-образ (знание о своем функциональном состоянии в данный момент), обобщенный (разнообразные проявления Я-концепции: Я в прошлом, Я ныне, Я в будущем, Я среди других, Я как представитель профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общества).
3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений: строится с учетом потребностей, потребностных состояний, эмоции, чувств, эмоц отношений, характера, направленности личности, мировоззрения.
Пейсахов Нисон Меерович. Личность, как субъект самоуправления
Самоуправление – это п-сс регуляции личностью общения, поведения, деят-ти и переживаний на основе «самостоятельно сформулир цели».
Пейсахов указывает на следующие уровневые структуры личности:
- На уровне отношений. Формирование знаний и умений, необходимых человеку для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношениями с товарищами. Все эти знания и умения необходимы каждому человеку.
- Второй — уровень поведения. Формируются мировоззрение и убеждения, личность. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умения понимать сильные и слабые стороны, учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью. Здесь нужна система упражнений, развивающая умение планировать и контролировать свое поведение, использовать полученную информацию для самооценки поступков и самовоспитания.
- Третий — уровень деятельности. Исследованию подлежат структура профессиональной деятельности и ведущая к ней структура учебной деятельности, степень их согласованности.
- Четвертый — уровень психических состояний. Успешная деятельность связана с оптимальным состоянием, с определенной активностью личности.
Попов. Личность, как субъект саморазвития
Чел, как творческая личность — это самодеятельное образование, складывающееся в постоянном взаимодействии с миром и самим собой.
С позиций дифференциальной, абстрактно-аналитической П чел, как ТЛ - системно-структурное образование, состоящее из разнообразных комплексов, структур, элементов, им уровневое строение, подверженное детерминации извне и со стороны внутрилич факторов.
Можно выделить два комплекса:
- Пространственно-временной — его системно-структурная организация и технологии взаимод-я с миром и с самим собой. Он им 2 составл:
- продуктно-пространственную;
- статическую;
- процессуально-временную, динамическую - это реальное отображение инициат действий чел, когда контакты с объектами внеш плана заканчиваются, а интериоризация внешнеплановых эффектов приводит к перестройке внутр моделей субъекта.
Процессуально-временная, динамическая, составл-я существует в виде непрерывных актов взаимод с объектами внеш и внутр планов, им два плана действия — внешний и внутр:
Внеш — это процессы взаимодействия субъекта с объектами внеш порядка в виде репродукции с собственной интерпретацией, «воссозданием», созидания новых продуктов с разл ст значимости.
Внутренний план дает представление о процессах в самом субъекте. В собственно творческом акте это связано с прохождением по фазам логического анализа, заканчивающегося интуитивного озарения, вербализации, формализации.
- Детерминантный комплекс обрамляет пространственно-временной комплекс психики. Наличие такого слоя придает процессам взаимодействия индивидуальное своеобразие, положительную или отрицательную эмоциональную окраску. При этом изменяется степень волевой напряженности действий, а благодаря действию установки, укрепляется или разрушается предварительная оценочная характеристика объекта.
Детерминантный комплекс представлен:
Внешняя детерминация определяется характером причинно-следственных связей, общением, опосредствующими звеньями.
Внутр, психолог детерминанта состоит из 2 полисфер:
- мотивационно-личностной: направленность действий субъекта вовне, создает усл для постоянного самоизменения: мировоззренчески-установочную (со взглядом чел на мир, отношением к нему) и системой ценностных ориентации, установок; морально-нравственную (комплекс этических норм); эмоц-чувственную, волевую.
- полисфера Я-характеристик накладывает многочисленные личностные оттенки на любой процесс и продукт в виде оттенков двух типов:
Я-самосознающее (самопознание, самоотношение, саморегуляция-самоуправление). Оно им три основ модальности (реальное, зеркальное, идеальное) на каждом из структурных уровней организации чел.
Я-вкладовое.
Date: 2015-09-03; view: 335; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|