Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЛ. Системно-структурный подход в ПЛ





Ломов - автор системного подхода, провозгласил единство теории, эксперимента и практики. Базовая категория - взаимодействие. Психика - системная категория, которая отличается саморегуляцией, психологическое не должно быть выделено в самостоятельную группу, оно должно пронизывать социальное и биологическое. Человек - это социальная система, представленная социальными качествами, выражает его родовую сущность, которая выступает специфическим образом в психофизиолог и псих особенностях индивида и гр.

Психика - целостное, интегральное образование, и психическое существо - множество внешних и внутренних отношений, как целостная система.

Псих образовано совокуп разнопорядковых св-в: личность: из общего, типичного и единичного.

Принципы:

1. Деятельностью каждой системы должны быть свои составляющие и способ их организации;

2. Сис-ма им многоур Х, строится иерархически по принципу соподчинения и трансформации;

3. На чел, как субъекта псих развития, действует великое множ-во детерминант, кот мб иерархичным.

4. Каждое явление необходимо рассматривать в развитии. Выделить ведущие противоречия - главная задача системного исследования.

5. Развитие включает как линию прогресса, так и линию регресса. Петровский: понять личность можно только увидев её в сети межиндивидуальных связей, образующих сложную многоуровневую структуру. Т.о., структура личности стала интерпретироваться как совокупность биологических и социальных особенностей.

К концу 70-ых г понятие стр-ра и сис-ма сближаются. Структур подход поставил вопрос - как относится целостная стр-ра личности к различным её подструктурам, и наоборот. А появление систем подхода потребовало анализа существующих концепций личности.

В отеч П несколько концепций личности, с признаками системности: Узнадзе, Ядов, Леонтьев.

Садовский: сис-ма - совокупность эл-в, находящихся в отношениях и связях др с др, кот образ определ целостность единства. Она им общ характ-ки:

• Целостность;

• Структ-ть (связи и отнош-я сис-мы упорядочиваются в стр-ру, кот определ ее повед);

• Взаимосвязь системы со средой;

• Иерархичность;

• Множественность (каждая система явл сложным объектом, не мб связана только с одной картиной).

Суть структурного подхода: ученые, изучая свойства личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами.

Структурный подход к исследованию личности позволял измерять базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение человека в широком классе возможных ситуаций (Пр: модель Кеттела).

По С.Л. Рубинштейну, личность — это активная динамическая система, взаимодействующая с объективной действительностью.

В качестве основных структурных компонентов личности он выделил три подструктуры:

1. Направленность — проявляется в конкретных интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.

2. Знания, умения, навыки — приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности — проявляются в темпераменте, характере, Сп.

По Леонтьеву, центральное место отводится понятию «деятельность». Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

По Ананьеву. Человек — это субъект труда, общения, познания, вкл в систему обществ связей и взаимозависимостей и выступает как личность. Важн структурные компоненты личности — процессы, состояния и свойства, кот дополняются общ мотивацией поведения, сенсорными, мнемическими и др ф-ми, носящими психофизиолог характер.

Важным пунктом структурно-динамических св-в личности явл ее статус в обществе.

Божович: личность - человек, достигший определенного уровня псих развития. Он предполагает наличие у чел собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его устойчивым и независимым от воздействий среды. Псих процессы и функции, личностные качества и св-ва представлены в прилагаемой модели личности в виде определ стр-ры. Центр этой структуры - мотивационная сфера.

По К.К. Платонову, — это человек, наделенный сознанием, способный включаться в общественные отношения, осваивать и преобразовывать окружающую природу, общество и самого себя.

Модель личности по Платонову:

- первая — подструктура направленности: отношения и моральные черты личности (их уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность).

- вторая — социальный опыт: знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в процессе обучения.

- третья - форма отражения: индивидуальные особенности психических процессов, формируемые в процессе социальной жизни: внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь.

- четвертая — биологически обусловленная: половые и возрастные особенности и ее патологические изменения.

- пятая — характер человека.

- шестая подструктура — способности.

Предложенные модели не учитывают все аспекты сущности личности. Они не раскрывают соотношение свойств личности и свойств индивида, влияние личности на др. людей и т. п. Чтобы преодолеть эти и другие ограничения моделей личности, в ее изучении стали опираться на системный подход. В рамках системного подхода личность рассматривается не как структура, а как система, в которой одно из свойств, входящее в структуру, является системообразующим.

Этим требованиям отвечает структура личности, разработанная А.В. Петровским. Личность, по А.В. Петровскому, — это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деят-ти и общении и характеризующее меру представленности обществ отношений в индивиде.

Структура личности:

1) Внутрииндивидная (интраиндивидная) – строение Т, характера, Сп чел.

2) Интериндивидная — личность в сис межлич отнош.

3) Метаиндивидная (надиндивидная) — это п-сс и результат запечатления субъекта в других людях.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию