Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теор представления о п-х саморегуляции, самодетер, самоуправл и саморазв личности





Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Структура:

1) принятая субъектом цель его произвольной активности;

2) модель значимых условий деятельности- комплекс условий для успешной деятельности;

3) программа собственно исполнительских действий;

4) система критериев успешности деятельности;

5) информация о реально достигнутых результатах;

6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

 

Саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую). Произвольная - связана с целевой деятельностью, непроизвольная - с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.

 

Психологические концепции саморегуляции человека:

О.А. Конопкин: саморегуляция - это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.

Ю.А. Миславский. Включает в состав структурно-функциональных компонентов системы саморегуляции личности ценности и цели, идеалы и образ „Я“, а также уровень притязаний и самооценку.

Ю.А. Голикова и А.Н. Костин. В качестве саморегуляции представили модель, которая сочетает системный и межсистемный подход. Эта модель отражает как целостность, так и неустойчивость, неупорядоченность процессов регуляций. В модели психическая активность распределяется на три типа: текущая (непосредственное реагирование на событие), ситуационная (поиск выхода) и долгосрочная (формирование стратегии поведения).

В каждой из этих систем выделяется по три уровня регуляции. В системе текущей регуляции: активационно-энергетическая стабилизация. В системе ситуативной регуляции - уровни ситуационного реагирования. В долгосрочной - уровни программно-целевой организации.

Инициирующим фактором процессов регуляции рассматривается несоответствие между объективной действительностью и субъективным, „внутренним миром" человека.

Каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, который увеличивается по мере возрастания уровня регуляции.

 

Современный деятель - В.И. Моросанова. Она предложила понятие индивидуального стиля саморегуляции личности: средство реализации субъектного подхода к исследованию индивидуально-типических форм произвольной активности человека.

В.И. Моросанова опирается на следующие представления: способами реализации психической активности являются сознание и действие. Активность человека и индивидуальность осуществляется в форме действия, т.е. различных видов активности и регулируется сознанием, в форме процессов саморегуляции различных видов активности.

Функции ИСР: системообразующая, инструментальная, компенсирующая.

 

А.К. Осницкий предлагает модель регуляторного опыта человека. Осмысленное знание о возможностях самоуправления становится опорой для человека в разработке собственных стратегий жизнедеятельности и решения текущих задач, им предложена концептуальная модель регуляторного опыта человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения.

 

Г.Ш. Габдреева предложила многоуровневую систему регуляции жизнедеятельности, где под жизнедеятельностью человека она подразумевает все возможные проявления его активности.

В этой системе можно выделить два блока:

1) внешний: откр часть функц системы, обеспечивающая выбор оптим межличностных отношений, поведения, деят-ти и ПС;

2) внутр: определяет процессы, направленные на сохр гомеостазиса в относительно закрытой части сис, отвечающей за приспособ деят-ти организма.

Первый, самый высокий - соц-психологический (регуляция межличностных отношений).

Второй - личностный; объект исслед: регуляция поведения личности.

Третий - ур псих процессов. Изучение особен-й управления и регуляции деят-ти.

Четвертый - ПС. Объект исследования: управление и регуляция псих ур реагирования, проявляющихся в виде переживаний.

Пятый - регуляция функц состояний, проявления периферической НС (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного - внутр органы).

Каждый из уровней связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем больший вес он имеет в целостной сис.

Одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутр активность чел (Конопкин, Миславский, Моросанова, Осницкий, Габдреева), др через его взаимодействие с окр средой (Голикова и Костин).

Самодетерминация - Сп самост выбора направления саморазвития. Постулируется наличие у чел Сп и возможностей для здор и полноц жизни.

Свобода как осознание: Э.Фромм

Фромм считает позит свободу, гл условием роста и развития чел, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией — стремл-м к утвержд-ю жизни в противовес смерти.

Двоякая трактовка понятия свободы. Первое — это изначальная свобода выбора принять свободу во втором - отказаться от нее. Во втором — это стр-ра Х, выражающаяся в Сп действовать на основе разума.

Результат выбора зависит от силы конфликт тенденций. Они различ и по степени осознанности: что хорошо, а что плохо; способ действия в данной ситуации, ведущий к поставленной цели; собственные неосознанные желания; реальные возможности, закл в ситуации; последствия каждого из возможных решений; недостаточность осознания, необх также желание действовать вопреки негативным последствиям.

Франкл говорит о свободе человека по отношению к влечениям, по отношению к наследственности и по отношению к внешней среде.

Свобода как осознание возможностей в рамках судьбы: Мэй. Свобода – это Сп выбирать один, либо др способ существования, переживать себя в одном, либо в др качестве и диалектически двигаться от одного к др. Пространство свободы — это дистанция между этими двумя состояниями, между состоянием субъекта и состоянием объекта.

В общ виде свобода — это Сп чел управлять своим собств развитием, связанная с самосознанием, гибкостью, открытостью, готов к измен.

Свобода не противоположна детерминизму, а соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять, и только по отношению к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство детерминизма чел жизни - судьба.

Многоуровневая структура субъектности: Р.Харре.

Характеризует систему регуляции человеческих действий в кибернетических понятиях многоуровневости и многовершинности. “Это система, которая может исследовать каждое причинное влияние на нее под углом зрения его соответствия набору принципов, встроенному в более высокие уровни системы. Если система многовершинна, высший уровень ее тоже будет сложным, способным переключаться с одной подсистемы этого уровня на другую. Такая система может иметь бесконечное число уровней и на каждом из них — бесконечное число подсистем.

Основная проблема теории Харре закл в определении “критериальных сис-м высших ур”.

Теория самоэффективности: А.Бандура

Основой человеческой свободы, является воздействие на себя, которое возможно благодаря двойственной природе Я — одновременно как субъекта и объекта, — и причинно влияет на поведение так же, как и внешние его причины. Одним из основных проявлений субъектной детерминации является способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуациях принуждения — сопротивляться ему. Общая формула А.Бандуры сводится к тому, что “человеческое поведение детерминировано, но детерминировано отчасти самим индивидом, а не только лишь средовыми факторами”.

Самоэффективность явл: универс мотивац мех-м; содерж убеждений самоэффек-ти специфично для разных сфер.

Теория самодетерминации и личностной автономии: Деси и Райан

Самодетерминация - ощущение свободы по отношению к силам внешо окружения, и к силам вн личности.

Авторы выделяют 3 основ личност ориентации:

1) автономную ориентацию, связь осознанного повед с его результатами; источник поведения – осозн-е своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную ориентацию, основ на ощущении связи поведения с его результатом, источник поведения - внешние требования;

3) безличная - результат не мб достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Деси и Райан обосновывают модель постепенного формир личностной автономии через интернализацию мотивации и контроля над поведением: от чисто внеш мотивации через этапы интроекции, идетнификации и интеграции к внутр мотивации и автономии.

Некот др подходы в ЗП

Тэйджсон (гуманистическая П). Свобода - переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием. П свобода неразрывно связана со степенью и масштабами самоосознания и тесно коррелирует с псих здоровьем или аутентичностью. Она формируется в процессе индивидуального развития. Тэйджсон выделяет 3 параметра свободы:

1) уровень когнитивного развития,

2) объем внешних ограничений,

3) подсознат внутр детерминанты и ограничения.

Близкие взгляды развивает Дж.Истербрук. Эффективность контроля и степень свободы оказывается прямо связана с интеллектуальными способностями, обучаемостью и компетентностью.

Дж.Ричлак - основание свободы в способности самого субъекта, исходя из собственных желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей детерминировать собственные действия, включаться в систему детерминации своей активности и ее переструктурировать, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой.

Анализ проблемы свободы и самодетерм в постсовет П

В рефлексивно-деятельност анализе Кузьминой: свобода – это самоопределение чел по отношению к границам своих виртуальных возможностей на основе рефлексии этих границ. Выделяются аспекты свободы: чувственный (субъективное переживание), рациональный (рефлексия границ возможностей) и действенный (Сп реально изменять границы вирт возможностей).

В многоуровневой модели личностной саморегуляции Калитеевской и Леонтьева. Свобода – это форма активности, характеризующаяся тремя признаками: осознанностью, опосредованностью ценностным “для чего” и управляемостью в любой точке. Она формируется в онтогенезе в процессе обретения личностью внутреннего права на активность и ценностных ориентиров.

Балл, определяет свободу через усл, способств-е “гармоничному развертыванию и проявлению разносторонних Сп личности.

Концепция свободной причинности Петровского. Я - выступает в этом подходе как субъект свободы, а сама свобода связывается с выходом за пределы предустановленного в деятельности человека в сферу беспредельного.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 449; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию