Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понимание структуры личности в ЗП и ОП
Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта - это устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях. По мнению Р.Кеттела, автора личностного опросника – 16 PF – ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам. Г. Айзенк: все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным суперчертам. Поскольку такие сперчерты присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально Г. Айзенк выделил два типа: экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность. Г. Айзенком разработан ряд психодиагностических методик для выявления индивидуальных особенностей по трем типам личности. Наиболее известен из них "Личностный опросник Айзенка" (EPQ), его использование существенно продвинуло исследования психопатологии и криминального поведения. Концепции Г. Айзенка и Р. Кеттела многим специалистам представляются слишком сложными, перегруженными статистическими процедурами, "углубленными" в нейрофизиологию, поэтому они тяжело адаптируются к практическому применению. Тем не менее эти работы до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра применения. Личность - специфическое созвездие черт, т.е. свойств, качеств (Кеттел, Гилфорд, Айзенк). Вертгеймер выделил первичные черты - реакция непосредственного восприятия, какого-то аспекта личности. Изолированные черты — возникновение в реакции явления характера. Люди различаются по набору и степени развитости отдельных, независимых черт. Черта объединяет характеристики личности и раскрывается через другие качества -робость через застенчивость, неуверенность в себе через сдержанность, смелость через активность, готовность к риску. Фактор - параметр, кот определяется посредством поверхностных черт. Способ выявления черт - изучение языка, выбор слов, которые описывают стороны личности, далее исключение синонимов, далее методом корреляции выявляется связь между поверхностными чертами. Факторный анализ (ФА) - это статистический метод суммирования и упрощения рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд переменных сводится к сравнительно малому ряду факторов, или черт личности. ФА д охватывать все черты личности, выявить действие фундаментальных факторов. Он позволяет решить две проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и компактно. С помощью ФАа возможно выявление скрытых латентных переменных факторов (пр: когда анализируя оценки полученные по нескольким шкалам, исследователь замечает, что они сходны между собой и имеют высокий коэффициент корреляции, он может предположить, что существует некоторая скрытая, латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок). Такую переменную называют фактором. 2 цели Факторного анализа: - определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. н. «объективная R-классификация»; - сокращение числа переменных. Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонент (МГК). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонент некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа. Это единственный математически обоснованный метод факторного анализа. Факторный анализ может быть: 1) разведочным —осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках; и 2) конфирматорным, для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят: - Все признаки должны быть количественными. - Число признаков дб в 2 р больше числа перемн-х. - Выборка должна быть однородна. - Исходные переменные дб распред симметрично. - ФА осущ-ся по коррелирующим переменным. При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие мс переменные и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные. Недостатки: • Выявленный набор черт зависит от качества исходного материала. • Все считают необх для описания личности разное кол-во черт. • На основе знания черт нельзя предсказать поведение. Бихевиоризм и необихевиоризм: нет четкой формулировки ПСЛ. По мнению ранних бихевиористов, законы чел поведения следует изучать через мышечные движения и секреция желез. И делать это можно через анализ совокупностей пар и стимул - реакция». ГП. Целостность ПСЛ - центральный момент. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др. Психоанализ. Фрейд, ПСЛ выражается при взаимодействие: Ид, Эго и Супер-эго. Ид («Оно») - бессознательное, включающая биологические инстинкты. Супер-эго («Сверх-Я») - стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно». Эго («Я») - это зона конфликта, между «Оно» и «Сверх-Я». По мнению Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни. Неофрейдизм. Юнг: настаивал на врожденности ПСЛ. Выделил архетипы. Адлер, структура целостна и ее функционирование подчинено - «чувству общности». Источник формирования и развития личности - в стремлении к превосходству над др. Маслоу: ядро личности - врожденная потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность - это внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня. К. Роджерс, личность - это то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий. Когнитивная П. Дж. Келли, ПСЛ - это два типа личностных конструктов: - базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми; - периферические - для решения текущих задач более низкого уровня. Она имеет иерархическую структуру, функционирующую по «схемам». Диспозиционный подход. Основной атрибут личности - темперамент (или его свойства) (Г. Айзенк). Деятельностный подход. К. К. Платонов. ПСЛ включает в себя четыре уровня: - низший - составляют био и конституциональные св-ва человека; - второй - индивид хар-ки форм отражения; - третий - индивид социальным опытом человека; - высший - направленность личности (мировоззрения, идеалы, самооценка, особен Х). В структуре личности тесно переплетаются врожденные и "наживные" начала, био (генетически наследованное) и соц (приобретенное в онтогенезе). Леонтьев, к базовым параметрам ПСЛ: - разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью разл деятельностей; - степень иерархизированности связей с миром, их мотивационная «окраска»; - общая структура связей индивида с миром. Петровский, личность - это системное соц качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Ананьев, признавал ведущую роль социальных компонентов в структуре личности. Братусь, ПСЛ в виде трехуровневой системы: - эгоцентрический уровень, вкл самоценное отношение к себе, потребительское отношение; - группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от его значимости; - просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку. Date: 2015-09-03; view: 352; Нарушение авторских прав |