Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема самосознания личности в ЗП и ОП
Самосознание личности — это осознанное отношение чел к своим потребностям и Сп, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания: Сп чел отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формир первичных способов чел бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, чел выделяет сам себя из окр среды, ощущает себя субъектом своих физ и ПС, действий и процессов, выступает как «Я». Субъективное переживание собственного «Я»: чел понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Результат пр-в самосозн м считать Я-концепцию. Я-концепция - это обобщённое представление о самом себе, система установок относительно своей личности, «теория самого себя». Теоретические основы Я-концепции заложил Джеймс: Я-концепция – двойственное образование, которое делится на «Я-сознающее» и «Я-объект» (всё, что человек называет своим - духовное, материальное, социальное, физическое «Я»). В 1912, Мид и Кули: я и общество – единое целое, поэтому человеку важно, каким его видят др; самоопределение чел как носителя роли осуществляется осознанием и принятием представлений, кот сущ у него относительно др. В 1960 Эриксон: Я-концепция через призму Эго-идентичности. Эго- идентич - совокупность принятых ролей, возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с миром знаний о том, как' на него реагируют др. Источники идентичности: • Самопознание • Референтные группы • Значимый другой. Феноменологический подход Роджерса - «восприятие человеком чего-либо». Я-концепция - система самовосприятий и основа поведения. По Бернсу Я-концепция вкл:: 1. Образ я - представление индивида о самом себе - когнитивная составляющая. 2. Самооценка - аффективное отношение к образу Я - эмоционально-оценочная составляющая. 3. Поведенческая составляющая. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Она является динамическим образованием.
Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я - рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, мб, как обоснованным, так и необоснованным. 2. Эмоц отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Реакция, кот м выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются: - Образ Я - представления индивида о самом себе. - Самооценка - аффективная оценка, кот м обл разл интенсивностью. - Потенц поведенческая реакция - конкретные действия, которые м.б. вызваны образом Я и самооценкой. В П, Я-концепции: - Я-реальное - роли, способности, статус, какой есть на самом деле. - Я-зеркальное - как меня видят другие - Я-идеальное - каким я хочу быть. Концепция построена на теории и эксперименте, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву чел эволюция – это единый процесс, детерминированный истор усл жизни чел в общ-ве. Индивидуальность – это продукт слияния соц и био в индивид развитии чел. Она направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл важным фактором высокой жизнеспособности. Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ индивида, объекта и субъекта истор процесса. Если личность – "вершина" всей структуры чел свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств. Но чел явл и закрытой системой вследствие внутр взаимосвязанности свойств личн индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (Самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр тенденций в продукты творч деятельности личн. Онтогенез индивидуальности – внутр противоречивый, неравномерный и гетерохронный пр-сс. В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру - соц целое, к кот принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности. И интраиндивидуальную - включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками). Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения: общих свойств элементарным, частным соц и психофизиолог св-ам, и координационному принципу. Совокупность свойств интраиндивид структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.
Date: 2015-09-03; view: 285; Нарушение авторских прав |