Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема самосознания личности в ЗП и ОП





Самосознание личности — это осознанное отношение чел к своим потребностям и Сп, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания: Сп чел отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формир первичных способов чел бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, чел выделяет сам себя из окр среды, ощущает себя субъектом своих физ и ПС, действий и процессов, выступает как «Я». Субъективное переживание собственного «Я»: чел понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результат пр-в самосозн м считать Я-концепцию.

Я-концепция - это обобщённое представление о самом себе, система установок относительно своей личности, «теория самого себя».

Теоретические основы Я-концепции заложил Джеймс: Я-концепция – двойственное образование, которое делится на «Я-сознающее» и «Я-объект» (всё, что человек называет своим - духовное, материальное, социальное, физическое «Я»).

В 1912, Мид и Кули: я и общество – единое целое, поэтому человеку важно, каким его видят др; самоопределение чел как носителя роли осуществляется осознанием и принятием представлений, кот сущ у него относительно др.

В 1960 Эриксон: Я-концепция через призму Эго-идентичности. Эго- идентич - совокупность принятых ролей, возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с миром знаний о том, как' на него реагируют др.

Источники идентичности:

• Самопознание

• Референтные группы

• Значимый другой.

Феноменологический подход Роджерса - «восприятие человеком чего-либо». Я-концепция - система самовосприятий и основа поведения.

По Бернсу Я-концепция вкл::

1. Образ я - представление индивида о самом себе - когнитивная составляющая.

2. Самооценка - аффективное отношение к образу Я - эмоционально-оценочная составляющая.

3. Поведенческая составляющая. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Она является динамическим образованием.

 

Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я - рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, мб, как обоснованным, так и необоснованным.

2. Эмоц отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Реакция, кот м выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются:

- Образ Я - представления индивида о самом себе.

- Самооценка - аффективная оценка, кот м обл разл интенсивностью.

- Потенц поведенческая реакция - конкретные действия, которые м.б. вызваны образом Я и самооценкой.

В П, Я-концепции:

- Я-реальное - роли, способности, статус, какой есть на самом деле.

- Я-зеркальное - как меня видят другие

- Я-идеальное - каким я хочу быть.

Концепция построена на теории и эксперименте, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания.

По Ананьеву чел эволюция – это единый процесс, детерминированный истор усл жизни чел в общ-ве.

Индивидуальность – это продукт слияния соц и био в индивид развитии чел. Она направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл важным фактором высокой жизнеспособности.

Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ индивида, объекта и субъекта истор процесса. Если личность – "вершина" всей структуры чел свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств.

Но чел явл и закрытой системой вследствие внутр взаимосвязанности свойств личн индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (Самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр тенденций в продукты творч деятельности личн.

Онтогенез индивидуальности – внутр противоречивый, неравномерный и гетерохронный пр-сс.

В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру - соц целое, к кот принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности. И интраиндивидуальную - включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками).

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения: общих свойств элементарным, частным соц и психофизиолог св-ам, и координационному принципу. Совокупность свойств интраиндивид структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.

 

 







Date: 2015-09-03; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию