Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие и мотивация





 

Другим важ­ным фак­то­ром, вли­я­ющим на вос­п­ри­ятие, яв­ля­ет­ся мо­ти­ва­ция. Мо­ти­ва­ции - это при­чи­ны, по­буж­да­ющие нас де­лать то или иное. Су­щес­т­ву­ет мно­жес­т­во ти­пов мо­ти­ва­ции, от на­ибо­лее при­ми­тив­ных, нап­ри­мер, го­ло­да, жаж­ды, по­ло­во­го вле­че­ния, до пси­хо­ло­ги­чес­ких пот­реб­нос­тей - люб­ви, приз­на­ния, ува­же­ния, и в кон­це кон­цов, выс­ших по­буж­де­ний, та­ких как аль­т­ру­изм, а так­же то­го, что Аб­ра­хам Мас­лоу наз­вал са­мо­ре­али­за­ци­ей - пот­реб­нос­ти осу­щес­т­вить то уни­каль­ное, что за­ло­же­но в каж­дом че­ло­ве­ке при­ро­дой. На про­цес­сы вос­п­ри­ятия вли­я­ют мо­ти­ва­ции всех уров­ней.

Влияние мо­ти­ва­ции низ­ших уров­ней осу­щес­т­в­ля­ет­ся не­пос­ред­с­т­вен­но. Нап­ри­мер, в од­ном эк­с­пе­ри­мен­те де­тей поп­ро­си­ли оце­нить раз­ме­ры мо­нет. При этом од­на и та же мо­не­та бед­ным де­тям ка­за­лась боль­ше, чем бо­га­тым. В дру­гом эк­с­пе­ри­мен­те школь­ни­кам по­ка­зы­ва­ли од­ни и те же неп­ра­виль­ные фи­гу­ры до и пос­ле еды. При этом до еды они ас­со­ци­иро­ва­лись с ви­дом пи­щи в сред­нем в два ра­за ча­ще, чем пос­ле. Как гла­сит пос­ло­ви­ца: «What bre­ad lo­oks li­ke de­pends upon whet­her you are hungry or not» (ка­ким вам ви­дит­ся хлеб, за­ви­сит от то­го, го­лод­ны вы или нет).

Определенное вли­яние на по­ве­де­ние и вос­п­ри­ятие ока­зы­ва­ют силь­ные эмо­ции. Из­вес­т­но, что рас­сер­жен­ный че­ло­век скло­нен вез­де ви­деть вра­гов. Роб­кий всег­да пре­уве­ли­чи­ва­ет опас­ность, при­ни­мая по­рой му­ху за сло­на. Влюб­лен­ные, по­дог­ре­ва­емые стрем­ле­ни­ем ви­деть пред­мет сво­его обо­жа­ния, мо­гут оши­боч­но при­нять за не­го пос­то­рон­не­го че­ло­ве­ка.

В об­щем, мо­ти­ва­ции нап­рав­ля­ет дей­с­т­вия лю­дей на удов­лет­во­ре­ние их пот­реб­нос­тей. Мо­тив или эмо­ция из­ме­ня­ет ва­ше вос­п­ри­ятие со­бы­тий в сто­ро­ну же­ла­емо­го их ис­хо­да.

 

СХЕМЫ: СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА УМА

 

Восприятие, вклю­ча­ющее ана­лиз и оцен­ку сен­сор­ной ин­фор­ма­ции, пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ме­ха­низ­ма оп­ре­де­ле­ния ин­фор­ма­ции, ко­то­рую мы вос­п­ри­ни­ма­ем. Нап­ри­мер, пе­ред на­ми рас­п­лыв­ча­тая тень ка­ко­го-то пред­ме­та. Что это - куст или мед­ведь? Бу­лыж­ник или гру­ша? Для отож­дес­т­в­ле­ния с лю­бым из этих пред­ме­тов, вы уже дол­ж­ны иметь их умоз­ри­тель­ные мо­де­ли, с ко­то­ры­ми мож­но бы­ло бы срав­ни­вать ин­фор­ма­цию от ва­ших ор­га­нов чувств. Са­мая под­хо­дя­щая ско­рее все­го сов­па­дет с тем, что вы ви­ди­те.

То же про­ис­хо­дит и на бо­лее аб­с­т­рак­т­ных уров­нях соз­на­ния, вклю­чая язык, мыш­ле­ние и па­мять. Нап­ри­мер, вы не смо­же­те сде­лать вы­вод, о так­тич­нос­ти или прав­ди­вос­ти го­во­ря­ще­го, по­ка у вас не бу­дет умоз­ри­тель­ной мо­де­ли так­тич­нос­ти или прав­ди­вос­ти. Эти умоз­ри­тель­ные мо­де­ли, име­ну­емые «схе­ма­ми», или «кар­ка­са­ми», или «сце­на­ри­ями» пред­с­тав­ля­ют со­бой бло­ки, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ет­ся вос­п­ри­ятие или мыш­ле­ние.

Новые схе­мы соз­да­ют­ся пу­тем из­ме­не­ния или ком­би­ни­ро­ва­ния ста­рых, не­ко­то­рые из ко­то­рых за­ло­же­ны ге­не­ти­чес­ки. При этом учи­ты­ва­ют­ся ос­нов­ные за­ко­но­мер­нос­ти ок­ру­жа­юще­го ми­ра и прог­ноз тран­с­фор­ма­ции на бу­ду­щее. Схе­ма - это мо­дель, или аб­с­т­рак­т­ное зна­ние от­но­си­тель­но ка­кой-то об­лас­ти ре­аль­нос­ти. Это «раз­но­вид­ность не­фор­маль­ной, нес­фор­му­ли­ро­ван­ной те­ории о при­ро­де со­бы­тий, объ­ек­тов или си­ту­аций, с ко­то­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся». Весь име­ющий­ся у нас на­бор схем для ин­тер­п­ре­та­ции на­ше­го ми­ра», - пи­шет стэн­д­фор­д­с­кий пси­хо­лог Дэ­вид Ру­мель­харт, - «в ка­ком-то смыс­ле пред­с­тав­ля­ет на­шу лич­ную те­орию о при­ро­де ре­аль­нос­ти».

Схемы по­мо­га­ют упо­ря­до­чить вос­п­ри­ятие, груп­пи­руя вмес­те ти­пич­ные на­бо­ры приз­на­ков или свойств объ­ек­тов, лю­дей или си­ту­аций. Это да­ет нам воз­мож­ность вы­хо­дить за пре­де­лы той не­пол­ной ин­фор­ма­ции, что дос­туп­на на­шим чув­с­т­вам, и вос­п­ри­ни­мать мир це­лос­т­но.

 

УПРАЖНЕНИЕ: КАК СХЕМЫ ВЫВОДЯТ НАС ЗА ПРЕДЕЛЫ







Date: 2015-09-02; view: 530; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию