Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной текст лекции. Тема медитации очень глубокая, сложная и объемная





Сегодня 14 декабря 2010 года. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» около метро «Новослободская» в городе Москве. Меня зовут Виктория. Это тематическое занятие Международного Открытого Йога Университета для всех желающих. Тема нашего занятия «Практика медитации».

Тема медитации очень глубокая, сложная и объемная. Поэтому начнем это занятие с ответов на возникшие у вас вопросы.

Вопрос: Может, не совсем по теме. Когда человек начинает серьезно заниматься самопознанием, то его круг общения сам собой начинает сужаться, как правило, такой человек приходит к уединенному, достаточно аскетичному образу жизни, при этом он не уходит из внешнего мира, но все равно, как бы, «варится в своем собственном соку». Иной раз пытаешься остановить свой внутренний монолог, но он достигает такого масштаба, что начинаешь задавать себе вопрос: «А может тебе надо больше с людьми общаться?» Как найти «золотую» середину, чтоб в себя не уйти полностью и не свариться в этом «котле» разума и наоборот?

Виктория: Внешняя или внутренняя суета? Что выбрать? Если мы отказываемся от внешней неразберихи, суетливой жизни и рассеянности, то акцент рассеянности смещается на внутреннюю Вселенную и получается то же самое, только внутри. Что же выбрать? Вопрос этот на самом деле не такой простой, в том плане, что, кто занимается самопознанием, развивается, действительно замечают, что круг общения становится меньше. Это не значит, что вы стали одиночкой, и одиночество Вам необходимо, дело тут в эффективности вашей жизни. Т.е. вы стали более эффективны, стали соблюдать второй принцип йоги и отсеяли ненужное вам общение. Потому что, когда общение ни к чему не приводит, эта пустая трата времени, никакой пользы от этого нет, т.е. для вашего развития вы не получаете никакого хорошего эффекта, не идете вверх, не растете.

Соблюдая второй принцип йоги, действительно, может так случиться, что круг общения может сократиться. Но, если бы у вас было много единомышленников, общение с которыми поднимало бы вас и продолжало бы ваш духовный рост, то уверяю вас, что это количество людей не уменьшилось бы. Т.е. здесь вопрос в том, что не с кем общаться. Со старыми друзьями общаться на темы праздные, пустые – нет смысла. Поэтому у вас на какой‑то период сокращается количество людей, но рано или поздно, если вы выйдите на какой‑то определенный уровень, где будет много людей подобных вам, то круг общения может стать таким же, только уже на совершенно другом качественном уровне. Т.е. каждый разговор, каждая встреча будет вас поднимать (и одного и другого). Если Вы проживаете такой период не пугайтесь. Не пугайтесь, если оказалось так, что не с кем поговорить и не о чем вообще разговаривать, и не хочется встречаться, потому что зачем это делать? Какой смысл? Просто так? Для чего? У вас есть определенные цели в жизни. Это первая часть вопроса.

Вторая часть вопроса: «Что делать с этой суетой?». Если вы переносили суету, рассеянность во вне, то она оборачивается против вас самих, и вы начинаете внутри себя с ней бороться. Если у вас возник такой период, вы его проживаете – это уже не плохо. Потому что, чтобы спрятаться за тем, что внутри вас, чтобы не обращать внимания на внутренний мир, мы иногда убегаем вовне, так проще себя и свою жизнь оправдать. Пообщался с кем‑то и вроде время не зря потратил – это некий уход вместо того, чтобы начать разбирать внутренние завалы, внутреннюю грязь. Т.е. вместо того, чтобы убраться дома, вы бежите по гостям, по друзьям, проводите у них время. Все здорово, но рано или поздно нужно прийти к себе домой и сделать генеральную уборку. И как бы долго мы не бегали и гуляли, рано или поздно это будет необходимостью, если мы занимаемся йогой, самопознанием. Поэтому столкнулись с этим, начали разбирать этот внутренний хаос, испугались, что не так там все гладко и чисто. Отношение к этому должно быть спокойное – да, у меня такие‑то неполадки, нужно с тем‑то поработать, и смело начать «чистку». Т.е. отношение спокойное, продуктивное, нужно браться за дело.

Вопрос: Вы говорили, что если концентрироваться на объекте, то он себя раскрывает. От чего зависит, раскроется объект или нет? Как быть, когда он раскроется?

Виктория: От степени Вашей концентрации.

Вопрос: Т.е. от нашего внутреннего состояния? От самого объекта – это не зависит?

Виктория: Все зависит от степени вашей концентрации. Если вы максимально сконцентрировались, сфокусировались на объекте, он раскроется. Если недостаточно сильно, то он только лишь в недостаточной степени раскроется. Вы не думайте, что медитация и концентрация внимания – это что‑то оторванное от жизни. Объект вам раскрывается в жизни только лишь, когда вы смогли на нем сконцентрировать свое внимание. Это встречается на каждом шагу. Вы не сможете плодотворно работать, если вы не сконцентрируетесь нужным образом, то очень быстро вас уволят. А если вы обладаете силой концентрации, можете на работе думать о делах (т.е. концентрироваться на работе), а не о проблемах, домашних заботах, то вы будете очень хорошим сотрудником, Вас будут ценить, и вы будете с каждым днем все лучше разбираться в той обязанности, которую вам дали. Если вы, приходя на работу, фокусируете 1% своего внимания, а 99% непонятно на чем, то вы так и не поймете чем занимаетесь, так какие‑то делишки, а чтобы действительно вникнуть в суть работы, этого не сможете сделать. Все зависит от силы вашей концентрации.


Если Вы будете читать книгу и сильно концентрироваться на ней, то поймете сюжет, запомните его, прочувствуете то, что хотел сказать автор, проживете с героями весь сюжет. Если вы будете читать, а на заднем плане будут посторонние мысли, то не поймете смысл книги, забудете всю последовательность повествования, как зовут героев и т.д. Если вы друг с другом общаетесь, так же нужна концентрация. Вы кушаете, нужна концентрация, если не будете концентрироваться, то поперхнетесь. Если не будет концентрации не сможете сделать никакую асану из Хатха йоги. Если не будет умения концентрировать, направлять свое внимание на объект, то вы ничего ни с чем не сможете сделать!

На прошлом занятии мы говорили, что есть произвольная и непроизвольная концентрация внимания или медитация методами Сознания и Энергии. Непроизвольная концентрация своего внимания – это метод Энергии, т.е., концентрация на том, что я хочу, что мне нравится, что мне приятно. Произвольная концентрация – метод сознания – нам может быть не интересен объект, но мы волеизъявляем и направляем свое внимание и концентрируемся на объекте. Метод энергии и метод сознания необходимы, сочетание этих двух методов выдает результат. Например, мы начинаем медитировать, концентрироваться на объекте, который нам неинтересен (метод сознания), через какое‑то время эта медитация перерастает в метод энергии (от сознания к энергии). Потом после концентрации методом энергии требуется усилие, преодоление (медитация сознания). И другой вариант, медитация на том, что нам интересно (метод энергии), потом перерастает в другой вид концентрации (сознания).

С медитацией энергии нам проще, т.к. если это интересно, то хотя бы на какое‑то время мы сможем сконцентрироваться. Сложнее, если объект нам неинтересен. Поэтому мы должны сделать акцент на медитации сознания, когда мы концентрируемся на объекте, который не представляет для нас какого‑то интереса, и мы не так уж хотим на него смотреть. Пример из жизни, люди начинают заниматься йогой, ходят на все занятия, лекции, читают книги, смотрят фильмы, живут в йоге, т.е. тотальная медитация, концентрация на йоге методом энергии. Интересно, здорово, получаю результат, Бхава. Или студенты, которые только начинают учиться, их подхватывает волна и они, действительно, концентрируются только на йоге, практика занимает очень большое количество времени. Вот она медитация.


Но приходит период, когда у нас уже не такой сильный интерес к йоге (спад пошел), и на этом спаде требуется произвольная концентрация (медитация методом сознания), когда ты заставляешь себя заниматься каждый день, уже не так интересно, нет такой эйфории. На этом спаде ты заставляешь себя концентрироваться на йоге – на лекциях, теории, практике. Если этого не будет, то когда интересно человеку, он учится, когда интерес пропал – уходит, например, заниматься борьбой нанайских мальчиков или еще чем‑нибудь. Пошел, позанимался борьбой нанайских мальчиков – интересно – хочу (медитация энергии), потом идет спад, нужно сконцентрироваться произвольно (медитация сознания), нужно приложить усилия, но не хватает воли, и человек уходит в другую систему, и так он перепрыгивает.

В итоге он не получает знаний, пользы ни от одной из систем. Если бы он остался в йоге и прошел бы волну экстаза (все экзальтированные состояния), потом пришел бы спад, а у него уже развита произвольная концентрация, «переползает» этот спад. После спада обычно еще большая эйфория, больший подъем и медитирует методом энергии. Потом опять спад и т.д. Если человек владеет двумя этими составляющими, то он все глубже и глубже проникает в какую‑то систему. Например, добывают полезные ископаемые, начинают бурить ‑ хорошая, плодородная, мягкая земля, легко бурится.

Потом возникают какие‑то препятствия – начинают посильнее бурить, идут дальше, и на самой глубине кимберлитовая трубка и алмазы, и богатеют. А если бы пробурили только верхний слой рыхлой земли, и остановились, как только возникли препятствия, алмазов так и не достали бы. Это касается всего в жизни, если мы бурим, мы достигнем, мы возьмем массу положительного, система начнет нам раскрываться и приносить плоды. Когда учимся в институте, нас захватывает волна интереса, потом приходит спад, и мы бросаем его, не доучившись 2 года. Не хватает воли, произвольной концентрации внимания, когда нужно себя заставить. И человек бросает это учебное заведение и уходит в другое, вроде интересно, но потом требуются усилия, а их нет, бросаем второе учебное заведение и в итоге остаемся без высшего образования. Поэтому, куда не посмотри, везде требуется две этих составляющих, особенно нам нужно развивать произвольную концентрацию внимания, нужно уметь заставлять себя применять усилия.

Непроизвольной концентрацией внимания обладают даже животные. Если перед собачкой положить сахарную косточку под стекло, она будет на нее любоваться хоть целые сутки, а попробуй положи перед ней учебник по биологии, где описана польза от сахарной косточки, она не знает букв, поэтому не сможет долго смотреть на текст. Мы обладаем произвольной концентрацией, если мы хотим, нам интересно – мы можем сконцентрироваться. Мы получили тело человека, и у нас есть способность, в отличие от животных, применять усилия и направлять свое внимание по велению нашей воли, заставлять себя, даже если мы этого не хотим. Поэтому, мы – люди – более высокоразвитые существа, не должны быть "хочу‑не хочу, нравится‑не нравится", есть еще слово надо. Есть вы поставили перед собой какие‑то цели – надо их достичь.


Иногда легко идти к этой цели, иногда сложно, но вы знаете, что у вас есть цель и вам нужно ее достичь. Работая в этом направлении, к нам на помощь приходит такая способность как вырабатывание привычек, если вы какое‑то время заставляли себя и произвольно концентрировались на чем‑то, то рано или поздно эта произвольная концентрация становится для нас привычкой, мы нарабатываем этот навык. Если у нас этот навык развит, то мы сможем достичь и применить этот навык в другие какие‑то области своей жизни.

Если человек хорошо концентрируется на каком‑то объекте долгое время, то он действительно может сконцентрироваться и на другом объекте долгое время – что тот не интересен, что этот не интересен, если на одном смог, значит и на другом сможет. Этот навык нам нужно развивать, и в своей жизни мы должны анализировать – на чем нам сложно концентрироваться и, если мы идем к неким целям и необходимо концентрироваться на каком‑то объекте, то мы должны себя заставить.

Есть люди, которые включают телевизор, и их захватывает криминальная хроника, мыльные сериалы, боевики с кровью и т.д. Они смотрят это и, действительно, могут целый день и ночь потом обдумывать, кто кого любит, кто как разводится и т.д., все мысли только об этом сериале. У меня к вам такой вопрос – будет ли это концентрацией внимания? Будет ли это медитацией?

Ответ: Нет, потому что это интересно, и не прилагаются усилия

Виктория: Концентрация внимания все‑таки будет. Например, компьютерные игрушки, кто‑то так может заиграться, что буквально живет в них. Т.е. концентрация внимания есть, как у собачки на сахарную косточку. Будет ли это медитацией в плане йоги?

Ответ 1: Нет. В данном случае мы наблюдаем только концентрацию энергии. Я так понимаю, что концентрация внимания – это баланс Сознания и Энергии.

Виктория: Есть медитация Энергии, есть медитация Сознания.

Ответ 2: Может это такая техника медитации – телевизор смотреть?

Виктория: Есть такая древняя мудрость, что мы находимся там, где находятся наши мысли, так сделаем так, чтобы наши мысли были там, где мы хотели бы быть. Т.е. чтобы мы управляли этим процессом, своим вниманием и своей энергией. Не так, чтобы кто‑то нажимал на наши кнопочки и заставлял нашу Энергию и Сознание где‑то быть, а чтобы мы сами направляли свою энергию и внимание, т.е. мысли туда, куда мы хотим. В этом большая разница, когда кто‑то знает, как нажать на наши эмоции, на жалость, т.е. кто‑то со стороны управляет нашим вниманием, нашей энергией. Получается такая иллюзия, что кто‑то управляет нашей волей, вниманием, нашим сознанием, а нужно и в концентрации и в медитации, чтобы мы управляли своей волей и направляли свою Энергию и Сознание туда, куда бы мы хотели.

Чтобы мы покупали тот порошок, который нам нужен, а не тот, который рекламируется по телевизору, если мы идем в магазин и покупаем тот порошок, который рекламировали только что в рекламе – это не наше волеизъявление, это волеизъявление того, кто привлек наше внимание, и мы купили именно этот товар. Мы сконцентрировались, запомнили этот порошок, но это не мы сами сделали выбор, это не наше было волеизъявление, мы попались на удочку. Мы должны стать хозяевами своих проявлений.

Когда какая‑нибудь тетечка смотрит целый день сериал, если бы появилось более сильное Высшее Я, более сильная воля, она бы могла эту тетечку развернуть и переправить ее проявление Энергии и Сознания в другую какую‑нибудь область. Так как у тетечки пока еще слабая воля, то она как бы полностью отдается во власть воли продюсеров этих сериалов. Но, как только появится более сильный продюсер, она переключит канал и будет смотреть другой сериал и забудет о том прежнем сериале. Т.е. кто‑то нажимает на наши кнопочки и начинает управлять нашими проявлениями, а в йоге и в медитации мы должны стать хозяевами этих проявлений, управлять сами с помощью своей воли – смотреть или не смотреть. Почему я это смотрю? Потому что это интересно мне лично, либо это интересно вообще не понятно кому, и кто‑то заинтересован в том, чтобы это смотрели.

Вопрос: А можно тогда всё так рассматривать? Например, я интересуюсь йогой только потому, что кто‑то так написал, что мне стало интересно.

Виктория: Да! Сейчас стало модно заниматься йогой, и мы не знаем – это наше решение, наше ли это волеизъявление или это мода, т.е. непонятно чьё волеизъявление – на этом очень многое строится. Т.е. жить по шаблонам, по понятиям, по программам, не мы сами живем своей жизнью и понимаем, что нам хочется – метод Энергии, и что нам надо – метод Сознания, а то, что кому‑то захотелось и кому‑то надо.

Вопрос: А как это определить?

Виктория: Мы должны этому учиться, должны четко представлять, что нам лично надо. Например, можно жить так, как нас запрограммировали наши родители: «Ты должен идти по нашим стопам, учиться именно в этом учебном заведении, потом в 20 лет ты должен жениться (выйти замуж), в 25 у тебя должны появится дети и т.д. и т.п.» ‑ и человеку кажется, что это он так хочет. А можно выбрать свое учебное заведение и выбрать когда выходить замуж (жениться), именно тогда, когда пришло время лично для человека. Поэтому все настолько обросло, и настолько мы в кромешной паутине майи, что очень сложно разобраться, где мое мнение, а где мнение моих родителей, моих друзей – это называется Карма, Майя, и мы находимся в диком заблуждении. Опять же, например, все друзья стали преподавателями, и человек тоже хочет стать преподавателем не потому, что это его Дхарма, его предназначение, что это его, а потому что все друзья преподаватели. Такой человек сбивается с пути, т.е. он живет не своей жизнью, а жизнью других людей.

Здесь напрашивается вопрос "своего ритма", как в занятиях Крия йогой – какой мой собственный ритм, а не ритм других людей. А мы настолько запутались, что на самом деле вспоминаем ритм, как в фильме делает преподаватель, как сосед рядом делает Крия йогу, но мы никак не можем почувствовать свой ритм, свою Дхарму, свой путь. Поэтому эта тема очень непростая и запутанная. Возможно, в первую очередь стоит разобраться с Крия йогой и честно себе сказать, как ты хочешь делать эту йогу, а не так как кто‑то другой делает. Найдешь этот ритм – может быть найдешь свою мотивацию, свои цели, и то, на чем ты хочешь сконцентрироваться или на чем надо именно тебе сконцентрироваться. Поэтому пока мы находимся как в дремучем лесу, и, конечно, нам надо еще разгребать и разгребать завалы.

Вопрос: Чем отличается медитация от позы отдыха Шавасаны?

Виктория: Можно сказать, что если это по‑настоящему Шавасана, то это последняя стадия медитации, когда у нас ноль мыслей. Настоящая Шавасана – это разотождествление от грубого, тонкого и причинного тела, когда ты не чувствуешь тела – тебя нет в теле, у тебя нет эмоций, нет мыслей. Это и есть Самадхи. Т.е. цель одна, что в медитации мы приходим к тому же самому – разотождествляемся, и у нас ноль мыслей – мы растворяемся в Абсолюте, что в настоящей Шавасане ‑ мы приходим к тому же самому. Все йоги приходят к одной вершине, так что вы можете практиковать только Шавасану, но это очень сложно, гораздо проще в асане этого достичь, чем в Шавасане.

Вопрос: Регулярно практикуя йогу, цели могут измениться даже в противоположную сторону. Правильно ли отбрасывать старые цели и идти к новым не оглядываясь или необходимо доводить до конца старые?

Виктория: Эта тема медитации – если у нас нет концентрации, то мы не можем ничего довести до конца. Человек поставил перед собой цель и если он обладает силой концентрации, то он достигает этой цели, если не обладает, то у него все рассеянно в жизни, он обо всем забывает, о цели забывает и, конечно, ее не достигает. Но, что делать, когда человек поставил перед собой цель и идет к ней, сначала все представлялось радужным, перспективным, но потом возникли препятствия, когда нужно приложить усилия.

Человек думает, что лучше поставить другую цель, тем более препятствия пошли, и он ставит перед собой другую цель и забывает о предыдущей цели. Стремится к новой цели в радужных мечтах, опять все легко, гладенько, но потом спотыкается о реальность жизни и опять препятствия, и опять надо менять цели и т.д. Если происходит такой вариант, то не меняем цели, хотя бы несколько раз проходим период, когда нужно преодолеть препятствия. Но, можно выстроить схему так, что эти препятствия перерастут в некие хорошие задачи, которые позволяют расти, т.е. я преодолеваю препятствия, но это не какое‑то насилие, а то, благодаря чему я расту и развиваюсь. Потом обязательно пойдет другая волна, и вы опять свободно пойдете к этой цели.

Если же вариант следующий, что вы поставили перед собой цель, хотите достичь ее, и действительно у вас есть знание, что вы хотите (Джнана), есть волеизъявление этого достичь (Ичха), вы максимально концентрируетесь на достижении цели, у вас есть план по осуществлению этой цели, т.е. действия (Крия), т.е. это глобальная цель, например, вы хотите стать президентом Вселенной, не больше не меньше. Вот вы поставили перед собой эту цель, и у вас есть Джнана (знание), железная воля, очень сильная концентрация и Крия, что самое главное в нашем мире – отработать конкретный план в действии на грубом уровне. И вы идете и действительно на этом пути вы развиваетесь, потому что, чтобы прийти к этой цели нужно очень много в себе раскрыть, но вдруг вы на пол пути понимаете, что ваша цель не быть президентом Вселенной, а быть преподавателем йоги, понятно, что акцент немножко смещается. В этом случае так произошло, что вы, идя к первой цели, развили внутри себя колоссальные ресурсы, и вдруг понимаете, что ваша Дхарма заключается совершенно в другом – быть преподавателем йоги. Тогда, конечно, вы можете перестроится и поставить перед собой другую цель, но в принципе, мало что поменяется в действии (в Крии), потому что и там и там нужно усиленно работать внутренне и внешне.

Конечно, что‑то корректируется, и мы должны быть в этом смысле гибкими. Если наша Дхарма действительно в чем‑то другом, мы можем как‑то гибко раз и поменять, немножко перекроить действия. Более простой вариант – вы пошли учиться на физика, отучились, получили красный диплом, вас приглашают на крупное предприятие, вы как бы достигли цели, но сначала у вас была цель – получить Нобелевскую премию, поэтому один из пунктиков в достижении этой цели – это пункт с красным дипломом закончить институт и пойти куда‑то работать. Но тут вы понимаете, что ваша цель в другом, например, стать крупным бизнесменом или руководителем корпорации и, понятно, что вы уже немного меняете действия. Т.е. до этого целью было получение Нобелевской премии, а теперь стать руководителем крупной корпорации, вы немножко перестраиваетесь, но все равно это действие, развитие.

Через несколько лет вы понимаете, что ваша цель стать преподавателем йоги, и у вас меняется круг общения, корректируется план, и вы уже занимаетесь йогой, и, занимаясь йогой, понимаете, что ваша цель все‑таки Нобелевская премия. Т.е. если уместно, то корректируете планы, и даже ставьте себе какие‑то другие цели. Например, если вы поставили не высокие цели, а по мере пути вы поняли, что цели гораздо грандиозней, и вы ставите более высшие цели перед собой. Конечно, эта гибкость необходима в йоге, и опять же, метод Энергии и метод Сознания. Иногда нужно применить метод Энергии и кое‑что поменять.

Вопрос: Получается, что медитируя, мы совершенствуем внимательность?

Виктория: Конечно, если мы в йоге делаем упражнения по концентрации внимания, то этот навык тут же переносится в нашу жизнь. Если люди уже много чего достигли в жизни, и они приходят в йогу, т.е. их навык только приобретает другое название.

Вопрос: Понятие произвольной и непроизвольной концентрации – это понятия школы йоги традиции Анандасвами?

Виктория: В нашей школе – медитация Энергии и медитация Сознания, а понятие произвольная и непроизвольная концентрация – это просто вопрос терминологии.

Вопрос: Мне кажется, что произвольная концентрация – это концентрация сама собой, т.е. как раз таки метод Энергии, а непроизвольная, наоборот ‑ мы прикладываем усилие, т.е. метод Сознания.

Виктория: Это просто вопрос терминологии. Смысл такой, чтобы подвести к пониманию метода Энергии и метода Сознания, я говорю более повседневным языком, а так, в принципе, это не существенно.







Date: 2015-09-02; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию