Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной текст лекции
Сегодня 7 декабря 2010 года. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» около метро «Новослободская» в городе Москве. Меня зовут Виктория. Это тематическое занятие Международного Открытого Йога Университета. Тема нашего занятия «Практика медитации». Сегодня мы больше остановимся на концентрации внимания и разберемся, что это за предмет, что это за явление, когда мы концентрируем свое внимание. Для начала надо разобрать по полочкам несколько этих слов: концетрация внимания. Что мы понимаем под вниманием? В йоге внимание и сознание, это где‑то степени слова синонимы. Кто изучал Аксиоматику йоги, знает что, у нашего высшего «Я», есть две способности – способность сделать что‑либо – это Энергия и способность воспринимать – Сознание. Когда мы направляем свое внимание на какой‑то объект, можно сказать, что мы свое сознание направляем на этот объект. От нашего высшего «Я» идет способность сознания и с помощью инструмента сознания, высшее «Я» что‑то воспринимает, что‑то высвечивает. Это первое определение. Концентрация – это когда мы свое внимание, свое сознание долгое время удерживаем на объекте. Удерживаем мы свое сознание в произвольной, либо непроизвольной форме. Пример – сейчас откроется дверь, заглянет человек и потом, закрывая дверь, очень громко хлопнет ей. Что произойдет с нашим вниманием, нашим сознанием? При этом, он еще что‑нибудь громко крикнет. Наше внимание, наше сознание непроизвольно обратит внимание на эту дверь, на этот шум. Почему? Потому что ‑ вдруг это опасность, интересно, это выходит за границы, за рамки спокойного восприятия, в котором мы сейчас находимся. Как долго мы будем смотреть на дверь – все зависит от того, насколько интересно нам это будет. Если человек останется у двери и будет дальше что‑то делать интересное, громкое и шумное – мы будем концентрироваться. Это ‑ непроизвольная концентрация внимания. Произвольная форма концентрации – это когда мы свое сознание сами направляем на необходимый нам объект. Может быть, эта дверь и неинтересна нам сейчас, но мы себе приказываем, волеизъявляем – смотреть на эту дверь, и смотрим на нее. Как долго можно смотреть на дверь, как себя заставить? Если я буду волеизъявлять долго смотреть на эту дверь: то я и буду долго смотреть на нее, обращать внимание, концентрироваться на этой двери. Концентрация на произвольном или непроизвольном объекте будет зависеть от одного важного фактора – от воли. В непроизвольном варианте я даже волю не применила, на самом деле, она идет естественно на уровне инстинктов. Моя воля проявилась на уровне инстинктов. Опасность, интересно – моя воля сказала моему сознанию: воспринимай, концентрируйся. Второй вариант: так же моя воля, но уже не на уровне инстинктов, а на уровне более высших структур приказывает моему вниманию, моему сознанию смотреть на дверь. Ключевую роль здесь играет наша воля. Наша воля от нашего высшего «Я» направляет эти две способности или способность энергии что‑то делать, или способность воспринимать и управляет этой способностью. Небольшое отступление: животный мир. Чем мы отличаемся от животных? Вот как раз таки этой способностью. Животные обладают вниманием, но вниманием непроизвольным на уровне рефлексов, инстинктов. Им показали косточку, и если она за стеклом, животные будут медитировать сколько угодно долго. Потому что косточка, это на уровне инстинктов это ‑ еда, это выживание. И они будут смотреть на эту косточку такими глазами и так долго, что еще чуть‑чуть и недалеко до Самадхи. Больше никакой мысли, кроме этой косточки. Но заставьте собаку смотреть на объект неинтересный для неё. Положите, например, перед ней книгу и, конечно, без рисунка с аппетитной косточкой, просто книгу – учебник по математике, например. И скажите своей собаке, своему коту: дорогой, давай смотри на книгу. Понятно, что собаке это будет крайне неинтересно. У животных нет такой способности, как сознательно пользоваться своей волей, т.е. произвольно направлять свое внимание. А вот у нас у людей, эта способность появляется. Даже у людей, которые только‑только получили тело человека, у них уже есть эта способность, т.е. сознательно в произвольной форме пользоваться своей волей и с помощью своей воли направлять свое внимание на нужный объект. Обладая этой способностью, мы можем в большей степени пользоваться инструментом, который называется воля, а чем мы больше пользуемся этим инструментом – волей, тем больше мы начинаем осознавать свое высшее «Я». Поэтому считается, что если живое существо получило тело человека, а если есть тело человека, то есть все необходимые структуры разума. Шанс просветлиться в одной жизни, очень быстро начать развиваться интеллектуально, духовно, физически возрастает не то, что на порядок, на много‑много‑много порядков. Но, к сожалению, люди, которые только получили тело человека, еще в основном живут на уровне рефлексов, на уровне инстинктов, и чем‑то похожи на своих братьев меньших ‑ поесть, поспать, т.е. то, что интересно, что базируется на глубинном, на выживании ‑ это для них интересно, на этом можно сконцентрировать свое внимание. А на том, что неинтересно, то зачем себя напрягать. Йога говорит следующее – вы научитесь пользоваться своей волей и направлять свое внимание, свое сознание сколь угодно долго на какой‑то объект, т.е. вы начинаете управлять своими проявлениями, а если вы начинаете управлять своими проявлениями т.е. сознанием, то начинаете не считать себя этим проявлением. Когда животное или человек еще не пользуются этим проявлением, не управляет своим вниманием как нужно, то он отождествляет себя с этим проявлением. А если мы чем‑то управляем, то перестаем себя этим считать, разотождествляемся и если мы разотождествляемся с этим инструментом, мы не считаем себя этим, то мы можем в большей степени пользоваться волей и больше начинаем осознавать свое высшее «Я». Считается, что человек, который пользуется волей, управляет своими проявлениями, как энергией, так и сознанием – стоит на более высокой эволюционной ступеньке. Чем сильнее человек может применять силу концентрации, т.е. с помощью воли управлять своими проявлениями, тем больше в нем могущества. Наверняка, в своей жизни вы замечали, что есть люди волевые, есть люди, у которых есть цель – они на ней концентрируются и достигают этой цели. А чтобы сконцентрироваться и достичь, нужно уделить внимание этой цели, т.е. постоянно держать ее у себя в голове, чтобы тут же не забыть о ней, и такие люди доминируют в обществе. Сначала они доминируют, как фактор силы, не как злой силы, а яростной силы. Может и не хватает чего‑то доброго, духовного, но это ступенька, если человек научился пользоваться своей волей, то рано или поздно он перейдет на другую ступеньку, где уже будет всемогущество с первым принципом йоги. Поэтому, если вы еще не научились пользоваться этим инструментом – концентрацией своего внимания, то обратите на это внимание. Думаю, у многих из вас бывало, что о чем‑то подумал, тут же забыл или читаем неинтересную книгу, потому что мне задали какое‑то задание, пока ее читаю, миллиард мыслей о чем‑то другом, вся жизнь пронеслась, пока читал параграф. Или мы сегодня создаем защитное поле, я специально подольше стала его создавать, чтобы вы обратили внимание: ни одна мысль пронеслась в голове – о работе, о чем‑то другом, и как я себя чувствую и о дыхании, что там за шум. Целая куча мыслей, вместо того, чтобы свое внимание сконцентрировать на заданную медитацию. У нас в это время промелькнули мысли. Вот так мы живем, т.е. наше внимание, как правило, рассеянное. Есть у нас луч, направляющий от нашего «Я» прожектор, который высвечивает и этот свет рассеянный и слабый. Если он рассеивается, он не сильный, а если мы этот прожектор как лазерный луч сконцентрируем и направим на объект, этот объект станет сильнее светить для нас, мы начнем его лучше понимать. Например, в «Йога сутрах Патанджали» сводится все к этому, когда мы свое сознание фокусируем. Было у нас миллион мыслей, мы их уменьшили до ста тысяч, потом до тысячи, потом до сотен, до десятков и осталась одна мысль. Из рассеянного сознания собралось что‑то единое, очень мощное, очень сильное. Если вы этим страдаете – у вас рассеянное внимание, то я предлагаю в течение дня понаблюдать за собой. Насколько получается сконцентрироваться на работе, на разговоре, когда вы разговариваете – вы общаетесь, друг с другом, что‑то говорите или вам что‑то говорят, что‑то интересное и нужное, но у вас тысячи мыслей в голове и вы не услышали человека и не поняли, что он хотел сказать. Или вы смотрите какую‑то передачу, новости и вместо того, чтобы сконцентрироваться, вы о чем‑то другом думаете. Это сказывается и на запоминании, в том числе, если мы не сконцентрировались на объекте должным образом, то мы не запомним этот объект как следует. Легко работать с непроизвольным вниманием, интересная книжка и сконцентрировался, интересное кино и обо всем забыл, интересен человек – нам нравится он – мы слушаем каждое его слово. Еще что‑то интересное – не составляет труда, на уровне инстинктов, рефлексов без проблем у нас это проходит. А вот что касается произвольного внимания, произвольной концентрации – здесь у нас беда. Поэтому так необходимо хорошо учиться в школе, все 10 лет и потом 5 лет в институте, там чему в первую очередь учат, даже не тому, что вы какие‑то знания получаете, а вы формируете свой характер. Вы учитесь вниманию, организации своего времени, учитесь навыку управлению своим вниманием, своей энергии с помощью своей воли. Тому, кто плохо учился и сейчас ему сложно, кто хорошо учился, набрался каких‑то навыков – ему в жизни гораздо легче. Поэтому если у вас проблемы с произвольным вниманием, обращайте на это внимание, т.е. поработайте. В йоге есть ряд упражнений, даже не ряд, а их очень много, когда мы работаем с произвольной концентрацией своего внимания. Вопрос: А может быть как в компьютере, мультипрограммирование. Например, ты читаешь домашнее задание, одновременно кто‑то звонит по телефону и телевизор включен, где очень важное сообщение передают. Можно все это одновременно воспринимать? Виктория: Дело в том, что сначала нам надо научиться концентрироваться на одном объекте, чтобы убрать рассеянность своего внимания, потом мы можем увеличить объем информации, объем объекта, на чем мы можем сконцентрироваться. Но, как правило, достигать этого могут только великие люди. Когда одновременно и писать и слушать и разговаривать могут единицы. Мы, конечно, станем такими единицами, и нас станет много, а не единицы, но чтобы не было путаницы и когда кажется, что я могу то и то, на самом деле это ни то, ни то и ни другое, ни третье, ни пятое, ни десятое. Потому что у нас не хватает сил на одном сконцентрироваться как следует, а потом, действительно, мы можем после этого переходить к другой работе. Есть медитация энергии и есть медитация сознания. Медитация энергии ‑ это когда вам изначально интересно, есть посыл – вы смотрите на природу или на звездное небо. Дух захватывает, очень интересно и 5, 10 минут ни о чем другом не думаете, кроме как о Вселенной, поражаясь глубине и размерам, даже здесь размеров нет, т.е. вы полностью сконцентрированы. Хватает, как правило, на 5‑10 минут, после этого пошли все остальные мысли, о чем только мыслей нет. Медитация энергии, это когда нам первоначально интересен объект, мы выбираем интересный объект, мы слышим про медитацию на чакры, что если вы будете медитировать на этой чакре, то она у вас откроется и вы будете счастливым, богатым, здоровым. Ага, зацепило, интересно – мы с радостью концетрируемся на этой чакре, на этих лепестках, представляя каждый цветочек, но проходит 5‑10 минут и нам не то что неинтересно, а нас не хватает 5‑6 часов сидеть и смотреть на эти лепестки. Хотя, первоначально был посыл интереса. При медитации энергии ‑ все равно необходима воля. Медитация сознания ‑ это когда вам неинтересен объект. Мы концентрируем свое внимание и сознание на этом объекте. Волеизъявляем себе долго‑долго, как бы он нам был неинтересен, мы все равно на него медитируем, смотрим, концетрируемся, думаем о нем, просто смотрим только на этот объект и случается чудо – через какое‑то время этот объект начинает быть нам интересен. Через какое‑то время опять, наши мысли куда‑то ушли, опять возвращаем свое внимание. Потом пойдет игра – то интересно, то устанем концентрироваться. Это касается и метода энергии: интересен объект, потом нас унесло, мы возвращаем внимание, начинаем возбуждать интерес к этому объекту – он начинает нам раскрываться, опять мы на нем концетрируемся, опять нас уносит. Но это если мы занимаемся медитацией долго, несколько часов, накатывают такие волны. Date: 2015-09-02; view: 906; Нарушение авторских прав |