Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Направленность личности школьника
При рассмотрении проблем личности часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Мотивация – это система факторов, определяющих поведение человека (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое). Вопрос о мотивации возникает тогда, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Поэтому студенту рекомендуется изучать мотивационные побуждения учеников с целью понимания и объяснения причин лежащих в основе действий, поступков, и в целом активности школьника.. Методика 1.«Выявление осознанности различных компонентов мотивации» Авторы: А.В.Ермолин, Е.П.Ильин: Инструкция и опросный лист методики (вариант А) Возьмите тетрадный листок и подпишите его, поставьте дату, возраст, пол. Ваша задача — поставить номер предложения и рядом с ним закончить предложение в письменной форме, применив к себе услышанную ситуацию: Если в вашем опыте такой ситуации не было, то предположите, как бы вы поступили в данных условиях. Затем зачитываются предложения: 1. Хотя я пою не очень хорошо, я согласился спеть на школьном вечере, потому что... 2. Хотя я не дружу с Петей, я согласился навестить его дома, когда он заболел, потому что... 3. Хотя я неважный спортсмен, я участвовал в соревнованиях, потому что... 4. Хотя на улице было холодно, я, несмотря на уговоры родителей, не надел шапку, потому что... 5. Несмотря на то, что вода в озере была холодной, я искупался, так как... 6. Несмотря на то, что я хотел спать, я продолжал решать задачку, потому что... 7. Я захотел пить и пошел на кухню, чтобы... Инструкция и вопросы-сюжеты (вариант Б) Сейчас вам будут предлагаться для обдумывания шесть различных жизненных ситуаций. Представьте себя действующим лицом каждого сюжета и дайте ответы на обращенные к вам вопросы (в письменном виде на оборотной стороне листка). Далее зачитываются сюжеты с вопросами: 1. Ты сидишь на уроке и пишешь. Твой сосед сзади решил поразвлечься и стал щекотать твою шею и за ухом. Наконец тебе это надоело, ты взял книжку и ударил его по голове. В этот момент оборачивается учительница и строго говорит: «Иванов, почему ты ударил Петрова?» Что ты ответишь? 2. На улице скользко. Ты подошел к старушке и помог ей дойти до магазина. Почему ты это сделал? 3. Девочка показала тебе язык, а ты в ответ на это назвал ее дурой. Учительница услышала это и сделала тебе замечание. Что ты скажешь учительнице в свое оправдание? 4. Ты сидишь на стадионе, где идут соревнования по бегу. Когда побежал твой одноклассник, ты стал кричать: «Леша, давай!» Зачем ты стал кричать? 5. Ты сидишь на концерте. Тебе не понравилось, как спел песню певец, и ты стал свистеть. На тебя осуждающе посмотрели рядом сидящие.; Что ты им ответишь в свое оправдание? 6. Ты не приготовил домашнее задание и, придя в класс, попросил соседку по парте дать его списать. Та сказала: «Самому надо было делать». Ты обиделся и обругал ее. Твои товарищи стали укорять тебя. Что ты им скажешь в свое оправдание? При опросе испытуемые дают самые разные ответы, затрагивающие различные компоненты структуры мотива. В результате проведенного контент-анализа полученных ответов была сконструирована 'классификационная матрица, состоящая из четырех групп ответов. 1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива: v ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает; он первый начал; попросили, заставили, пригласили и т. д.); шифр — Вне; v обозначенные действия (я бы промолчал, ничего не ответил, извинился); шифр — Од;
2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»: v потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя); шифр — П; v влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл; | v интересы (заинтересовало, было любопытно узнать; интересно); шифр — Ин; v долженствование, необходимость (надо получить зачет, отметку; должен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д; v мотивационная установка (обещал, давно хотел; появился повод, это моя обязанность); шифр — My.
3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»: v нравственный контроль (декларируемый) — нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) за свою команду, старость надо уважать и т. д.: шифр — НКд; v нравственный контроль (недекларируемый) — поставил себя на его место; ему одному плохо, мог упасть; никто не хотел этого делать, а кому-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ; шифр — НКн; v предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрится; мне так больше идет и т. д.); шифр — Пр внеш.; v внутреннее предпочтение (склонности) — мне нравится; я люблю это делать и т. д.; шифр — Пр внут.; v оценка психических (эмоциональных) состояний (надоело, скучно, страшно, боюсь и т. д.); шифр — Ос.; v оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я смогу это сделать; я это умею); мне не доставит это много хлопот; шифр — Ов; v оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык; это не трудно; мне это не под силу, нет возможности, средств и т. д.); шифр — Оу; v прогнозирование последствий (могу получить двойку; завтра спросят; могу победить; это может привести к...); шифр — Пп.
4. Ответы, относящиеся к целевому блоку: v опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т. д.); шифр — Од; v процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т. д.); шифр — ПУп; v потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, заслужить похвалу, утолить жажду, голод; доказать себе, что могу, и т. д.); шифр — Цп. На основании этих категорий ответов полученные данные заносятся в матричную таблицу Матричная таблица Date: 2015-09-02; view: 410; Нарушение авторских прав |