Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса





Сегодня есть основания утверждать, что в целом школа и педагогика, несмотря на сложность современного периода, последовательно избавляется от присущей им в недалеком прошлом ориентации на осуществление принципа классовости в образовании, на решение задач политизации учебно-воспитательного процесса, его идеологизации, от господства авторитарно-административной педаго­гики, ставя в центр своей деятельности создание благоприятных условий для полноценного развития юной личности. Школа и педагогика отдают все больший приоритет общечеловеческим духовным ценностям, созданным за тысячелетия мировой истории, органически сочетаемым с национальными ценностями, обновляются на началах демократизации и гуманизации, становятся более открытыми и восприимчивыми ко всем передовым тенденциям в области культуры и образования, которые характеризуют сегодня прогрессивную зару­бежную и отечественную теоретическую и практическую педагогику. Школа в содружестве с учеными-педагогами и психологами ведет настойчивый поиск новых форм организации и методов обучения, обогащаясь опытом наших современных педагогов-новаторов и твор­чески используя классическое мировое и отечественное наследие в сфере образования и воспитания.

В 1992 году принят Закон «Об образовании». Главный акцент был сделан в основном на демонтировании системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход единого типа учебных заведений, осуществлялась разработка вариа­тивных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управ­лении народным образованием.

Однако в целом реформа привела к серьезной разбалансировке и дисгармонии в организации и материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса. Характерно, что происходящая в настоящее время стабилизация системы образования последовательно заделывает бреши, нанесенные предшествующей реформой.

Всякая реформа, предпринимаемая сверху руководя­щими органами, вызывала то более явное, то скрытое противодействие большинства педагогов, не видящих в новациях для себя ничего, кроме увеличения и без того немалых трудностей.

Наряду с обычными средними общеобразовательными школами, в нашей стране получают развитие школы с углубленным изучением отдельных предметов (естественнонаучных, физико-математических, гуманитарных, ино­странных языков), и в недавнее время начали возрождаться на новой научно-методической основе такие дореволюционные типы школ, как гимназия, колледж, лицей. Причем многие являются негосударственными общественными или частными учреждениями с авторскими концепциями, определяющими их деятельность. Они ставят перед собой цель обеспечить более высокий по сравнению с обычной средней общеобразовательной школой уровень образования, который бы в большей мере соответствовал современным достижениям в области науки, производства и культуры.

В более благоприятных социально-культурных условиях оказалась «педагогика сотрудничества», которую широко поддерживала «Учитель­ская газета» тех лет, активно пропагандировавшая идеи и технологи­ческие находки представителей этого инновационного направления в пашей педагогике. Однако известное нарушение чувства меры в пропаганде и распространении опыта видных представителей «педа­гогики сотрудничества» (В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой, М. П. Щетинина и др.) привело к тому, что в глазах массового учителя они стали своего рода недосягаемыми вершинами педагогического мастерства и таланта. В сфере воспитания и обучения произошли прогрессивные сдвиги: крах монополии коммунистической идеологии, отказ от парадигмы единообразия; возрождение частной инициативы и т. д. Вместе с тем школа и педагогика столкнулись с такими проблемами, как снижение качества образования, ухудшение базовой подготовки учащихся, рост национализма и этноцентризма. Выходу из кризиса призван содействовать проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (2000 год).

В ней декларируются важные стратегические цели и задачи: сохранить преемственность развития культуры; воспитывать патриотов, граждан демократического общества; содействовать разностороннему развитию, формированию навыков самообразования, воспитанию научного мировоззрения молодежи; обновить все составляющие школьного образования; поощрять вариативность типов и видов учебных заведений, образовательных программ, индивидуализированное, личностно- ориентированное обучение, обеспечить преемственность ступеней образования и т.д. В будущем планируется внедрение 12-летней общеобразовательной школы.

Современная педагогика за рубежом

Органической частью системы образования в зарубежных странах являются церковные школы. Например, в США около 5 млн. учащихся обучались в 60-70-х гг. XX века в католических (элементарных и средних) школах. Наряду с указанными общими чертами систем образования в развитых странах, имеются специфические особенности организации просвещения в каждой из них в отдельности. Так, в США обучение детей начинается с 6 дет и по закону большинства штатов оно обязательно до 16 лет. Начальная (элементарная) школа имеет более продолжительный, чем в других странах, курс обучения - 6, а в некоторых округах - 8 лет обучения. Средняя школа, как правило, подразделяется на младшую (7-9 классы) и старшую (10-12 классы). Последняя имеет в основном два учебных профиля - «академический», с ориентацией на вуз, - «практический», преобладают утилитарные предметы (прикладная химия, математика потребителя), или курсы, дающие допрофессиональную подготовку (ремонт машин, стенография, бухгалтерское дело и т. п.).

Старшая средняя школа характеризуется отчетливо выраженной дифференциацией обучения, свободным выбором предметов самими учащимися. Обязательными являются небольшое число дисциплин (английский язык, общественные дисциплины, один год естествознания и математики, физкультура). На выбор же предлагается до сотни разнообразных курсов (элективные предметы).

В системе профессио­нального образования в конце XX в. расширилась сеть государственных профессиональных школ, заметно возросло число так называемых младших колледжей с двухлетним сроком обучения, в которых готовятся квалифицированные рабочие для новых обла­стей производства (электронной, химической и др.). Основным ти­пом высших учебных заведений являются университеты с высокой платой за обучение, особенно дорогостоящие частные университеты с богатыми традициями и высоким уровнем образования - Колум­бийский, Гарвардский, Стэндфордский, Принстонский. Наряду с уни­верситетами высшее образование дают различного профиля колледжи и институты.

В последние годы в странах Западной и Восточной Европы. Америки. Японии и Канаде отчетливо проявились общие для них всех тенденции в области образования, конечно, при определенном их своеобразии, обусловленном особенностями национально-историческо­го развития. Средняя школа приобретает более массовый характер, проводятся реформы, направленные на реорганизацию структуры школы в плане ее рационализации, обновления - в соответствии с требованиями научно-технического прогресса - содержания образования и методов обучения в направлении усиления линии на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, интеграцию отдельных школьных дисциплин, широкого применения технических средств обучения, прежде всего телевидения и компьютеров. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации – так называемая параллельная школа. Педагогика исходит из того, что средства массовой информации помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых, что следует осуществлять специальную работу для педагогически оправданного усвоения различной информации. Начиная с 1960-х годов, мировая педагогика разрабатывает идею пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Под пожизненным воспитанием имеется в виду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного и внешкольного воспитания и обучения. Тесно связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрогогика).

 

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1.Какие представители отечественной педагогической мысли содей­ствовали своей теоретической и практической деятельностью в рассматриваемую эпоху осуществлению прогрессивных реформ в образовании и противостояли проведению реакционных контрре­форм?

2.Что представляла собой система народного образования в России
ко времени Октябрьской революции 1917 г. и какого характе­ра реформы и контрреформы в сфере просвещения были осуще­ствлены на последующих исторических этапах, вплоть до начала 1990-х гг.?

3.Охарактеризуйте на основе изучения рекомендованной литературы теоретическую и практическую деятельность видных отечественных педагогов, сыгравших важную роль в развитии образования и реформации школы советского периода.

4.Рассмотрите с позиций историзма три основных этапа в развитии отечественного образования советского периода, когда проявили себя альтернативные официальной политике в этой сфере духовной жизни общества педагогические концепции и теории гуманисти­ческой ориентации. Раскройте их сущность и влияние на совре­менную педагогическую технологию.

Date: 2015-09-02; view: 1256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию