Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История педагогики и образования как область научного познания





 

Человек становится способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества посредством многообразных форм личностных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих социальных и нравственных нормах, - только благодаря образованию. Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX веке оно означало «формирование образа» (духовного или телесного). В этом значении ввел его в оборот швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827гг.), а в русскую литературу – просветитель Н.И. Новиков (1744-1818гг).

Сложный и многообразный генезис образования в том понимании этой важнейшей сферы духовной культуры общества, составляет предмет специальной отрасли знания, именуемой историей образования и педагогической мысли. Эта дисциплина – как область науки и как учебный предмет – охватывает широкий круг не только педагогических, но и социально – культурных явлений в их историческом развитии. Поскольку история образования и педагогической мысли тесно связана с исторической наукой, то возросшее значение последней в познании истоков, закономерностей процессов общественного развития, в их прогнозировании на отдаленную и близкую перспективу, правомерно отнести и к тому предмету, который должен составить содержание данного учебного предмета. Так как педагогика принадлежит к той группе наук, где теория и деятельность (практика) неразрывны, то, следовательно, в изучаемом процессе история теории не может быть представлена вне истории деятельности, то есть практики воспитания и ее непосредственных творцов, особенно талантливых, выдающихся педагогов – новаторов. Отсюда важность персонифицированных разделов курса, представляющих собой необходимую ступень к более цельному и полному пониманию истории мировой педагогической науки в лице ее замечательных представителей.

Объектом изучения истории педагогики и образования являются закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в различные исторические эпохи и обнаружение на этой основе тенденций указанных явлений в будущем.

Предметом – интерпретация достижений гражданской истории и научной педагогики, изучение педагогической мысли и практики.

Истории педагогики и образования – не только составная часть самой педагогики, но и существенный компонент общей истории культуры, науки, общественной мысли, органически включенный в процесс их исторического развития. Вопрос методологии историко-педагогических исследований неоднократно возникал в отечественной науке. Вновь приобретает злободневность, так как вызван кризисом в социальной, культурной, идейной, педагогической жизни российского общества. Методологическим столпом советской историко-педагогической науки являлась партийность и это обрекало научные исследования на необъективный анализ. На современном этапе наилучшей перспективой выглядит научный нейтралитет, то есть дистанцирование от политических пристрастий, что позволяет добиться максимальной объективности научных результатов. Важнейшее методологическое условие историко-педагогического исследования – соблюдение принципа историзма. Цивилизационный подход к истории образования универсален и увеличивает потенциал научного исследования. Он позволяет формулировать качественно существенные характеристики мирового историко-педагогического процесса. Важным методологическим приоритетом при изучении генезиса педагогики является сравнительный анализ происходивших в мире педагогических процессов: в отдельных цивилизациях, социально-экономических формациях, регионах и странах. Компаративистский подход позволяет точнее определять хронологические рубежи развития педагогических идей и учений, что осложняется разновременностью сходных явлений в воспитании у различных цивилизаций. Сравнительный анализ дает возможность учитывать однотипные и знаковые педагогические процессы эпох первобытности, Древнего и Средневекового мира, Новой и Новейшей истории. История педагогики и образования решает новые и переосмысливает традиционные проблемы.

 







Date: 2015-09-02; view: 764; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию