Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предписание 12 page
• в неконфиденциальных документах не допускаются намеки на наличие конфиденциальных сведений или их описание в произвольной форме; • сопоставление плановых и отчетных показателей деятельности фирмы, результаты перспективных маркетинговых исследований, аналитические выводы по производству и продаже продукции, параметры новой технологии, характеристики ноу-хау и т.п. допускается документировать и хранить только на уровне первого руководителя фирмы в документах, делах, базах данных с грифом «Строго конфиденциально»; • не допускается включение в неконфиденциальные документы сведений, составляющих интеллектуальную собственность или коммерческую тайну других фирм или лиц (даже при отсутствии соответствующего пункта в договоре о сотрудничестве); • для обеспечения высокого уровня конфиденциальности документов, пересылаемых обычной почтой, передаваемых по незащищенным каналам связи и хранящимся в компьютерах, целесообразно решить вопрос о шифровании информации. Говоря о технологии подготовки к документированию и документировании конфиденциальной информации, мы отметили наличие трех специфических особенностей (дополнительных этапов), необходимых для обеспечения заблаговременного сохранения втайне содержания создаваемого документа: получение разрешения на составление документа, присвоение будущему документу определенного уровня грифа конфиденциальности и предварительный учет того носителя, на котором этот документ будет составляться. Следующая, четвертая специфическая особенность состоит в том, что ни один проект конфиденциального документа не может быть изготовлен с черновика и обрести статус правомерно документированной информации без дополнительной санкции (письменного разрешения) полномочного должностного лица фирмы. Причина появления этой особенности заключается в необходимости документирования такого правового события, как зарождение персональной ответственности данного должностного лица за издание конкретного документа, т.е. распространение конфиденциальных сведений и соответствующее увеличение состава источников, владеющих данной информацией. Исполнитель документа таким правом обладать не может в силу того, что он лишь потребитель информации, а не ее собственник или владелец. Если решение об издании открытого документа принимается руководителем при подписании готового беловика документа, то вопрос об издании конфиденциального документа решается полномочным руководителем еще до изготовления первого проекта документа на основании анализа сложившейся ситуации и ознакомления с черновиком будущего документа. Разрешение фиксируется двумя способами: или внесением данного документа в перечень ценных и конфиденциальных документов фирмы, или индивидуальным разрешением в виде соответствующей подписанной руководителем структурного подразделения записи на черновике документа. На черновике документа, вошедшего в перечень, исполнитель указывает: наименование подразделения (направления деятельности) фирмы, свою фамилию и номер телефона, количество необходимых экземпляров проекта документа, номер формы бланка или типовой формы. Отметка заверяется росписью исполнителя. Во втором случае эта отметка утверждается разрешающей записью и росписью руководителя подразделения фирмы. Пятая и, пожалуй, наиболее существенная особенность документирования конфиденциальной информации, касающаяся уже непосредственно технологических процедур изготовления самого документа, состоит в централизованном учете - присвоении единого учетного номера черновику и проекту будущего документа. Одновременно на еще не изготовленный документ в службе КД заполняется комплект учетных карточек. Полученный черновиком документа учетный номер будет сопровождать проект документа, а. затем и сам документ в течение его последующего «жизненного цикла». Учету подлежат черновики всех конфиденциальных документов, независимо от места их составления и последующего изготовления проекта документа. Обязательно учитываются черновики подготовленных конфиденциальных электронных документов, телетайпограмм, факсов и телеграмм. Ответным документам присваивается новый учетный номер. Приложения к подготовленным конфиденциальным документам являются самостоятельными документами и имеют свои учетные номера, в том числе регистрационный номер открытого документа, если приложение не содержит защищаемых сведений. В случае когда исполнитель имеет разрешение на самостоятельное изготовление конфиденциальных документов, перед выполнением этого этапа он обязан передать черновик в службу КД для учета. После регистрации черновик возвращается исполнителю под роспись в учетной карточке подготовленного документа. В учетной карточке подготовленного документа отражается последовательно ход работы над проектом документа в процессе его изготовления, издания, последующего исполнения или отправки, хранения или уничтожения. Учетная карточка регистрируется в журнале учета карточек подготовленных документов. Как мы видим, подготовленный черновик и проект будущего документа постоянно находятся под контролем службы КД независимо от места и способа их изготовления. Этим в определенной мере обеспечивается сохранность информации, которую руководство фирмы решило зафиксировать на том или ином типе носителя. Если открытые документы регистрируются только после их подписания или утверждения руководителем, то конфиденциальные документы - до изготовления проекта документа с черновика. Процесс превентивного, предупредительного контроля за документированием конфиденциальной информации и технологическая реализация этого процесса - обязательная составная часть структуры системы защиты информации от несанкционированного доступа к ней постороннего лица и утраты носителя или конфиденциальности информации. Интересно, что еще не согласованный окончательно, не подписанный и не утвержденный проект конфиденциального документа на этапе окончания работы над черновиком должен быть обязательно зафиксирован по двум видам учета: во-первых, учету носителей документированной информации и, во-вторых, учету подготовленных документов, в учетной карточке которого последовательно отражается ход работ над проектом документа в процессе его изготовления, издания, последующего исполнения или отправки, хранения или уничтожения. На этапе изготовления конфиденциального документа черновик документа перепеча-тывается и создается оформленный в соответствии с государственными стандартами оригинал (беловик) проекта документа - подлинник документа. В процессе изготовления конфиденциального документа должны быть решены следующие задачи обеспечения защиты информации: • предотвращение несанкционированного изготовления конфиденциального документа кем-либо из персонала фирмы, даже при наличии объективных предпосылок для такого действия; ссылки на последующее получение разрешения на издание не должны иметь силы; • обеспечение контроля за сохранностью носителей, на которых последовательно изготовляются черновик, проект документа и его варианты, за сохранностью и порядком уничтожения испорченных носителей с помощью установления информационной связи различных форм учета: например - учета носителя, учета черновика и изготовленного проекта документа, инвентарного учета и др.; • обеспечение тайны информации благодаря изготовлению документа в специально оборудованном помещении, оснащенном комплексом технических средств защиты информации и исключающем нахождение в нем посторонних лиц; • обеспечение оперативных и результативных проверок наличия, комплектности, целостности и подлинности документов за счет нанесения на проект документа учетных и защитных отметок. В этап изготовления конфиденциальных документов включаются следующие технологические процедуры: • прием работником службы КД от исполнителя черновика документа; • традиционный или автоматизированный учет черновика и проекта подготовленной! документа; • печатание и выдача черновика и проекта документа исполнителю; • перепечатывание отдельных листов и документа в целом; • снятие копий с документа, производство выписки и изготовление дополнительных экземпляров документа; • ежедневная проверка наличия у работника службы КД черновиков и проектов документов, находящихся на этапе изготовления. При полном перепечатывании документа его новый вариант регистрируется под новым учетным номером. Новый учетный номер присваивается также копиям и выпискам из документа. Дополнительно тиражированные экземпляры документа учитываются в карточке и за номером основного документа с проставлением соответствующей отметки на тиражированном документе и в учетной карточке. Ценные текстовые и табличные конфиденциальные документы с грифом строгой конфиденциальности изготавливаются централизованно в помещении службы КД с использованием пишущих машинок или персональных ЭВМ. Информационные показатели в черновиках этих документов не указываются, а вписываются от руки первым руководителем в изготовленный экземпляр документа. Основная масса проектов типовых по содержанию конфиденциальных документов может с разрешения первого руководителя фирмы изготавливаться децентрализованно самими исполнителями и руководителями непосредственно на рабочих местах при наличии специального защитного оборудования в их кабинетах, рабочих комнатах и с соблюдением общего порядка учета этих документов. Проект документа, изготовленный лично исполнителем или руководителем, немедленно передается им в службу КД вместе со всеми сопутствующими материалами для внесения необходимой записи в учетную карточку. После выполнения этой операции проект документа возвращается исполнителю под роспись в учетной карточке. При этом следует помнить, что исполнителям не разрешается передавать черновики документов для печатания техническим сотрудникам подразделения, не имеющим допуска к выполнению подобной работы. Изготовление конфиденциальных документов осуществляется только на выделенных для этих целей пишущих машинках, компьютерах и принтерах. Эти средства должны находиться под контролем специалистов службы безопасности. Чертежно-графическая документация изготавливается децентрализованно исполнителями с соблюдением установленных правил и под контролем руководителя подразделения (направления деятельности) фирмы и службы КД. Конфиденциальные документы могут копироваться и тиражироваться с помощью соответствующей организационной техники и с соблюдением действующих требований по защите информации и сохранности всех сопровождающих этот процесс промежуточных носителей (печатных форм). Копирование и тиражирование конфиденциальных документов всегда санкционируется полномочным должностным лицом с проставлением необходимых записей в учетной форме основного документа и на самом документе. Копировальная техника должна располагаться в помещении службы КД. Множительная техника обслуживается специалистами соответствующего структурного подразделения фирмы. На принтере, как правило, изготавливается только один экземпляр конфиденциального документа. После окончательного согласования с него на копировальном аппарате снимается количество копий, указанное на обороте документа и с соблюдением необходимых требований. В ходе изготовления конфиденциальных документов не должна использоваться новая красящая лента и копировальная бумага. Под валик печатающего устройства нельзя подкла-дывать дополнительные уплотняющие листы бумаги. Документы не должны диктоваться или записываться на диктофон, так как это может образовать эффективный акустический канал утечки информации. Испорченные листы и материалы, сопутствовавшие составлению и изготовлению документа, не следует выбрасывать в мусорную корзину. Их следует разорвать и поместить в специальный сборник (опечатанный ящик), а затем уничтожить в установленном порядке. Особо ценные документы на бумажных носителях могут при необходимости снабжаться специальными защитными средствами, препятствующими попыткам копирования или фальсификации документов, например, использование красящих лент, отпечаток которых не воспроизводится при копировании или фотографировании или обеспечивающих угасание текста при неправильном обращении или копировании документа, проставление условно случайных знаков в установленных местах, не воспроизводимых в процессе копирования или фальсификации. При изготовлении документов на машиночитаемых носителях могут производиться следующие действия, затрудняющие несанкционированный доступ к этим документам: шифрование всего или части текста документа, внесение программных дополнений, не позволяющих посторонним лицам прочитать или копировать документ. После изготовления с помощью компьютера бумажного или (и) машиночитаемого конфиденциального документа информация с магнитного диска, который использовался при составлении текста документа, стирается. Дискеты подлежат многократному форматированию или физическому уничтожению. Факт уничтожения информации подтверждается росписями исполнителя и работника службы КД в учетной форме документа и аппаратном журнале компьютера. Факт форматирования или уничтожения дискеты отражается в карточке или журнале инвентарного учета носителей. Этап издания конфиденциальных документов технологически не отличается от процесса придания открытому документу юридической силы. Однако при издании конфиденциальных документов должны быть решены следующие задачи обеспечения защиты информации: • предупреждение ознакомления с документом должностных лиц и сотрудников, не имеющих служебного отношения к данному документу; • предупреждение утраты документа или его частей, элементов текста в процессе передачи документа при издании; • перекрытие визуальных и акустических каналов в процессе обсуждения с должностными лицами содержания документа. Издание документа включает в себя следующие последовательно выполняемые процедуры: • заключительное корректирование текста и подготовка документа к изданию (подбор необходимых материалов, предыдущих документов, уточнение фамилий руководителей и исполнителей, сроков исполнения, указанных в тексте, исправление допущенных неточностей и др.); • итоговое внутреннее согласование документа (предварительное согласование проводилось при работе над черновиком и проектом документа); • внешнее согласование документа; • подписание документа руководителем; • утверждение, одобрение документа (при необходимости). Процедуры этапа организуются лично исполнителем документа. При направлении проекта документа должностному лицу на срок более одного дня передача осуществляется через службу КД с внесением необходимых отметок в учетную форму документа и внутреннюю опись документов, находящихся у должностного лица. Факт передачи документа на срок до одного дня фиксируется росписью должностного лица во внутренней описи документов, находящихся у исполнителя. Проекты конфиденциальных документов должны обязательно визироваться руководителем службы КД. При визировании ему предъявляются все экземпляры документа со всеми приложениями, а также их учетные формы. Если в процессе визирования или подписания проекта документа принимается решение об изменении уровня грифа конфиденциальности, то такое изменение должно быть срочно внесено во все экземпляры документа, черновик, редакции документа, в учетные формы и описи. Изменение грифа во всех указанных материалах заверяется росписью работника службы КД и датируется. Документирование конфиденциальных сведений - изготовление конфиденциального документа сопровождается рядом специфических технологических этапов, необходимых для решения задач обеспечения сохранности всех носителей и конфиденциальности документируемой информации. Иной порядок изготовления конфиденциальных документов неминуемо приведет к утрате секретов фирмы. Приложение 8.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ДОКУМЕНТАМ И БАЗАМ ДАННЫХ ФИРМЫ
1. Общие положения 1.1. Регламентация доступа персонала фирмы к конфиденциальным сведениям, документам и базам 1.2. Разрешительная система решает следующие задачи: • ограничение и регламентация состава сотрудников, функциональные обязанности которых требуют знания секретов фирмы и работы с ценными документами; • обеспечение правомерного доступа персонала фирмы к необходимому им объему сведений, содержащихся в документах; • строгое избирательное и обоснованное распределение документов и информации между сотрудниками; исключение возможности ознакомления сотрудников с излишним объемом сведений, не требующихся им для выполнения должностных обязанностей; • обеспечение сотрудника всем необходимым для реализации своих служебных функций (документами, делами, базами данных, информацией, техническими средствами и т.д.); • беспрепятственный проход сотрудника в здание фирмы, в конкретное рабочее помещение (режимную зону), к выделенному ему офисному рабочему оборудованию и компьютеру; • исключение возможности несанкционированного ознакомления с конфиденциальной информацией посторонних лиц в процессе работы сотрудника с документами, делами и базами данных; • рациональное размещение рабочих мест сотрудников, при котором исключалось бы бесконтрольное использование защищаемой информации (коллективный контроль за работой сотрудников). 1.3. При разработке разрешительной системы доступа к конфиденциальной информации в полной Количество сотрудников фирмы, допускаемых к конфиденциальным сведениям, должно быть строго ограничено кругом лиц, которым указанные сведения действительно необходимы для выполнения возложенных на них служебных обязанностей. Система разрабатывается службой безопасности, а в некрупных фирмах - непосредственно первым руководителем фирмы. 1.4. Разрешительная система включает в себя две составные части: а) допуск сотрудника к конфиденциальной информации и б) непосредственный доступ этого сотрудника к конкретным сведениям. 2. Оформление допуска к конфиденциальным сведениям 2.1. Под допуском понимается процедура оформления права сотрудника фирмы или иного лица на доступ к сведениям (информации) ограниченного распространения и одновременно правовой акт согласия (разрешения) собственника (владельца) информации на передачу ее для работы конкретному лицу. 2.2. Оформление допуска, т.е. согласия лица на определенные ограничения в использовании информации, всегда носит добровольный характер. Наличие допуска предоставляет сотруднику формальное право работать со строго определенным кругом конфиденциальных документов, баз данных и отдельных сведений. К ценной и конфиденциальной информации допускаются, как правило, лица, проработавшие в организации определенное время и зарекомендовавшие себя с положительной стороны. 2.3. В предпринимательских структурах разрешение на допуск дает первый руководитель фирмы. Разрешение оформляется соответствующим пунктом в контракте (трудовом договоре). Допуск может оформляться приказом первого руководителя с указанием типового состава сведений, с которыми разрешается работать данному сотруднику или группе сотрудников. 2.4. Оформление допуска обязательно сопровождается подписанием работником обязательства о неразглашении доверяемых ему конфиденциальных сведений - при поступлении на работу и при увольнении с работы. Допуск может носить временный характер на период выполнения определенной работы и пересматриваться при изменении профиля работы сотрудника. 3. Оформление и организация доступа к конфиденциальным сведениям 3.1. Доступ - практическая реализация каждым сотрудником предоставленного ему допуском права на ознакомление и работу с определенным составом конфиденциальных сведений, документов и баз данных. 3.2. Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям является всегда персонифицированным — индивидуальным как с точки зрения кто даст разрешение, так и с точки зрения кому дается такое разрешение. Руководители, имеющие право давать разрешение на доступ, несут персональную ответственность за принятое решение. Неправильное решение трактуется как разглашение конфиденциальных сведений. 3.3. Сотрудники, работающие с конфиденциальными документами, несут персональную ответственность за сохранение втайне содержания документов, сохранность носителя и соблюдение установленных правил работы с документами. Сотрудники могут получать разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям только в пределах своих должностных (функциональных) обязанностей и в объемах, действительно необходимых им для выполнения служебных обязанностей. 3.4. Доступ санкционируется полномочным должностным лицом (первым руководителем, его заместителем, руководителем подразделения, службы или направления деятельности) в отношении конкретной информации и конкретного сотрудника. Право на выдачу такого разрешения строго регламентируется. 3.5. Разрешение (санкция) на доступ к конкретной информации может быть дано при соблюдении следующих условий:
• наличии подписанного приказа первого руководителя о приеме на работу (переводе, временном замещении, изменении должностных обязанностей и т.п.) или назначении на должность, в состав функциональных обязанностей которой входит работа с данной конкретной информацией; • наличии подписанного сторонами трудового договора (контракта), имеющего пункт о сохранении тайны организации, и подписанного обязательства о неразглашении ставших известными лицу конфиденциальных сведений и соблюдении правил их защиты; | • прямом отношении функциональных обязанностей сотрудника передаваемым ему документам и информации; • знании сотрудником требований нормативно-методических документов по защите информации и сохранению тайны; • наличии необходимых условий в офисе для работы с конфиденциальными документами и базами данных. 3.6. Особенность информационного обслуживания потребителей конфиденциальной информации за- Исполнители, которым документ не адресован руководителем, не только не имеют права доступа к нему, но и не должны знать о существовании такого документа и исходных данных о нем. 3.7. Структура процедуры разграничения доступа должна быть многоуровневой, иерархической. Иерархическая последовательность доступа к информации реализуется по принципу «чем выше уровень доступа, тем уже круг допущенных лиц», «чем выше ценность сведений, тем меньшее число сотрудников могут их знать». 3.8. В соответствии с иерархической последовательностью доступа определяется структура рубежей защиты информации, которая предусматривает постепенное ужесточение защитных мер по иерархической вертикали возрастания уровня конфиденциальности сведений. Этим обеспечивается недоступность этих сведений для случайных людей, злоумышленника и определяется уровень защищенности информации. Достигается также минимизация привилегий по доступу персонала к информации. 3.9. При сбое в системе защиты информации или обнаружении факта утраты информации должно 3.10. Разграничение доступа основывается на однозначном расчленении информации по тематическим группам, уровням конфиденциальности этих групп и пользователям, которым эта информация необходима для работы. Задачей процедуры разграничения доступа является регламентация минимальных потребностей персонала в конфиденциальных сведениях. Расчленение (дробление) информации практически реализуется в перечне конфиденциальной информации фирмы. 3.11. Для практической реализации системы разграничения доступа к информации в фирме составляется схема выдачи разрешений на доступ к массовой (типовой) конфиденциальной информации. Такая схема разрабатывается в двух ракурсах: а) выдача разрешений в зависимости от категорий документов и б) выдача разрешений в зависимости от занимаемой должности. Первая часть схемы имеет графы: разновидности документов, должностное лицо, дающее разрешение, категории сотрудников, кому дается разрешение на доступ. Наименования разновидностей документов берутся из перечня конфиденциальных документов фирмы, наименования должностей н категорий сотрудников - из штатного расписания фирмы. Вторая часть схемы имеет графы: наименование должности лица, дающего разрешение, разновидности документов, категории сотрудникрв, которым дается разрешение на доступ. Схема утверждается первым руководителем фирмы. 3.12. Схема доступа к конфиденциальной информации может составляться в виде матрицы полномо- В схеме отражаются также функциональные (типовые) категории документов, с которыми знакомятся определенные категории сотрудников без специального разрешения. Кроме того, без дополнительного разрешения допускаются к документам: их исполнители (если они продолжают работать по той же тематике) и лица, визировавшие, подписавшие, утвердившие документ. Без специального разрешения могут допускаться также лица, указанные в тексте распорядительных документов. З.!3. Всю конфиденциальную информацию фирмы может знать только первый руководитель фирмы. Конфиденциальную информацию по конкретной работе в полном объеме вправе получать лишь соответствующий заместитель первого руководителя, руководители структурных подразделений или направлений деятельности по специальному перечню, утвержденному первым руководителем. 3.14. Руководитель фирмы имеет право давать разрешение на ознакомление со всеми видами конфиденциальных документов фирмы и всем категориям сотрудников, а также другим лицам. 3.15. Заместители первого руководителя по функциональным сферам (по науке, производственным вопросам, сбыту и др.) имеют право давать разрешение на ознакомление с конфиденциальными сведениями всем нижестоящим руководителям и сотрудникам, но в пределах своей компетенции. 3.16. Руководителям структурных подразделений дается право разрешать доступ к конфиденциальным сведениям всем работникам своих подразделений по тематике их работы. Для осуществления доступа к документам данного подразделения работникам другого подразделения необходимо разрешение соответствующего заместителя руководителя фирмы. Ответственные исполнители работ (направлений деятельности) имеют право давать разрешение на доступ к конфиденциальной информации подчиненным им сотрудникам и в пределах их компетенции. В небольших организациях разрешение на доступ дает только первый руководитель. 3.17. Представителям государственных учреждений, имеющим в соответствии с законом право ознакомления с документацией фирмы, разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям дает только первый руководитель фирмы. При необходимости доступа к конфиденциальным сведениям представителей других организаций, предприятий и фирм руководствуются теми обязательствами, которые были закреплены в соответствующем договоре (контракте) на выполнение работ или услуг. Это касается как документированной информации, так и информации устной, визуальной и любой другой. В этом случае разрешение на доступ дает должностное лицо организации, включенное в специальный перечень, прилагаемый к договору н утвержденный первым руководителем. 3.18. Руководитель фирмы, вне зависимости от формы ее собственности, может устанавливать иные специальные или дополнительные правила доступа к конфиденциальным сведениям, документам, базам данных и носителям информации, конфиденциальным изделиям и продукции. Он несет за это единоличную ответственность. 3.19. Сотрудники фирмы, не включенные в категорию лиц, допускаемых к секретам фирмы, могут быть единовременно допущены к отдельным необходимым им для работы документам с грифом «Конфиденциально» письменным распоряжением руководителя структурного подразделения или ответственного исполнителя работ по согласованию с руководителем службы конфиденциальной документации фирмы. К документам с грифом «Строго конфиденциально» эти лица допускаются в исключительных случаях лично первым руководителем фирмы. 3.20. Служба конфиденциальной документации при распределении документов по исполнителям руководствуется указанной выше схемой, в соответствии с которой документы типового содержания передаются непосредственным сотрудникам без дополнительной резолюции-разрешения полномочного должностного лица. 3.21. При составлении конфиденциального документа следует учитывать, что его содержание не только определяет функциональное назначение документа, но и лежит в основе разрешительной процедуры доступа персонала к данному документу. Поэтому документ необходимо посвящать только одной тематической группе вопросов, предназначенной, но возможности, одному конкретному сотруднику или подразделению. Документ должен быть простым и посвящен одному вопросу. Date: 2015-09-02; view: 776; Нарушение авторских прав |