Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предписание 9 page
Видеоконференции нашли применение в различных областях деятельности фирм: в повышении квалификации и дистанционном обучении сотрудников, в переговорах, презентациях, брифингах; в работе с клиентами и, конечно, при проведении совещаний, заседаний. Но прежде чем закупать и устанавливать конференц-систему, офис-менеджеру (если такая задача будет поставлена именно перед ним) необходимо произвести предварительные расчеты экономической эффективности приобретаемой системы. Учитывая ее большую стоимость, нужно четко представлять интенсивность и области использования видеоконференции. Например, при наличии у фирмы территориально удаленных филиалов и достаточно частом проведении оперативных совещаний и других мероприятий установление такой системы оправданно. Издержки, скорее всего, будут непосильными для организаций малого и среднего бизнеса. Наверное, и по этой объективной причине широкого распространения видеоконференции в нашей стране пока не получили. Хотя прецеденты имеются. Например, она установлена и функционирует в российском отделении концерна RJR (торговые марки Marlboro и Camel), головной офис действует в Москве, а филиал - в Санкт-Петербурге. И последнее важное с точки зрения практики менеджмента и деятельности офис-менеджера замечание. Психологами, менеджерами по результатам обследования работы многих фирм установлено, что самым эффективным является непосредственное общение людей в процессе их управленческой деятельности. Данная закономерность проявляется и в проведении совещаний. Интенсивнее происходит обмен информацией, быстрее достигается позитивный результат - принятие оптимального решения по обсуждаемым проблемам.
7.2.4. Организация протокольных мероприятий Офис-менеджер часто выступает в роли организатора протокольных мероприятий (они предполагают строго установленный регламент проведения): переговоров, презентаций, выставок,-пресс-конференций, приемов. Все они имеют много общего с организационной точки зрения: этапы проведения, процедуры, процессы документирования и т.п. Но в каждом из названных мероприятий есть и своя специфика. Переговоры. В рыночной экономике, когда самостоятельность организаций обрела зримые черты и является объективной реальностью, переговоры стали, по мнению английского ученого Аткинсона, «острием экономических отношений». Можно выделить содержательный и процессуальный аспекты переговоров. Содержательная сторона подготовки переговоров - первого этапа и во многом определяющего позитивный их исход, включает: • предварительный анализ проблемы, диагностику сложившейся (например, на рынке товаров и услуг) ситуации; анализ деятельности конкурентов (или партнеров), составление «эскизной» схемы ведения переговоров; • формирование стратегии и тактики. Определение возможных вариантов решения. На этом этапе подготавливается план деловых переговоров (стратегический или оперативный). Для его составления офис-менеджеру необходимо собрать, систематизировать, скомпоновать и отредактировать необходимые материалы. В зависимости от целей переговоров (в обобщенной классификации они делятся на партнерские и кон-фронтационные) и конкретных задач переговорного процесса происходит сбор информации. В этой работе офис-менеджеру может понадобиться помощь различных служб (маркетинга, финансов, экономической и др.). Другой вариант организационного решения сложных переговорных проблем - создание рабочей группы (или комиссии). Многие мероприятия по проведению переговоров совпадают с теми, что анализировались в совещании: определение времени и места, материальное обеспечение, разработка культурной программы. К специфическим можно отнести составление сметы, формирование состава делегации, вручение памятных подарков и сувениров, организация в особо торжественных случаях приемов. Презентация стала необходимым атрибутом деятельности многих фирм на всех этапах ее развития. Это эффективное средство рекламы производимой продукции или оказываемой организацией услуги, испытанный способ привлечения новых клиентов, метод, позволяющий быстрее продвигать товар на потребительском рынке, завоевывать новые рынки сбыта, укреплять имидж фирмы и т.п. Таков значительный, но не исчерпывающий перечень целей презентации. В процессе реализации этого мероприятия офис-менеджер может участвовать в нем как организатор (на стадии подготовки), презентатор (в ходе ее проведения). Приглашения на презентацию (после определения сроков ее проведения) рассылаются участникам заранее (за 3-4 дня), в них может кратко излагаться и программа мероприятия. При планировании презентации необходимо учитывать, на какую аудиторию она будет рассчитана, какова форма общения с ее участниками: проактивная- презентатор предвидит результат (решение принято ранее) и принимает все меры, направленные на его обеспечение (напоминает автократическое по стилю проведения совещание); интерактивная презентация (тесное и постоянное взаимодействие ведущего и аудитории); возможность корректировки первоначальных идей. Традиционная структура презентации такова: • встреча участников, при необходимости их регистрация; • пресс-конференция или «открывающая» часть (длится несколько минут); ее основная цель - заинтересовать аудиторию, сделать слушателей максимально восприимчивыми; • основная часть с доказательным и конкретным изложением ключевых идей (в форме доклада); • заключение (призыв к действию, итоговая аргументация, актуализация и закрепление первоначальных установок). Основываясь на знании определенных психологических механизмов и стереотипах восприятия, офис-менеджер совместно с психологом может разработать рекомендации (инструкции) по стилю поведения, эффективным методам воздействия на аудиторию и другим вопросам. Деловая часть может совмещаться при проведении презентации с неофициальной, например, приемом участников на ужине (типа «коктейль», «а ля фуршет» и др.).
Контрольные вопросы 1. Каковы основные функции секретаря руководителя? 2. В чем заключаются различия в должностном статусе и функциональных обязанностях секретаря руководителя и офис-менеджера? 3. Из каких основных элементов состоит система управления персоналом в организации? 4. Назовите основные критерии оценки управленческого персонала. 5. Каковы основные задачи офис-менеджера при нормировании деятельности персонала? 6. По какой формуле производится офис-менеджером расчет численности сотрудников службы документации? 7. Назовите цели и этапы проведения проблемных совещаний. 8. Какова роль секретаря и офис-менеджера в организации и проведении совещаний? 9. Почему столь актуальны в современных условиях экономической жизни переговоры, презентации? 10. Какие наиболее важные организационные элементы подготовки переговоров должен знать офис-менеджер? 8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
8.1. Безопасность ценных информационных ресурсов В современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли, сохранения в целостности созданной им организационной структуры и поддержания эффективности ее функционирования является обеспечение экономической безопасности деятельности. Под экономической безопасностью предпринимательской деятельности понимается защищенность деловых интересов каждого творческого коллектива, предприятия и предпринимателя в большом и малом бизнесе. В зарубежной практике термин «экономическая безопасность» обычно не используется, так как поглощается термином «безопасность предпринимательской деятельности от недобросовестной конкуренции». Термин «экономическая безопасность» в значительной степени отражает специфичность современной российской экономики, в которой существенное место занимает обширная криминализация деловой сферы и всеохватывающая коррупция государственных структур, при которых механизм реализации законодательной гарантии защиты интересов предпринимателя практически отсутствует. Одной из главных составных частей экономической безопасности (одновременно с правовой, маркетинговой и физической частями этого понятия) является информационная безопасность. Информационная безопасность носит концептуальный характер и предполагает решение комплекса задач поддержания информационных ресурсов фирмы в безопасном состоянии. Включает в себя две составные части: а) комплексную программу (концепцию) обеспечения безопасности информационных ресурсов, отражающую актуальные задачи в этой области с учетом развития сферы интересов фирмы, и б) целесообразную в настоящий момент и перспективе концепцию защиты информации, реализующую заданный программой необходимый уровень безопасности информационных ресурсов фирмы. Концепция информационной безопасности основывается на аналитических исследованиях потенциальных и реальных угроз этим ресурсам, систематической работе по определению и эволюции состава ценной, конфиденциальной информации и формированию в соответствии с этим динамичной и достаточной структуры задач по защите информации. Информационная безопасность предполагает защищенность (безопасность) конфиденциальной информации на любых носителях в информационных системах любых типов от случайных и преднамеренных несанкционированных воздействий естественного или искусственного свойства, направленных на уничтожение, разрушение, видоизменение тех или иных данных, изменение степени доступности ценных сведений, в том числе в машинной и внемашинной сферах. Как мы видим, целью информационной безопасности является безопасность информационных ресурсов в любой момент времени и в любой обстановке. Под безопасностью информационных ресурсов (информации) понимается относительно гарантированная в конкретной ситуации защищенность информации во времени и пространстве от любых объективных и субъективных угроз (опасностей), возникающих в обычных условиях функционирования фирмы и условиях экстремальных ситуаций. Существенным вопросом безопасности является не столько «как защищать?» (т.е. не столько технология защиты), сколько предмет защиты - что защищать, почему защищать и от кого защищать? Проблемы обеспечения безопасности информации становятся все более сложными и значимыми в связи с массовым переходом информационных технологий в управлении на безбумажную автоматизированную основу и электронный документооборот. При всей прогрессивности этого перехода одновременно существенно расширяется и содержательно обновляется комплекс организационных, технических и технологических трудностей в предотвращении преступного и достаточно простого вмешательства в информационные ресурсы, которые стали легкой добычей посторонних лиц. Подобные проблемы особенно характерны для коммерческих, негосударственных структур. В недалеком прошлом главная опасность состояла в утрате конфиденциальных документов, разглашении ценных сведений или их утечке по техническим каналам. Сейчас получило широкое развитие незаконное тайное оперирование электронными документами, сведениями (без их кражи) в компьютерных базах данных, незаконное использование электронных массивов и последующее извлечение материальной выгоды из таких действий. В этих условиях особенно важно учитывать, что защита электронной конфиденциальной информации осуществляется не только и не столько программно-аппаратными, криптографическими и техническими методами и средствами. Она невозможна без соблюдения требований ее защиты правовыми и организационными методами, особенно во внемашинной сфере, что несущественно для автоматизированной обработки открытой информации. При игнорировании этих требований, требований комплексности защиты, уязвимость информации на магнитных, бумажных и иных носителях резко возрастает, и гарантировать в этих условиях безопасность информационных ресурсов, коммерческой (предпринимательской) тайны становится невозможно. Сформированные в рамках концепции информационной безопасности перспективные и текущие задачи защиты информации являются определяющими при формировании и постоянной актуализации технологического процесса защиты, предупреждающего нарушение доступности, сохранности, целостности, достоверности и конфиденциальности ценных информационных ресурсов фирмы. Решение указанных задач основыэается на принципе персональной ответственности руководителей всех уровней и персонала фирмы за использование информации в соответствии с действующим законодательством и их функциональными обязанностями. Концепция защиты реализуется в механизме (системе) защиты информации. Предполагается, что защита ценной информации осуществляется прежде всего от главной опасности - несанкционированного доступа или ознакомления с информацией постороннего лица и в результате этого кражи, копирования, разглашения, уничтожения, фальсификации, искажения, незаконного оперирования, модификации, подмены и других угроз. Следует учитывать, что архитектура системы защиты должна охватывать не только электронные информационные системы, но и весь управленческий комплекс фирмы в единстве его реальных функциональных и структурных частей, традиционных документационных процессов. Отказаться от бумажных документов и часто рутинной, исторически сложившейся управленческой технологии не всегда представляется возможным, особенно если вопрос стоит о безопасности ценной, конфиденциальной информации. Следовательно, безопасность ценной документированной информации (документов) определяется уровнем ее защищенности от различных угроз: стихийных бедствий, других неуправляемых событий, пассивных и активных попыток злоумышленника создать потенциальную или реальную угрозу несанкционированного доступа к документам, делам, базам
8.2. Ценная информация и конфиденциальные документы
данных, а также опасностей неправомерного использования кем-либо ценных сведений (особенно имеющих электронную форму отображения), нарушения их сохранности, целостности и конфиденциальности.
8.2. Ценная информация и конфиденциальные документы Предпринимательская деятельность всегда связана с созданием, использованием и хранением значительных объемов информации и документов, которые представляют конкретную ценность для фирмы и подлежат защите от различных видов угроз. Документированные информационные ресурсы, которые используются предпринимателем в бизнесе и управлении фирмой, являются его собственной или частной информацией, представляющей для него значительную ценность. Эта информация является интеллектуальной собственностью предпринимателя и нуждается в охране. Под интеллектуальным продуктом понимается результат творческого труда предпринимателя или коллектива сотрудников фирмы, имеющий конкретную ценность для собственника или владельца. Интеллектуальный продукт, как составной элемент интеллектуальной собственности, - это коммерчески ценная идея, реализованная в информационном виде. Ценность информации может быть стоимостной категорией и характеризовать конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утрате. Информация становится часто ценной ввиду ее правового знания для фирмы или развития бизнеса, например: учредительные документы, программы и планы, договоры с партнерами и посредниками и т.д. Ценность может проявляться в ее перспективном научном, техническом или технологическом значении. Обычно выделяется два вида информации, интеллектуально ценной для предпринимателя: • техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, рецептуры, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п.; • деловая: управленческие решения, методы реализации функций, стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п. Ценная информация формируется в следующих направлениях деятельности фирмы: • управление фирмой - применяемые нетрадиционные методы управления, порядок подготовки и принятия решений по направлениям деятельности фирмы и другим вопросам; • прогнозирование и планирование деятельности фирмы - расширение или свертывание производства, предполагаемый объем исследований, программы развития, программы взаимодействия с другими фирмами, планы инвестиций, продажи, закупок и т.п.; • финансовая деятельность фирмы - баланс, сведения о состоянии банковских счетов и уровне доходности продукции, информация о получении кредитов, кругообороте средств и производственных операциях, долговых обязательствах и т.д.; • производственная деятельность фирмы - производственные мощности, тип используемого оборудования, запасы сырья, материалов и комплектующих изделий, готовом продукции и т.п.; • торговая деятельность фирмы - информация о рыночной стратегии, методах осуществления продаж, результатах изучения рынка, эффективности коммерческой деятельности и т.п.; • переговоры и совещания-по направлениям деятельности фирмы - информация о подготовке, содержании и результатах проведения переговоров с посредниками и деловыми партнерами, о совещаниях с персоналом фирмы и т.п.; • формирование ценовой политики на продукцию и услуги фирмы - информация о структуре цен, предполагаемых расчетных ценах в будущем, методы расчета, размеры скидок и т.п.; • формирование состава клиентов, компаньонов, посредников и поставщиков фирмы, потребителей ее продукции - сведения о зарубежных и внутренних заказчиках, подрядчиках, поставщиках, потребителях и т.п.; • изучение направленности интересов конкурентов фирмы - используемые методы аналитической работы и способы борьбы за рынок, результаты маркетинговых исследований и т.п.; • участие в торгах и аукционах - стратегическая информация, информация о подготовке, намечаемых ценах, результатах и т.п.;
• научная и исследовательская деятельность по созданию новой техники и технологий -сведения о программах перспективных исследований, результатах и т.п.; • использование новых технологий - информация об их содержании, специфике применения, получаемом эффекте и т.п.; • управление персоналом фирмы - персональные сведения о сотрудниках, методики подбора, тестирования кандидатов на должности, результаты текущей работы с персоналом и т.п.; • организация безопасности фирмы - сведения о функционировании службы безопасности, содержании системы защиты информации, системе охраны и т.п. Наиболее ценными являются сведения о производстве и продукции, рынке, научных разработках, материально-техническом обеспечении фирмы, условиях контрактных переговоров, сведения о персонале, системе безопасности фирмы. Больше всего конкурентов интересует информация о динамике сбыта продукции и эффективности предоставляемых фирмой услуг. В России сфера интересов конкурента обычно включает, в первую очередь, финансовую деятельность фирмы и направления обеспечения безопасности работы фирмы. К разряду ценных и всегда подлежащих защите относятся сведения, составляющие производственную или коммерческую тайну сотрудничающих с фирмой партнеров, заказчиков и клиентов. В соответствии с основополагающими принципами обеспечения безопасности информационных ресурсов фирмы сведения могут быть: а) открытыми, т.е. общедоступными, используемыми в работе без специального разрешения, публикуемыми в средствах массовой информации, оглашаемыми на конференциях, в выступлениях, интервью и т.п. и б) ограниченного доступа и использования, т.е. содержащими тот или иной вид тайны и подлежащими защите, охране, наблюдению и контролю. Под информационными ресурсами, отнесенными к категории ограниченного доступа к ним персонала и иных лиц, подразумевается документированная на любом носителе (бумажном, магнитном, фотографическом и др.) ценная текстовая, изобразительная или электронная информация, отражающая приоритетные достижения в области государственной, экономической, предпринимательской и другой деятельности, разглашение которой может нанести ущерб интересам государства или ее собственника. Законодательство Российской Федерации запрещает относить к информации ограниченного доступа: • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ор- 8.2. Ценная информация и конфиденциальные документы 213
ганизаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне; • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Ценная общедоступная информация охраняется нормами информационного права (патентного, авторского, смежных прав и др.). Ценная информация ограниченного доступа дополнительно защищается регламентацией сферы и специально установленного порядка ее распространения, использования и обработки. В соответствии с этим документированная информация (документы) ограниченного доступа делится на секретную и несекретную. Обязательным признаком (критерием принадлежности) секретного документа является наличие в нем сведений, составляющих в соответствии с законодательством государственную тайну. Несекретные документы, включающие сведения, относимые к негосударственной тайне (служебной, коммерческой, банковской, производственной, тайне фирмы и др.) или содержащие персональные данные, именуются конфиденциальными. Под конфиденциальным {закрытым, защищаемым) документом понимается необходимым образом оформленный носитель документированной информации, содержащей сведения ограниченного доступа или использования, которые составляют интеллектуальную собственность юридического или физического лица. Несмотря на то что конфиденциальность является синонимом секретности, термин широко используется исключительно для обозначения информационных ресурсов ограниченного доступа, не отнесенных к государственной тайне. Конфиденциальность отражает ограничение, которое накладывает собственник информации на доступ к ней других лиц, т.е. собственник устанавливает правовой режим этой информации в соответствии с законом. Конфиденциальные документы включают в себя: • в государственных структурах - документы, проекты документов и сопутствующие материалы, относимые к служебной информации ограниченного распространения (называемые в чиновничьем обиходе документами для служебного пользования), содержащие сведения, отнесенные к служебной тайне, имеющие рабочий характер и не подлежащие опубликованию в открытой печати; • в предпринимательских структурах и направлениях подобной деятельности - документы, содержащие сведения, которые их собственник или владелец в соответствии с законодательством имеет право отнести к коммерческой (предпринимательской) тайне, тайне фирмы, тайне мастерства; • независимо от принадлежности - документы и базы данных, фиксирующие любые персональные данные о гражданах, содержащие профессиональную тайну, обеспечивающую защиту личной или семейной тайны граждан, а также содержащие техниче ские и технологические новшества (до их патентования), тайну предприятий связи, сферы обслуживания и других структур. Под персональными данными понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Называть конфиденциальные документы секретными или ставить на них гриф секретности не допускается. Особенностью конфиденциального документа является то, что он представляет собой одновременно: • массовый носитель ценной, защищаемой информации; • основной источник накопления и объективного распространения этой информации, а также ее неправомерного разглашения или утечки; • обязательный объект защиты. Важно, что собственная ценная информация предпринимателя, подлежащая защите, не обязательно является конфиденциальной. Обычный правовой документ важно сохранить в целостности и сохранности, обезопасив от похитителя или стихийного бедствия. Защите подлежит любая официальная документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода в число общеизвестных. Степень ценности информации и необходимая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости. При этом предприниматель всегда решает один принципиальный вопрос: использовать ценную информацию для производства товаров, их продажи или, запатентовав новшество, иметь прибыль от продажи лицензий. При решении вопроса учитывается, что защита ценной информации стоит дорого и всегда есть опасность потерять ее в результате действий конкурента. В соответствии с этим конфиденциальность документов всегда имеет значительный разброс по срокам ограничения свободного доступа к ним персонала фирмы (от нескольких часов до значительного числа лет). Следует учитывать, что основная масса конфиденциальных документов после окончания их исполнения или работы с ними теряет свою ценность и конфиденциальность. Например, переписка до заключения контракта может иметь гриф конфиденциальности, но после его подписания этот гриф с письменного разрешения первого руководителя фирмы снимается. Оставшиеся конфиденциальными исполненные документы, сохраняющие ценность для деятельности фирмы, формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел. Период нахождения конфиденциальных документов в делах может быть кратковременным или долговременным в зависимости от ценности информации, содержащейся в документах дела. Период конфиденциальности документов зависит от специфики деятельности фирмы. Например, производственные, научно-исследовательские фирмы обладают значительно более ценными документами, чем торговые, посреднические и др. Можно предположить, что в среднем кратковременный период конфиденциальности составляет 1-3 года, долговременный - свыше этого срока. Документы, относимые к производственной, профессиональной тайне, а также содержащие персональные сведения о гражданах, могут сохранять конфиденциальность в течение длительного времени. Однако при этом не следует отождествлять два разных понятия - срок хранения документов и период их конфиденциальности, хотя конфиденциальные документы характеризуются и тем и другим понятиями. Период конфиденциальности может быть длиннее, чем срок хранения документов и дел. Документы долговременного периода конфиденциальности (программы и планы развития бизнеса, технологическая документация ноу-хау, изобретения и др.) имеют усложнен- ный вариант обработки и хранения, обеспечивающий безопасность информации и ее носителя. Документы кратковременного периода конфиденциальности, имеющие оперативное значение для деятельности фирмы, обрабатываются и хранятся по упрощенной схеме и могут не выделяться из технологической системы обработки открытых документов при наличии в этой системе минимальных защитных, контрольных и аналитических элементов. Следовательно, в основе безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа лежит выработка критериев ценности документированной информации (документов) для предпринимателя и отнесения их к категории конфиденциальных. Главными аспектами, характеризующими конфиденциальные документы, являются наличие их в различных по типу организационных структурах и объективная нестабильность продолжительности срока ограничения доступа к ним персонала.
8.3. Регламентация состава конфиденциальных сведений и документов Процесс выявления и регламентации реального состава информации, представляющей ценность для предпринимателя, в том числе составляющей тайну фирмы, является основополагающей частью системы защиты информации. Принимая во внимание, что система защиты ценной и конфиденциальной информации является дорогостоящей технологией, определение состава сведений, подлежащих защите, должно базироваться на принципе экономической целесообразности их защиты. Поэтому анализ информационных ресурсов фирмы осуществляется с учетом двух основных критериев: степени заинтересованности конкурентов в информации и степени ценности информации (стоимостной, правовой, деловой). Для анализа необходимо иметь не только полный перечень реальных и потенциальных конкурентов, но и знать слабые и сильные стороны их деятельности, обладать информацией о состоянии дел у каждого конкурента, разрабатываемых новшествах, сотрудничестве со структурами промышленного шпионажа или криминальными структурами. На этой основе можно с полной уверенностью определить, какую информацию фирма не хотела бы раскрывать конкурентам. Необходимо также определить экономическую значимость новшества, рассчитать величину ущерба от его утраты и на этой основе сделать вывод о том, является ли оно предметом коммерческой тайны и объектом защиты. Date: 2015-09-02; view: 549; Нарушение авторских прав |