Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика особенностей внутрисемейных отношений
Диагностическая работа с семьей — обязательный аспект для выявления причин неблагополучия в развитии ребенка. Практический психолог должен уметь не только диагностировать психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и анализировать особенности тех моделей воспитания, которые формируют различные качества у детей или приводят к выраженным невротическим реакциям. В некоторых случаях необходимо дополнительное исследование личностных особенностей родителей. Кроме профессиональных знаний психологу необходимо умение наладить с родителями ребенка контакт, заслужить авторитет и доверие, мотивировать их на совместную работу. Существует целый комплекс диагностических средств, предназначенных для изучения детско-родительских отношений: методика АСВ (анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера, опросник родительского отношения (А, Я. Варга, Э. Г. Столин), опросник ВРР (взаимодействия родитель-ребенок) И. И. Марковской, проективные методики «Рисунок семьи» (описание приведено в первой главе), «Незаконченные предложения», «Родительское сочинение» и др. Однако мы остановимся подробнее только на двух методиках: «Родительском сочинении» и «Опроснике родительского отношения»
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ» (автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой)
Инструкция: «Уважаемый родитель, расскажите максимально полно, в свободной форме, о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими радостями и опасениями. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается». Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства. 1.Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например, его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и др. 2.Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения. 3.Все сочинение в целом связано с мотивом обращения в консультацию. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент. 4.Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, могут определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при формальном отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Контент-анализ родительских сочинений осуществляется по категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.
Date: 2015-09-02; view: 677; Нарушение авторских прав |