Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика особенностей внутрисемейных отношений





 

 

Диагностическая работа с семьей — обязательный аспект для выявления причин неблагополучия в развитии ребенка.

Практический психолог должен уметь не только диагностировать психологический климат в семье и взаимо­отношения детей с родителями, но и анализировать особенности тех моделей воспитания, которые формируют различные качества у детей или приводят к выраженным невротическим реакциям. В некоторых случаях необходимо дополнительное исследование личностных особенностей родителей.

Кроме профессиональных знаний психологу необходимо умение наладить с родителями ребенка контакт, зас­лужить авторитет и доверие, мотивировать их на совмес­тную работу.

Существует целый комплекс диагностических средств, предназначенных для изучения детско-родительских отношений: методика АСВ (анализ семейного воспита­ния) Э. Г. Эйдемиллера, опросник родительского отношения (А, Я. Варга, Э. Г. Столин), опросник ВРР (взаимодействия родитель-ребенок) И. И. Марковской, проек­тивные методики «Рисунок семьи» (описание приведено в первой главе), «Незаконченные предложения», «Родительское сочинение» и др.

Однако мы остановимся подробнее только на двух методиках: «Родительском сочинении» и «Опроснике родительского отношения»

 

«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ»

(автор В. В. Столин, адаптация А. И. Тащевой)

 

 

Инструкция:

«Уважаемый родитель, расскажите максимально полно, в свободной форме, о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими радостями и опасениями. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства.

1.Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например, его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и др.

2.Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит, не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.

3.Все сочинение в целом связано с мотивом обращения в консультацию. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4.Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, могут определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при формальном отношении пси­холога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может при­нять форму оправдания. Контент-анализ роди­тельских сочинений осуществляется по категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

 

 







Date: 2015-09-02; view: 677; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию